Внутричерепные транзакции
pechkeen — 17.01.2013Давно планировал описать базис на котором строится моя работа. Иногда я рассказываю об этом клиентам, чтобы получить возможность использовать общий понятийный аппарат. Рассказываю не всем, потому, что понимание в большинстве случаев вредно. Оно и создаёт проблему. Мы охотимся за осознаванием – трепетом, возникающим внутри нас, истинным и чистым опытом. Но вас, я сегодня буду развлекать…
Итак, чтобы понимать, как функционирует человеческая машина, надо уметь считать до трёх. Психология начиналась с эзотерики, поэтому в начале поста я подолью немного эзотерического бульончика. Говорят, он полезен для желудочков мозга)
В ведических религиях есть понятие – Тримурти – триада, совмещающая в себе трёх богов Брахму-Создателя, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя. Это триединое божество, т.е. все трое чуваков, являются в одном лице единым божеством - Брахманом. Последний это абсолют – единое безбрежное ничто, лежащее без времени и пространства (в теософском определении).
Эту же троицу наделённую другими названиями мы замечаем в христианстве как три лица Господа – отца, сына и духа святого.
Китайцы видели в природе два проявленных аспекта - ин и янь – мужской и женский символы, сливающиеся в едином круге и тем самым рождающие третий, общий элемент.
В оккультизме мы замечаем эту тройственность в виде трёх аспектов космической энергии – положительном, отрицательном и нейтрализующем зарядах.
Старые бородатые мистики, сидящие в своих утлых кельях и дрочащие на философский камень, среди прочих принципов сообщили лично мне, вот что: бог проявляет себя в материи в виде чисел, стало быть, и познать его можно только с помощью чисел. И ещё сказали (как отрезали): как вверху, так и внизу. Имея в виду, что законы, действующие в космосе и на земле едины. То есть, чтобы понять, как действует первопричина, мы должны внимательно наблюдать за следствиями.
Опустимся с небес на землю. В окружающем мире мы повсюду видим противоположности. Свет и темноту, притяжение и отталкивание, жару и холод, напряжение и расслабление и т.д. Все эти противоположности являются двумя аспектами создающими целостность – сосуществуют в гармонии и согласии. Таким образом, любой предмет или явление так же триедины, как и первопричина.
Для того чтобы понять самую очевидную двойственность, существующую в человеке, достаточно обратить внимание на ЦНС. Я вижу эту систему как приёмник и передатчик связующий сознание и тело. В функционировании нейрона мы видим импульс, проявленный в двух аспектах – возбуждении и торможении.
На уровне телесной деятельности наша двойственность представлена основными функциями мышечного корсета: возбуждением и спазмом. Эта тема была развита Вильгельмом Райхом с его понятием мышечной брони – следствием множественных сдерживаний спонтанных импульсов, создающих хроническое внутреннее напряжение. Уже на этой стадии объяснения мы видим, что два аспекта призванных сосуществовать, могут конфликтовать и противоречить друг другу. Вернувшись к числам, можно сказать, что конфликт это когда тройка не получается.
Функционирование организма в среде можно представить как совокупность импульсов и торможений, позволяющих организму взаимодействуя со средой сохранять целостность. К этой теме я ещё вернусь.
Теперь перейдём к психике. Следуя логике этого поста, человек не является целостностью. То есть мы видим его как целостность, отдельный объект благодаря нашему восприятию, однако психические и поведенческие особенности человека говорят об обратном.
По-моему у Гурджиева есть прекрасное замечание относительно множественности личности. Он рассуждает о том, что никто не является собой и что человек, по сути, это набор личностей, которые становятся активными в ответ на различные внешние влияния. Таким образом, - говорит он, - одна часть личности может подписать вексель, по которой другой части придётся платить всю жизнь. Мы сталкиваемся с этим постоянно.
Позднее эта тема была исследована и раскрыта в коммуникативной психологии, тразнактном анализе и частично в гештальт-терапии.
Личность в транзактном анализе проявляется как определённый набор поведенческих схем, меняющихся в зависимости от психического состояния субъекта. Эти поведенческие схемы изменчивы и часто противоречат не только друг-другу, но и событиям, происходящим во внешней среде. В дальнейшем повествовании я буду использовать термин – эго-состояния, как наиболее подходящий.
Теория возникновения эго-состояний наиболее полно дана в коммуникативной психологии благодаря работе нашего великого соотечественника Л.С. Выготского. Он изучал культурно-историческое развитие человека и в частности, развитие ребёнка.
Важнейшим его открытием являлся механизм интериоризации. Он состоит в том, что главным свойством человеческого общения является взаимная манипуляция – определённые слова-приказы, с помощью которых люди участвуют в процессе общей деятельности.
Свойство психики таково, что эти внешние приказы человек делает внутренними – вбирает внутрь психики, после чего начинает управлять сам собой. Мы можем проследить это в том, как родитель воздействует на ребёнка:
Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать.
Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого.
Третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.
Таким образом, внешние отношения делаются личностью внутренними и становятся орудием по управлению собой. Отношения ребёнок-родитель начинают «жить внутри личности» в виде определённой, фиксированной программы.
Продолжение следует…
Я на facebook
|
</> |