рейтинг блогов

Вокзал в стиле "деревянный модерн" на станции Кишерть

топ 100 блогов periskop31.10.2018 18 октября добрался до станции Кишерть на 1555 км Главного хода Транссиба (участок Пермь - Екатеринбург).
Ехали туда с товарищем на машине с заездом на скалу Ермак и в Бершеть (Юг); Кишерть получилась самым дальним пунктом поездки. Станция эта примечательна тем, что на ней сохранился в совершенно аутентичном виде комплекс привокзальных построек 1909 года, в т.ч. и деревянный вокзал в стиле модерн. 1909 - это год пуска линии в постоянную эксплуатацию, т.е. сейчас вокзалу почти 110 лет. Данный участок описан у меня в Путеводителе в главе 7 "Средний Урал" (Пермь-2 - Первоуральск, 337 км), так вот нужно было к нему визуальную фактуру. Добыли её успешно :)
Давайте посмотрим, как выглядит подлинный "вольсовский" вокзал и окружающие пристанционности.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть


2. Едем к Усть-Кишерти (так называется посёлок) со стороны основной трассы Пермь - Екб. Там примерно 15 км от него, село находится в стороне. На фото - арт-объект "Космолёт" (частично заслонён столбом) и часовенка на пригорке.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

3. Спускаемся в село. Станция - налево от этой дороги.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

4. Подъезжаем, и действительно - вокзал в совершенно аутентичном состоянии! Стоит себе, красавец, до сих пор!
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

5. Целое практически всё, он как музей под открытым небом сохранился.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

"Вольсовским" вокзал называется потому, что проектировал его Феофан Евтихиевич Вольсов; это была эпоха увлечения стилем «модерн» начала 1900-х гг. Оттого и вокзал в таком стиле. Странное имя-отчество Вольсова - от родителей-старообрядцев. В момент проектирования Вольсову было всего 26-27 лет, его наняло управление Пермь-Екатеринбургской линии за оригинальный проект. Таких вокзалов дальше будет около десятка; это типовой проект вокзала станции IV класса Пермь-Екатеринбургской линии. После постройки этой линии Ф. Е. Вольсов уехал в Симбирск, где долгое время был главным архитектором и построил там множество зданий.

К сожалению, не так давно (лет 5-10 назад) руководство Свердловской ж.д. по какой-то причине превратило часть вокзальных шедевров в засайдингованные убожества: упростило окна, ликвидировало мелкие резные детали, придававшие зданиям неповторимый вид, а также выпотрошило старую начинку и превратило красивые исторические здания их в бездушные пластиковые коробки. В конце я покажу (сравнительно) вокзал ст. Мулянка на 1466 км Транссиба - идентичного проекта, и будет видно, во что превращаются шедевры истории транспорта при "оптимизации".

6. Идём к путям Транссиба. Вид на вокзал сбоку.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

7. Вид в "екатеринбургскую" сторону. 1555 км Транссиба.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

8. Недавно на перроне были также сооружены павильоны для ожидания, в "корпоративной" раскраске. См. справа.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

9. Вокзал Кишерть со стороны путей. Виден бюст кому-то, подойдём к нему поближе.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

10. Вот он. Это бюст местного промышленника и мецената Петра Сосипатровича Ковина (1861-1918).
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

11. По левой стороне лестницы к вокзалу установлено 4 стенда с исторической информацией, так вот один из них и посвящен П.С. Ковину.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

12. Посмотрите, какое сложное тут окно.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

13. На входе в вокзал висит обязательное (с недавних пор - с 2017 г.) уведомление о зоне транспортной безопасности.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

14. При входе на вокзал, к счастию, рамок нет - до такого абсурда на маленьких станциях ещё не дошли. В зале ожидания тихо, пахнет печкой и дымком. Скамейки уже новые, но всё остальное сохранено как есть.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

15. Двери старые, плитка не знаю. Печка тоже заслуженная :)
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

16. Ещё одна печка и вход ещё куда-то. Наверное, в кладовую. На часах укреплена табличка про местное время. Это важно! - так как с 1918 по 2017 гг. на всех станциях РСФСР, потом СССР, потом России всегда было московское время - по которому живёт железная дорога. Но сейчас новые веяния, и время уже местное.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

17. Больше всего меня внутри поразило то, что сохранилось даже окошко кассира 1909 г.!
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

18. Рядом построено современное здание поста ЭЦ, где сидит дежурная по станции. Оно тоже с мотивами а-ля Вольсов, а не просто квадратно-гнездовое.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

19. Ещё дальше вдоль путей - продуктовый магазин.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

20. А вот идёт пассажирский, со стороны Перми, под ЭП2К.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

21. Ещё постройка, того же времени (1909).
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

22. За вокзалом - водонапорная башня, не менее красивая, чем старый вокзал.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

23. Красотищща!
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

24. Неотшлифованный камень - тогда так любили строить, в 1900-х. Брутально, грубовато, "настояще".
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

25. Вокзал с другого бока.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

26. На печных трубах остались даже старинные элементы, отводящие дым вбок!
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

27. Дальше - типовой путейский дом.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

28. Рядом - ГАЗ-53. Не музейный - рабочий.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

29. Снова посмотрим в сторону Екатеринбурга, на восточной горловине станции.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

30. Вокзал со второй платформы.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

31. Если ехать на восток, линия отворачивает вправо и идёт у подножия пологого холма.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

32. На Кишерти мы пробыли больше часа, встретив около пяти или шести поездов в разные стороны. Тихая станция, красивый вокзал, шикарные виды. Потом сумерки уже сгустились, и после 7 вечера мы поехали обратно в Пермь.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

33. А теперь - внимание! Для сравнения - выпотрошенный вокзал Мулянка того же проекта, который через несколько дней заснял Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть polikliet.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

34. Смотрите, что делают с шедевром. Выпотрашивают внутренности, предельно упрощают все оформление, сдирают сложный декор и подлинные оконные рамы. Затем всё это обшивают дешевеньким сайдингом со стройрынка. И - вуаля, "оптимизация" и "экономия"! Больше не надо заботиться о печном отоплении и сложных деревянных конструкциях. Простенько и современно!
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

35. Внутри тоже все становится пластиковое и бездушное, история исчезает.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

36. Конечно, не хотелось бы, чтобы Кишерть тоже подверглась подобной "оптимизации". Интересно, она на охране как архитектурный памятник, или нет?
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

37. А вот так эта Мулянка выглядела до "оптимизации" - моё фото 1999 г.
Вокзал в стиле деревянный модерн на станции Кишерть

PS. Очень надеюсь, что руководство РЖД не допустит "оптимизации" (по факту - уничтожения) оставшихся исторических шедевров, а с "реновированных" вокзалов со временем счистят эту уродливую дешёвую скорлупу, и вернут вокзалам первозданный вид. Ведь уважение к национальной истории начинается не с трескучих слов, а с конкретных дел.

Поддержать проект Транссибирского Путеводителя:
----------
Карта Сбербанка (Mastercard): 5469 5500 3789 5866
Яндекс-Деньги: 410 0113 2778 7622


Оставить комментарий



Alexey Baluev 11.03.2019 13:54
Вокзал в Мулянке сгорел в феврале 2019
Архив записей в блогах:
OLOZA.RU Наконец-то (!!!) ссылка oloza.ru теперь не просто пустующая страничка - а вполне себе сайт! Урра! Не прошло и 4х лет - а у меня есть сайт-визитка! Начинали делать сайт дважды и каждый раз все останавливалось на полпути... и я решила оставить ...
- 80-х гг., пиночетовской, так сказать, эпохи. Ой хороша, ой пригожа. В СССР такого не было (да! да!), потому как вата заместо тампонов и парусина заместо купальников. Покончив с этими злободневными нападками на советский режим, перейдем к научной части поста. Многие из вас спросят: ...
Было это лет двадцать назад. Я возвращалась от подруги. Пьяная... Ну, как пьяная... Выпили мы с ней по паре бокалов вина. Но, поскольку прогулке по поздневечерней Москве я предпочла такси, это вино еще вполне себе было очевидно. Прижала  "таблетку" к домофону, открыла. Гул стоял ...
buzz.google.com — гугл сделал свой ...
Улице Карла Маркса в Симферополе уже в следующем году могут вернуть её историческое название – Екатерининская. Об этом сегодня на пресс-конференции заявил сенатор от Республики Крым Сергей Цеков. « Я думаю, что наше общество уже созрело, всё-таки понимают роль Екатерины II и ...