ВЛАСТЬ и трагедия писателей в РОССИИ
— 27.09.2015 В год литературы мы решили отпраздновать наше торжество в бывшем доме отдыха писателей имени Горького в Репино. В советские времена мне не довелось там отдыхать. Но в сентябре 1998 года, прогуливаясь в посёлке Репино, я набрался смелости зайти в полуразрушенное здание дома отдыха писателей. Первым, кто мне повстречался, был Максим Горький. «Человек – это звучит гордо!» – вспомнилось мне. Обветшалый памятник скорбно стоял у входа – он единственный сторожил руины когда-то созданного по инициативе пролетарского писателя. «И это всё, что осталось от ваших инициатив?» – невольно спросил я у памятника.Дом отдыха имени Горького был создан в 1950-е годы. После распада СССР и Союза советских писателей, дом отдыха пришёл в запустение. Все 90-е годы прошлого века дом безжалостно разрушался, пока здание и прилегающую территорию не купили. Памятник Горькому новые хозяева снесли. После реставрации бывший дом отдыха писателей стал СПА-отелем Residencе.
Если бы члены союза писателей отдыхали в таком комфорте, они бы каждый год, наверное, выдавали шедевр масштаба «Война и мир» или «Братья Карамазовы».
Ночью я спал плохо. Мне снилось, как я брожу по пустым полуразрушенным помещениям, где когда-то жили и творили писатели, и кажется, слышу их голоса.
Я часто просыпался. Тени творивших здесь авторов будили меня и требовали написать о трагедии русских писателей.
А написать, действительно, было о чём.
О тайне смерти некоторых русских писателей рассказывает в своей книге В.Н.Ерёмин. А скольких мы не знаем, которые сгинули, погибли, спились…
Судьбу русских писателей иначе как трагедией не назовёшь.
К.Ф.Рылеев был повешен 13 (25) июля 1826 года в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания декабристов.
А.С.Грибоедов погиб 30 января (11 февраля) 1829 года, когда толпа религиозных исламских фанатиков разгромила русскую дипломатическую миссию в Тегеране.
А.С.Пушкин был смертельно ранен бароном Жоржем де Геккерном (Дантесом) на дуэли 27 января (8 февраля) 1837 года. Спустя два дня поэт умер.
М.Ю.Лермонтов был убит на дуэли 27 июля 1841 года в Пятигорске Николаем Мартыновым. Однако до сих пор подозревают, что Лермонтов был убит другим стрелком.
Каждого сколько-нибудь стоящего писателя, пытавшегося говорить правду, власть всеми способами уничтожала. Существуют версии, будто А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова убили по приказу царя под видом дуэли, а А.С.Грибоедова царь намеренно отправил в опасный Тегеран.
П.Я.Чаадаев за свои «Философские письма» был официально объявлен сумасшедшим, труды его были запрещены к публикации в имперской России.
А.И.Герцен в 1834 году был арестован и сослан в Пермь. Арестован был и его друг Н.П.Огарёв. Позднее они были вынуждены эмигрировать из России, и уже за границей издавали свои сочинения и знаменитый «Колокол». В России их бы приговорили к расстрелу.
К расстрелу был приговорён Ф.М.Достоевский за участие в антиправительственном заговоре. Расстрел заменили на каторгу, где писатель провёл много лет. Причины скоропостижной смерти Фёдора Михайловича, равно как и его отца, до сих пор загадка. Горький называл Достоевского «ненасытным мстителем за свои личные невзгоды и страдания».
В России литераторы почему-то не могли заняться другим делом и потому нищенствовали. В журнале «Образование» 1900 года Панов писал: «Помяловский должен был жить, как последний пролетарий. Курочкин два года жил на жалованье в 14 рублей в месяц, постоянно нуждался в самом необходимом, хворал и умер от истощения. Н.Е. Чернышев умер от нужды... Надсон даже в самый разгар своей литературной деятельности настолько был материально необеспечен, что не в состоянии был завести себе шубу...»
Трагедия русских писателей в том, что они не хотели ограничиваться ролью дешёвых беллетристов, писать ради заработка и на потребу публике. Они служили Мельпомене и становились её жертвами.
«Добролюбов буквально принёс себя в жертву ненасытному Молоху – литературе и в три года сгорел до тла… Островский страдал безотчетною пугливостью и постоянно находился в каком-то тревожном состоянии. Вс.Гаршин страдал меланхолией и острым умопомешательством. Батюшков сошёл с ума. Г.И.Успенский по слухам, безнадёжно болен умопомешательством. Помяловский умер от белой горячки. Н.Успенский перерезал себе горло. В. Гаршин бросился в пролёт лестницы дома и расшибся до смерти».
Н.В.Гоголь страдал психическим расстройством (тафефобией – боязнью быть похороненным заживо). Врачи в то время не могли распознать его психическое заболевание. Писатель неоднократно давал письменные поручения хоронить его только тогда, когда появятся явные признаки трупного разложения. Однако когда гроб вскрыли для перезахоронения, труп был перевернут. Череп Гоголя был похищен.
Трагической можно назвать и скоропостижную кончину Льва Толстого, вынужденного бежать из родного дома из-за того, что жена и дети боролись за наследство писателя, хотя Толстой ранее уже отказался от авторских прав на свои произведения. Фактически, родные «убили» его.
В страшных мучениях умер автор известного произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищев. Он покончил с собой, выпив яд.
Писатель А.К.Толстой ввёл себе слишком большую дозу морфия (которым лечился по предписанию врача), что привело к смерти писателя.
Автор романа «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков (по образованию врач) тоже употреблял морфий, что стало одной из причин ранней смерти писателя.
По утверждениям жены Владимира Высоцкого Марины Влади, её мужа убили наркотики, которые он употреблял по предписанию врача, чтобы излечиться от алкоголизма. Если верить последнему фильму «Высоцкий», то в смерти поэта были замешаны органы госбезопасности (КГБ).
Спецслужбами (по одной из версий) будто бы по поручению самого Сталина был отравлен и Алексей Максимович Пешков, вошедший в нашу литературу под псевдонимом Максим Горький. Накануне смерти Горького заменили весь медперсонал и медсестру, дававшую ему лекарства. В момент смерти у постели писателя была только его последняя любовница – Мария Будберг, являвшаяся агентом НКВД. Не имея никакого медицинского образования, именно она дала Горькому какое-то последнее лекарство в его жизни, которое он пытался выплюнуть.
По версии Павла Басинского, которую он изложил в своей книге о Горьком, Мария Закревская-Бенкендорф-Будберг (её ещё называли «красная Мата Хари») будто бы отравила своего бывшего любовника Максима Горького из личных побуждений, по мотиву любовной мести, а не по заданию шефа НКВД Ягоды.
Горький хотел лечиться за границей, но разрешения Сталина не получил.
Умер, так и не получив разрешения на лечение за границей, поэт Александр Блок, страдавший психическим расстройством.
Самоубийство Владимира Маяковского в 1930 году, по одной из версий, было организовано спецслужбами Кремля. Маяковский застрелился из револьвера, подаренного ему ГПУ. Виктор Шкловский, говоря о Маяковском, заявил, что вина поэта не в том, «что он стрелял в себя, а в том, что он стрелял не вовремя».
Самоубийство Сергея Есенина тоже наделало много шума. Некоторые до сих пор считают, что повешение Сергея Есенина в гостинице «Англетер» было инсценировано НКВД по указанию Сталина.
За свою эпиграмму «Кремлёвский горец» («Мы живём, под собою не чуя страны…») Осип Мандельштам был арестован и умер в пересыльной тюрьме.
В тюрьме чекисты убьют и крестьянского поэта Клюева, расстреляют писателя Пильняка.
Поэт Николай Гумилёв 3 августа 1921 года был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В.Н.Таганцева» и расстрелян.
В 1933 году Николай Эрдман (сценарист фильма «Весёлые ребята») был арестован за сочинённые им политические стихи и приговорён к трём годам ссылки в город Енисейск. Его пьесу «Самоубийца» запретили.
Ольга Берггольц 13 декабря 1938 года была арестована по обвинению «в связи с врагами народа» и как участник контрреволюционного заговора против Ворошилова и Жданова. Её первый муж — Борис Корнилов — был расстрелян 21 февраля 1938 года в Ленинграде.
По ленинградскому «писательскому делу» в октябре 1937 года был арестован Бенедикт Лифшиц, 21 сентября 1938 года расстрелян.
Михаил Кольцов в 1938 году был отозван из Испании и в ночь с 12 на 13 декабря того же года арестован в редакции газеты "Правда". 1 февраля 1940 года был приговорён к смертной казни по обвинению в шпионаже и расстрелян.
Исаак Бабель был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян 27 января 1940 года по обвинению в «антисоветской заговорщической террористической деятельности» и шпионаже.
Автор «Розы Мира» Даниил Андреев создавал своё бессмертное произведение, сидя в тюрьме по злополучной 58-й статье.
Очень поэтично о трагедии русского писателя написал Аркадий Аверченко. «На всю жизнь врежешься ты в мозг мой — моя смешная, нелепая и бесконечно любимая Россия».
Автор «Окаянных дней» Иван Алексеевич Бунин был вынужден бежать из России, и больше на родину не вернулся, хотя его неоднократно приглашали.
Вернувшаяся в 1939 году в СССР Марина Цветаева 31 августа 1941 года покончила с собой (повесилась).
Читая всё это, нельзя не вспомнить знаменитый афоризм Вольтера: «Если бы у меня был сын, имеющий склонность к литературе, то, в силу отеческой нежности, я свернул бы ему шею».
«Поэтам лучше держаться подальше от власти и политики. Власть не перехитришь, в игре с дьяволом всегда побеждает дьявол».
Сталин прочитывал все значительные книги советских писателей. Пьесу «Дни Турбиных» Михаила Булгакова Сталин посмотрел во МХАТе более 14 раз. В итоге вынес вердикт: «Дни Турбинных» – антисоветская штука, и Булгаков не наш».
Прочитав в 1931 году опубликованную в журнале «Красная новь» повесть Андрея Платонова «Впрок», Сталин написал: «Талантливый писатель, но сволочь». В редакцию журнала Сталин отправил письмо, в котором охарактеризовал произведение как «рассказ агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения», потребовав наказать автора и издателей.
После «успехов» коллективизации, которая во многих регионах привела к голоду, Михаил Шолохов 4 апреля 1933 года обратился с письмом к Сталину, в котором рассказал о трагическом положении крестьянства. «Решил, что лучше написать Вам, нежели на таком материале создавать последнюю книгу “Поднятой целины”».
Однако Михаил Шолохов, при всей своей видимой успешности, не смог избежать обвинений в плагиате – будто бы не он автор романа «Тихий Дон». Многие задавали вопрос: как мог очень молодой человек (22 года) создать такое грандиозное произведение в столь сжатые сроки – два первых тома за 2,5 года. Шолохов окончил только четыре класса гимназии, мало жил на Дону, в описываемые им события Первой мировой и Гражданской войны был ещё ребёнком. Сталин поручил Н.К.Крупской разобраться в этом вопросе.
Литературовед Наталья Громова в книжном клубе «Порядок слов» в Санкт-Петербурге подробно рассказала о взаимоотношениях писателей и властителей.
Властители часто выступают заказчиками для художников, тем самым подкупая их и заставляя себе служить. Некоторые художники сами готовы служить власть держащим, и делают всё, что прикажут, лишь бы им платили. Такая, с позволения сказать, «проституция» губительно сказывается на таланте. Ибо самое худшее для художника это потеря свободы.
Если для художника искусство это самопожертвование, то для властителей всего лишь красивая обёртка, скрывающая их пороки.
Известно, какую характеристику дали Борису Пастернаку на родине после присуждения ему Нобелевской премии. Владимир Семичастный (по указанию Хрущёва) сказал следующее: «… как говорится в русской пословице, и в хорошем стаде заводится паршивая овца. Такую паршивую овцу мы имеем в нашем социалистическом обществе и лице Пастернака, который выступил со своим клеветническим так называемым «произведением»…» (имеется в виду роман «Доктор Живаго» – Н.К).
На всех углах стали повторять: «роман Пастернака не читал, но осуждаю».
Роман «Доктор Живаго» был опубликован в Италии без разрешения автора. Позднее Пастернак был награждён Нобелевской премией по литературе. Травля вынудила писателя отказаться от Нобелевской премии. Но из Союза писателей Пастернака всё-таки исключили.
Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» Пастернак в феврале 1959 года был вызван к Генеральному прокурору СССР Р.А.Руденко, где ему угрожали обвинением по статье 64 «Измена Родине».
Предлагали даже лишить Пастернака советского гражданства и выслать из страны. Пастернак в письме на имя Хрущёва написал: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой».
В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв под аплодисменты большей части зала кричал, обращаясь к поэту Андрею Вознесенскому: «Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки – а морозы... Ишь ты какой Пастернак нашелся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чёртовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!»
Взаимоотношения художника и власти можно рассматривать как лакмусовую бумажку происходящих в обществе процессов. Художник должен быть в оппозиции к власти (в хорошем смысле этого слова). Он должен критиковать власть, показывать её недостатки и призывать к их устранению, быть совестью нации.
ТРАВА, ВЗЛАМЫВАЮЩАЯ АСФАЛЬТ, – вот метафорическое выражение коллизии "художник и власть".
Писатель должен говорить то, в чём страшно признаться читателю. В конечном итоге, интересует даже не само произведение, а подвиг его создателя, личность самого творца.
Чтобы найти управу на неуправляемых писателей, Сталин задумал создать Союз писателей. С 1925 года в стране действовала Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Её главными активистами и идеологами были А.А.Фадеев, Д.А.Фурманов, В.П.Ставский и др. В РАПП состояло более 4 тысяч членов.
В 1932 году РАПП была распущена, и на смену ей был создан «Союз писателей СССР». А.А.Фадеев и В.П.Ставский сохранили свои посты, а другие руководители РАПП были расстреляны.
Евгений Замятин в романе-антиутопии «МЫ» предвосхитил ситуацию контроля за литературой с помощью Института Государственных Поэтов и Писателей.
Михаил Пришвин, побывавший в ноябре 1932 года на пленуме оргкомитета, писал в дневнике, что будущая писательская организация «есть не что иное, как колхоз».
Союз писателей СССР был образован на Первом съезде советских писателей в 1934 году. Пионеры входили в зал с наставлениями: «Есть много книг с отметкой „хорошо“, / Но книг отличных требует читатель».
Делегат от тульской губернии похвастался количеством писателей в своей организации. На что Горький заметил, что раньше в Туле был только один писатель, зато какой – Лев Толстой!
«Разрешите напомнить, что количество народа не влияет на качество талантов», – сказал в своей речи Максим Горький. Он привёл слова Л.С.Соболева: "Партия и правительство дали писателю всё, отняв у него только одно – право писать плохо".
«За 1928–1931 годы мы дали 75 процентов книг, не имеющих права на вторые издания, то есть очень плохих книг». Горький посоветовал не торопиться молодых пишущих пролетариев «делать их писателями». «Года два тому назад Иосиф Сталин, заботясь о повышении качества литературы, сказал писателям-коммунистам: "Учитесь писать у беспартийных".
В результате съезда, главным писателем страны стал Горький; ведущим детским поэтом — Маршак; на роль основного поэта «прочили Пастернака». Появился негласный табель о рангах. Поводом послужила фраза Горького о том, что нужно «наметить 5 гениальных и 45 очень талантливых» писателей.
Кое-то уже начал осторожно расспрашивать: «а как и где забронировать местечко если не в пятёрке, то хотя бы среди сорока пяти».
Казалось бы, после съезда для писателей наступили золотые времена. Но всё было не так гладко. Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» зло высмеял нравы литераторов той поры.
«Инженеры человеческих душ», – так называл писателей Юрий Олеша. Он как-то заметил: «в художнике живут все пороки и все доблести». Автор строк «ни дня без строчки», спустя несколько дней после своего выступления на съезде в приватной беседе сказал Эренбургу, что больше не сможет писать — «это было иллюзией, сном на празднике».
Однажды в припадке похмельного пессимизма Леонид Андреев сказал: "Кондитер – счастливее писателя, он знает, что пирожное любят дети и барышни. А писатель – плохой человек, который делает хорошее дело, не зная для кого и сомневаясь, что это дело вообще нужно. Именно поэтому у большинства писателей нет желания обрадовать кого-то, и хочется всех обидеть".
Александр Грин страдал от алкоголизма и умер в нищете, забытый всеми. «Эпоха мчится мимо. Я не нужен ей – такой, какой я есть. А другим я быть не могу. И не хочу».
Союз писателей отказал ему в пенсии с формулировкой: «Грин – наш идеологический враг. Союз не должен помогать таким писателям! Ни одной копейки принципиально!»
Показательно, что треть участников Первого съезда писателей (182 человека) погибли в течение нескольких следующих лет в тюрьмах и ГУЛАГе.
Символична трагическая судьба Александра Фадеева. Он многие годы возглавлял Союз писателей СССР. Однако в 1956 году с трибуны ХХ съезда КПСС был подвергнут жёсткой критике М.А.Шолоховым. Фадеева прямо называли одним из виновников репрессий в среде советских писателей. В последние годы он пристрастился к спиртному и впадал в долгие запои. Фадеев признавался своему старому другу Юрию Либединскому: «Совесть мучает. Трудно жить, Юра, с окровавленными руками».
13 мая 1956 года Александр Фадеев застрелился из револьвера. В предсмертном письме в адрес ЦК КПСС он написал: «Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни…»
Началом трагедии для многих писателей стало опубликованное 14 августа 1946 года Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) О журналах "Звезда" и "Ленинград" . В нём, в частности, говорилось: «Грубой ошибкой "Звезды" является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе…. Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии…»
Поскольку в СССР многие художественные произведения не печатались, литераторы переправляли их на Запад. С 1958 года писатели А.Д.Синявский (под псевдонимом Абрам Терц) и Ю.М.Даниэль (Николай Аржак) публиковали за рубежом повести и рассказы с критическим настроением по отношению к Советской власти.
Когда КГБ выяснил, кто скрывается под псевдонимами, писателей обвинили в написании и передаче для напечатания за границей произведений, «порочащих советский государственный и общественный строй».
Судебный процесс против А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля длился с осени 1965 года по февраль 1966 года. Даниэль был осуждён на 5 лет лагерей по предъявленной ему статье 70 УК РСФСР «антисоветская агитация и пропаганда». Синявский был приговорён к 7 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима.
Показательна судьба поэта Иосифа Бродского. В СССР Иосифа Бродского считали бездарем и тунеядцем. После публикации в газете «Вечерний Ленинград» статьи «Окололитературный трутень» вышла подборка писем читателей, которые требовали привлечь тунеядца Бродского к ответственности. Поэта арестовали. В тюрьме у Бродского случился первый сердечный приступ. Он был принуждён пройти обследование в психиатрической больнице. С февраля по март 1964 года прошли два судебных процесса. В итоге поэта приговорили к пяти годам принудительного труда в отдалённой местности.
Близкий друг Иосифа Бродского Яков Гордин (главный редактор журнала «Звезда») рассказал мне, почему Бродский не был тунеядцем ни по жизни, ни по закону.
После возвращения в Ленинград, 12 мая 1972 года поэта вызвали в ОВИР и поставили в известность о необходимость покинуть Советский Союз. Лишённый советского гражданства, 4 июня 1972 года Бродский выехал в Вену.
За границей Бродского считали гением. В 1987 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе – в 47 лет Бродский стал самым молодым лауреатом.
В 1996 году Бродский умер таинственной смертью.
Трагедия русских писателей в том, что многие не признанные на родине авторы были вынуждены эмигрировать за границу. Это и Герцен, и Огарёв, и Бунин, и Бродский, и Солженицын, и Довлатов. Недавно министр культуры РФ Владимир Мединский причислил Довлатова к выдающимся литераторам XIX века. И в этом тоже трагедия русских писателей: когда при жизни автора власть держащие его гнобят, а после смерти восхваляют.
Тем писателям, кто остался на родине, жилось как «в золотой клетке». Членам Союза писателей оказывали материальную поддержку (соответственно «рангу») в форме обеспечения жильём, строительства и обслуживания «писательских» дачных посёлков, медицинского и санаторно-курортного обслуживания, предоставления путёвок в дома творчества писателей, снабжение дефицитными товарами и продуктами питания.
При этом следование социалистическому реализму было обязательным условием членства в Союзе писателей.
Если в 1934 году союз насчитывал 1500 членов, то в 1989 году уже 9920 членов.
Раньше писатели были бойцами идеологического фронта, выдавали желаемое за действительное. Авторов просто подкупали, чтобы они писали то, что было нужно властям. Не будучи членом Союза писателей, пишущий литератор не мог с гордостью называть себя писателем.
Помню, как в конце 90-х и меня агитировали вступать в союз писателей. Обещали и публикацию книги, и хорошую оплату, и отдых в санатории. Это была синекура для бездельников. Вступление в союз гарантировало, что твой опус опубликуют, ты получишь приличный гонорар, а твою книгу через коллектор распространят по всем библиотекам страны.
Теперь всего этого нет, и членство в союзе стало формальностью. Теперь всякий уважающий себя литератор стремится быть вне союза, чтобы подчеркнуть свою оригинальность и уникальность.
На мой взгляд, трагедия русских писателей и в том, что они претендовали на роль властителей дум, они хотели мир переделать, нового человека создать. Они мыслили свою миссию как служение высокой идее. Считалось, что человек, если он считает себя человеком, должен пожертвовать собой ради того, что важнее его жизни.
Символичны слова Максима Горького, выбитые на камне в Ялте: «Моя радость и гордость – новый русский человек, строитель нового государства. Товарищ! Знай и верь, что ты – самый необходимый человек на земле. Делая твоё маленькое дело, ты начал создавать действительно новый мир».
Александр Твардовский, долгое время руководивший журналом «Новый мир», после отставки Хрущёва оказался неугоден новой власти. КГБ направил в ЦК КПСС записку «Материалы о настроениях поэта А.Твардовского». В результате организованной КГБ травли Александр Трифонович был вынужден сложить редакторские полномочия. После этого вскоре у него обнаружили рак лёгких, от которого он через год умер.
Когда в 1968 году в США и Западной Европе без разрешения автора были опубликованы романы «В круге первом» и «Раковый корпус», советская пресса начала пропагандистскую кампанию против Александра Солженицына.
В очерках «Бодался телёнок с дубом» А.И.Солженицын характеризует Союз писателей СССР, как один из главных инструментов тотального партийно-государственного контроля над литературной деятельностью в СССР.
«Именно писатели, именно литераторы, большие московские начальники были всегда инициаторами травли Солженицына и в 60-е, и в 70-е и в 90-е годы, – считает Людмила Сараскина. – В 1976 году Шолохов требовал от Союза писателей запретить Солженицыну писать, запретить ему прикасаться к перу».
В 1970 году А.И.Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы».
В советских газетах была организована мощная пропагандистская кампания против Солженицына. Советские власти предлагали Солженицыну уехать из страны, но он отказался. При советском режиме Александра Исаевича называли не иначе как предателем.
«Братья писатели не могут простить Солженицыну, что при его слове их молчание стало слышно», – считает жена писателя Наталия Дмитриевна Солженицына. Она рассказала мне, какой была самая большая ошибка Александра Солженицына.
Александр Солженицын был исключён из Союза писателей СССР. Также по политическим мотивам из Союза писателей были исключены А.Синявский, Ю.Даниэль, Н.Коржавин, Л.Чуковская, В.Максимов, В.Некрасов, А.Галич, Е.Эткинд, В.Войнович, Виктор Ерофеев, Е.Попов и др.
Хорошая иллюстрация разложения советских писателей дана в фильме «Тема» Глеба Панфилова, где главную роль исполнил Михаил Ульянов. Потратив полученный аванс, незадачливый писатель всеми способами пытался найти достойную тему для написания книги.
После распада в 1991 году Союза писателей СССР, образовался Союз писателей России (патриотический) и Союз российских писателей (демократический). Существует также Союз писателей Москвы, Московская городская писательская организация, русский ПЕН-клуб, Российский книжный союз, Фонд поддержки отечественной словесности и многие другие союзы и литературные объединения.
Причина распада (как и везде) – делёж собственности. Когда в 2014 году была ликвидирована Российская книжная палата, причину назвали всё ту же. Оказывается, выдача международных стандартных книжных номеров (ISBN) осуществлялась на возмездной основе (около 1200 рублей за один такой номер). В год в России печатается около миллиона изданий.
21 января 2015 года была сформирована Литературная палата России. В неё входит множество различных организаций, союзов и объединений.
Союзы писателей борются друг с другом за новых членов. Ничего не подозревающему литератору приходит сообщение о том, что «совет прозы предложил Вашу кандидатуру на рассмотрение Оргкомитета РСП». Необходимо оплатить вступительный взнос в размере 5000 рублей. Размер членских взносов составляет 200 рублей в месяц. Заплатив больше семи тысяч рублей, автор имеет право на четыре бесплатных страницы в альманахе в год. Книги печатают авторы за свои деньги.
На одном из сайтов прочитал такое объявление: «Вниманию молодых писателей – членов Союза писателей Москвы» моложе 35 лет. «Для оформления вступления надо предоставить документы, указанные в списке. Не нужны только рекомендации и книги…»
Скандальную известность приобрело вручение литературных наград и премий за деньги. В декабре 2011 года по телевидению был показан забавный сюжет. Корреспондент телеканала «Россия» при помощи компьютерной программы составил брошюру бессмысленных стихов «Вещь не в себе», и опубликовал её под именем Б.Сивко (бред сивой кобылы); нанял актёра из картотеки «Мосфильма» и провёл презентацию в Центральном Доме литераторов. Руководство Московской организации Союза писателей России, восторгалось талантом Бориса Сивко, ему пророчили мировую известность. Поэт Борис Сивко был единодушно принят в Союз писателей и ему была вручена Есенинская премия.
Ни для кого уже не секрет, как, кому и почему даются литературные премии Об этом работа Пьера Бурдье «Поле литературы». Чтобы получить литературную премию нужно: а\ выдавать ежегодно литературный продукт неважно какого размера и качества, но обязательно ежегодно, и лучше не один; б\ нужно обладать высоким модусом внутригруппового участия (проще говоря, участвовать в литературных тусовках и быть «в обойме»); в\ демонстрировать лояльность к определённым темам и политическим условиям.
Среди писателей, как и везде, страшная конкуренция, подчас недобросовестная. Все стремятся получить хоть какую-нибудь премию, потому что литературным трудом не прожить. В советское время литературная премия была своеобразной взяткой писателю со стороны власти.
Первой российской премией вручаемой за литературную деятельность стала Пушкинская премия, учреждённая в 1881 году Петербургской академией наук «за напечатанные на русском языке оригинальные произведения изящной словесности в прозе и поэзии».
Первой литературной премией СССР стала премия имени Сталина по литературе.
Первой негосударственной премией в России после распада СССР стал «Русский Букер», учреждённый в 1992 году по инициативе Британского Совета в России.
В 1994 году появилась первая в России именная литературная премия — имени В.П.Астафьева. Потом литературная премия Андрея Белого, премия «Триумф», литературная премия Александра Солженицына, литературная премии «Дебют», премия «Национальный бестселлер», литературная премия «Ясная Поляна», Бунинская премия, общероссийская премия «Странник». В 2005 году учреждена премия «Большая книга».
Есть даже премия ФСБ и премия Службы внешней разведки РФ.
В условиях безработицы власть вербует «инженеров человеческих душ», создавая из них «легион» своих «властителей дум». Появились писатели, рождённые в кабинетах власти (так называемый «писательский проект»). Таких «пеЙсателей» награждают премиями, издают многочисленные книги, приглашают выступать на телевидение, раскручивают ботами их сайты, чтобы придать общественный вес и значимость.
Массовая известность, особенно сегодня, это результат сделки с властью – с той или иной. Власть использует писателей, писатели используют власть.
Сегодня писателями стали все, или почти все. Книги пишут футболисты, стилисты, певцы, политики, журналисты, депутаты, адвокаты, – в общем, все кому не лень. Написать и издать книгу не может только ленивый. Писатель – это уже не профессия, и не призвание, а всего-навсего хобби.
Когда-то писатели были действительно «властителями дум». К ним прислушивались политики, их мнение учитывали властители, писатели были центром формирования общественного мнения. Ныне писателей уже почти никто не слушает – количество их сказалось на качестве. Союзы писателей, вместо проблем вдохновения, выясняют отношения в суде, занимаясь дележом собственности.
Когда писателей ещё приглашали к главе государства, почти все их просьбы касались раздела имущества союза писателей; словно никаких других проблем у писателей и нет. Теперь уже писателей к президенту не приглашают.
Сегодня мало кто рассматривает писательство как самопожертвование; для большинства – это всего лишь синекура. Многие писатели до сих пор убеждены: главное – стать членом союза и занять руководящую должность, которая позволит снимать лавры и получать гранты.
Дмитрий Быков в статье «Литература как жульничество» признался: «Из всех видов жульничества… самым надёжным оказалась литература, то есть такой способ разводить лохов, за который они сами платят с наибольшим удовольствием…»
Борис Окуджава как-то сказал Михаилу Задорнову. «Если вы сейчас же это дело не бросите, никогда из эстрады не выберетесь! Всю жизнь будете писать только за деньги и станете рабом этого дела».
Для Захара Прилепина «писательство – это именно работа. Я никогда ни одной строчки, простите мне мою меркантильность, не буду писать, если я не знаю, для чего я это буду использовать».
Лично я не считаю себя писателем, хотя и написал два романа. Меня скорее можно назвать исследователем.
Я не понимаю, как можно быть всего лишь писателем. Это всё равно что быть любителем музыки. Писатель не профессия, а призвание и служение. Возможно, даже долг.
В моём понимании, писатель – это контактёр, посредник между Небесами и людьми.
Задача писателей – будить совесть читающих людей.
Настоящий писатель — это Пророк, потому как его совестью Бог судит происходящее.
Трагедия русских писателей в том, что не нужны они никому: ни власть держащим, ни обществу, ни даже ближним своим.
Очень хорошо выразили трагедию писателя в современном мире братья Стругацкие в фильме «Сталкер»:
«Душу вложишь, сердце вложишь, – сожрут и душу, и сердце! Мерзость вынешь из души, – жрут мерзость! Они же все поголовно грамотные. У них у всех сенсорное голодание. И все они клубятся вокруг: журналисты, редакторы, критики, бабы какие-то непрерывные… И все требуют: «давай, давай». Какой из меня, к чёрту, писатель, если я ненавижу писать; если для меня это мука, болезненное, постыдное занятие, что-то вроде выдавливания геморроя. Ведь я раньше думал, что от моих книг кто-то становится лучше. Да не нужен я никому! Я сдохну, и через два дня меня забудут и начнут жрать кого-нибудь другого. Ведь я думал переделать их, а переделали-то меня, по своему образу и подобию…»
«Писательство — не развлечение, это поиск истины, забвение себя и жажда сострадания! Творчество — средство постичь свою душу, сделать её лучше. Можешь не писать — не пиши! А если пишешь, то сердцем!
Настоящий писатель — не сочинитель; он лишь отражает жизнь, ибо сочинить правду невозможно, можно лишь её отразить.
Мало написать правду, нужно ещё в правде разглядеть Истину, понять смысл её.
Моя задача не учить читателя, а побудить его вместе разгадывать Тайну. И для меня счастье, если читатель откроет в тексте больше смыслов, нежели открыл я.
Я хочу помочь человеку задуматься, создаю пространство для размышлений, не навязывая своего мнения, поскольку каждый должен сам постичь себя и загадку мироздания. Нужно научиться не только смотреть, но и видеть, не только слышать, но и различать.
Главный итог прожитой жизни — не количество написанных книг, а состояние души на пороге смерти. Не важно, как ел и пил, важно, что в душе накопил. А для этого нужно любить, любить несмотря ни на что! Нет ничего прекраснее любви. И даже творчество — всего лишь восполнение любви. ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
А по Вашему мнению, в чём ТРАГЕДИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
|
</> |