Во всей его славе: голый Христос Микеланджело
tanjand — 26.09.2017Микеланджело осмелился вылепить Иисуса голым, но на протяжении веков церковь покрывала его причудливой, чужеродной завесой из бронзы. Этот хитрый аксессуар все еще на месте. Вера Микеланджело в полное раскрытие человеческого Христа все еще слишком современна для церкви 21-го века.
Но есть еще одна версия этой великой скульптуры, которую никто не собирался скрывать.
Первая версия Микеланджело была предоставлена Национальной галерее в Лондоне для своей выставки Микеланджело и Себастьяно, которая состоится в следующем месяце. Это происходит из монастыря Сан-Винченцо в Бассано-Романо, где он томился в безвестности, пока он не был признан потерянной работой Микеланджело в 1997 году.
«До этого считалось, что монументальная фигура Христа всего лишь имитация работы великого скульптора», — говорит преподобный Клето Туберти (Tuderti), настоятель монастыря Сан-Винченцо на окраине Бассано Романо, где статуя находилась с 1644 г. — «Конечно, никто не думал, что это был Микеланджело».
Отец Туберти убежден, что неизвестное происхождение статуи обеспечило ее безопасность на протяжении нескольких веков.
По словам настоятеля, когда в конце 18-го века войска Наполеона вторглись в Италию и город Бассано Романо подвергся ограблению, статуя уцелела. В 1941 году семья Одескальки (Odescalchi) пожертвовала полуразрушенный монастырь предшественнику отца Туберти, забрав все артефакты кроме нее. Во время Второй мировой войны, когда немцы «создали командный пост в Бассано», их также не заинтересовала работа неизвестного скульптора.
«К счастью, никто не знал, что это был оригинал», — сказал отец Туберти.
Скоро она станет одним из экспонатов на выставке работ Микеланджело и художника Себастьяно дель Пьомбо, которая будет проходить в Национальной галерее в Лондоне с 15 марта по 25 июня.
«Воскресший Христос» был создан мастером в 1514 году по заказу богатого римского патриция Мателло Вари, который распорядился построить для нее часовню в церкви Санта-Мария Сопра Минерва в Риме.
Документы свидетельствуют, что Вари попросил Микеланджело выполнить обнаженную фигуру Христа, стоя и держащего крест в натуральную величину. Но скульптор, приступивший к работе, оставил ее незаконченный из-за болезни в декабре 1518. И только в 1521 году автор создал вторую версию статуи, которая была установлена в этой церкви, где и находится по сей день.
В 1997 году профессор Сильвия Данеси Скварзина, работавшая с архивами Джустиани (Giustiniani), выяснила местонахождение статуи «Воскресшего Христа», изучив упоминания о ней в древних документах. Именно благодаря ей было подтверждено авторство Микеланджело.
По ее словам, мастер создавал обнаженного Христа в 1514 году, когда в искусстве господствовало «почитание классической древности и вечной красоты человеческого тела». Позже, в соответствии с нравами контрреформации, пах статуи прикрыли бронзовой тканью.
«Монахи были против обнаженной скульптуры на главном алтаре, но мы хотели показать ее такой, какой ее создал Микеланджело». В последствии бронзовая ткань была удалена, а статуя помещена в приделе церкви вдали от людской суеты и тревог, защищенная тяжелой металлической решеткой.
Истина телесного воскрешения - это чудо, которое Микеланджело хочет видеть. Его Христос был возвращен от смерти, и его тело, включая его раны, теперь триумфально живое перед нами – гений Микеланджело придает ему удивительную жизнеспособность.
По материалам официального сайта Национальной галереи в Лондоне, газеты The Guardian и ряда других источников
|
</> |