рейтинг блогов

Вокзал в стиле "деревянный модерн" на станции Кишерть

топ 100 блогов periskop31.10.2018 18 октября добрался до станции Кишерть на 1555 км Главного хода Транссиба (участок Пермь - Екатеринбург).
Ехали туда с товарищем на машине с заездом на скалу Ермак и в Бершеть (Юг); Кишерть получилась самым дальним пунктом поездки. Станция эта примечательна тем, что на ней сохранился в совершенно аутентичном виде комплекс привокзальных построек 1909 года, в т.ч. и деревянный вокзал в стиле модерн. 1909 - это год пуска линии в постоянную эксплуатацию, т.е. сейчас вокзалу почти 110 лет. Данный участок описан у меня в Путеводителе в главе 7 "Средний Урал" (Пермь-2 - Первоуральск, 337 км), так вот нужно было к нему визуальную фактуру. Добыли её успешно :)
Давайте посмотрим, как выглядит подлинный "вольсовский" вокзал и окружающие пристанционности.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть


2. Едем к Усть-Кишерти (так называется посёлок) со стороны основной трассы Пермь - Екб. Там примерно 15 км от него, село находится в стороне. На фото - арт-объект "Космолёт" (частично заслонён столбом) и часовенка на пригорке.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

3. Спускаемся в село. Станция - налево от этой дороги.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

4. Подъезжаем, и действительно - вокзал в совершенно аутентичном состоянии! Стоит себе, красавец, до сих пор!
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

5. Целое практически всё, он как музей под открытым небом сохранился.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

"Вольсовским" вокзал называется потому, что проектировал его Феофан Евтихиевич Вольсов; это была эпоха увлечения стилем «модерн» начала 1900-х гг. Оттого и вокзал в таком стиле. Странное имя-отчество Вольсова - от родителей-старообрядцев. В момент проектирования Вольсову было всего 26-27 лет, его наняло управление Пермь-Екатеринбургской линии за оригинальный проект. Таких вокзалов дальше будет около десятка; это типовой проект вокзала станции IV класса Пермь-Екатеринбургской линии. После постройки этой линии Ф. Е. Вольсов уехал в Симбирск, где долгое время был главным архитектором и построил там множество зданий.

К сожалению, не так давно (лет 5-10 назад) руководство Свердловской ж.д. по какой-то причине превратило часть вокзальных шедевров в засайдингованные убожества: упростило окна, ликвидировало мелкие резные детали, придававшие зданиям неповторимый вид, а также выпотрошило старую начинку и превратило красивые исторические здания их в бездушные пластиковые коробки. В конце я покажу (сравнительно) вокзал ст. Мулянка на 1466 км Транссиба - идентичного проекта, и будет видно, во что превращаются шедевры истории транспорта при "оптимизации".

6. Идём к путям Транссиба. Вид на вокзал сбоку.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

7. Вид в "екатеринбургскую" сторону. 1555 км Транссиба.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

8. Недавно на перроне были также сооружены павильоны для ожидания, в "корпоративной" раскраске. См. справа.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

9. Вокзал Кишерть со стороны путей. Виден бюст кому-то, подойдём к нему поближе.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

10. Вот он. Это бюст местного промышленника и мецената Петра Сосипатровича Ковина (1861-1918).
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

11. По левой стороне лестницы к вокзалу установлено 4 стенда с исторической информацией, так вот один из них и посвящен П.С. Ковину.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

12. Посмотрите, какое сложное тут окно.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

13. На входе в вокзал висит обязательное (с недавних пор - с 2017 г.) уведомление о зоне транспортной безопасности.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

14. При входе на вокзал, к счастию, рамок нет - до такого абсурда на маленьких станциях ещё не дошли. В зале ожидания тихо, пахнет печкой и дымком. Скамейки уже новые, но всё остальное сохранено как есть.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

15. Двери старые, плитка не знаю. Печка тоже заслуженная :)
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

16. Ещё одна печка и вход ещё куда-то. Наверное, в кладовую. На часах укреплена табличка про местное время. Это важно! - так как с 1918 по 2017 гг. на всех станциях РСФСР, потом СССР, потом России всегда было московское время - по которому живёт железная дорога. Но сейчас новые веяния, и время уже местное.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

17. Больше всего меня внутри поразило то, что сохранилось даже окошко кассира 1909 г.!
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

18. Рядом построено современное здание поста ЭЦ, где сидит дежурная по станции. Оно тоже с мотивами а-ля Вольсов, а не просто квадратно-гнездовое.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

19. Ещё дальше вдоль путей - продуктовый магазин.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

20. А вот идёт пассажирский, со стороны Перми, под ЭП2К.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

21. Ещё постройка, того же времени (1909).
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

22. За вокзалом - водонапорная башня, не менее красивая, чем старый вокзал.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

23. Красотищща!
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

24. Неотшлифованный камень - тогда так любили строить, в 1900-х. Брутально, грубовато, "настояще".
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

25. Вокзал с другого бока.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

26. На печных трубах остались даже старинные элементы, отводящие дым вбок!
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

27. Дальше - типовой путейский дом.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

28. Рядом - ГАЗ-53. Не музейный - рабочий.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

29. Снова посмотрим в сторону Екатеринбурга, на восточной горловине станции.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

30. Вокзал со второй платформы.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

31. Если ехать на восток, линия отворачивает вправо и идёт у подножия пологого холма.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

32. На Кишерти мы пробыли больше часа, встретив около пяти или шести поездов в разные стороны. Тихая станция, красивый вокзал, шикарные виды. Потом сумерки уже сгустились, и после 7 вечера мы поехали обратно в Пермь.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

33. А теперь - внимание! Для сравнения - выпотрошенный вокзал Мулянка того же проекта, который через несколько дней заснял Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть polikliet.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

34. Смотрите, что делают с шедевром. Выпотрашивают внутренности, предельно упрощают все оформление, сдирают сложный декор и подлинные оконные рамы. Затем всё это обшивают дешевеньким сайдингом со стройрынка. И - вуаля, "оптимизация" и "экономия"! Больше не надо заботиться о печном отоплении и сложных деревянных конструкциях. Простенько и современно!
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

35. Внутри тоже все становится пластиковое и бездушное, история исчезает.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

36. Конечно, не хотелось бы, чтобы Кишерть тоже подверглась подобной "оптимизации". Интересно, она на охране как архитектурный памятник, или нет?
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

37. А вот так эта Мулянка выглядела до "оптимизации" - моё фото 1999 г.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

PS. Очень надеюсь, что руководство РЖД не допустит "оптимизации" (по факту - уничтожения) оставшихся исторических шедевров, а с "реновированных" вокзалов со временем счистят эту уродливую дешёвую скорлупу, и вернут вокзалам первозданный вид. Ведь уважение к национальной истории начинается не с трескучих слов, а с конкретных дел.

Поддержать проект Транссибирского Путеводителя:
----------
Карта Сбербанка (Mastercard): 5469 5500 3789 5866
Яндекс-Деньги: 410 0113 2778 7622


Оставить комментарий

Alexey Baluev 11.03.2019 13:54
Вокзал в Мулянке сгорел в феврале 2019
Архив записей в блогах:
Гюстав Моро. Гесиод и муза. 1891         В юности художник Альбер Марке учился в парижской Школе изящных искусств в мастерской Гюстава Моро. ...
Всё самое важное. Разве что не хватает ножа. ...
Армения, Белоруссия, Боливия, Куба, Северная Корея, Никарагуа, Судан, Сирия, Венесуэла, Зимбабве. Круто. Есть чем гордиться. Но это, как я понимаю, те, кто помогает новой мировой точке силы подняться с колен. В моем детстве была популярна поговорка: скажи мне, кто твой друг и я скажу, ...
Владимир Путин, 11 октября 2023: «...Европейские страны фактически отказались от наших энергоносителей – не полностью, но пытаются это сделать, – которые многие годы обеспечивали экономическое и социальное благополучие Евросоюза... Иногда смотришь – удивляешься, чего они делают там. Ну, ...
Настоящий «животный» позитив. Наконец -то терморегуляция у этой «животИны» нормализовалась. Это позволяет соболю, обычно живущему на лоджии — заразить тебя неожиданными позитивными эмоциями ))...  Первый снег - и первый за полгода «тазик снега» в доме — вызывает у хищника ...