Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

топ 100 блогов varandej07.03.2019 Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Владивосток часто сравнивают с Севастополем, Мурманском или Одессой. Но я бы сказал, роднит их только непохожесть на другие русские города. Друг с другом у них сходства ещё меньше: если на реках в нашей континентальной стране строили по векам наработанным шаблонам, то каждый морской город России - это эксперимент с формой. В прошлой части я рассказывал о судах и кораблях Владивостока, теперь же полюбуемся городом с моря, островов, сопок и, конечно же, МОСТОВ.

Между Владивостоком и Севастополем есть одно принципиальное различие: Севастополь стоит на разветвлённой бухте, а Владивосток - на разветвлённом полуострове. Более того: Севастополь - город на бухте, как ни взгляни, а вот положение Владивостока можно понимать по-разному в зависимости от масштаба карты. В ближайшем приближении он тоже стоит на бухте Золотой Рог, своё название вполне оправдывающей формой. Центр - как раз на сгибе рога с внешней стороны, главная в городе Светланская улица идёт над северным берегом, а Золотой мост пересекает бухту примерно там, где на карте к воде выходит цифра "3". Западнее бухты - длинный полуостров Шкота, переходящий в мыс Эгершельд, и так как второе название более звучное, я буду чаще использовать его. С юга - полуостров Чуркин, в который врезаются бухты Диомид, Улисс и Патрокл на проливе Босфор Восточный: большинство "греческих" названий здесь происходит от кораблей.
В следующем приближении вдруг оказывается, что всё это великолепие лежит на кончике полуострова Муравьёва-Амурского, у основания которого стоит город-спутник Артём с аэропортом Кневичи. За Босфором Восточным же - целый "домашний" архипелаг Императрицы Евгении. Первые три острова в нём обитаемы, и даже на карте прекрасно виден Русский мост через пролив.
Еесли же подняться ещё выше - то становится ясно, что Владивосток стоит в заливе Петра Великого, распадающемся здесь на Амурский и Уссурийский заливы по разные стороны полуострова. Амурский - меньше, тише и теплее, поэтому в основном город глядит на него. Уссурийский зато чище, поэтому по его берегу тянется владивостокская "ривьера". А на том берегу - городок Большой Камень, где раньше строили военные корабли, а теперь будут строить гигантские газовозы.

1а.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Но при этом длина полуострова Муравьёва-Амурского более 40 километров, ширина в той части, где он застроен от берега до берега - около 10 километров, так что с земли понять устройство Владивостока очень сложно. Сначала полюбуемся городом извне, то есть с сопок и пляжей Русского острова. Доминанта Владивостока - сопка Орлиное гнездо (209м), увенчанная телебашней. Правее - Золотой мост, который я покажу отдельно:

2.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Левее же хорошо видна Крестовая сопка на Эгершельде, на которой нет ни леса, ни домов. Скалистую вершину действительно венчает маленький крест, а у Советов были на неё другие планы: обычно Владик характеризуют "нашим Сан-Франциско", но кому-то в крайкоме, видать, был милее Рио-де-Жайнеро. По родившемуся в 1970-х годах замыслу на вершине Крестовой сопки, как Христос на горе Корковадо, должен был стоять колоссальный Ильич, указующий могучей дланью в океан. С реализацией проекта, однако провозились до Перестройки, а теперь вот тренды новые - кому-то в верхах пришла в голову идея более буквального косплея Рио. Обратите внимание на передний план - кадр снят не с Босфора Восточного, а с бухты Новик, вдающейся в остров Русский примерно на 80% его ширины. В 1899 году из неё прокопали канал к Босфору Восточному, прямо напротив устья Золотого Рога, где теперь контейнерный терминал:

3.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Крутые берега Эгершельда, поросшие высотками, как гусеница паразитическим грибом:

4.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

По центру, правее двух свечек, видна Тигровая сопка у основания полуострова Шкота. С другой стороны Золотого Рога - полуостров Чуркин, "фасад" которого образует грузный мыс Голдобина меж Золотым Рогом и следующей бухтой Диомид:

5.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

В этом безумном узоре берега даже башен управления движение судов целых две, и это для неподготовленного человека создаёт заметную путаницу: друг на друга они похожи, но расположены в совершенно разных местах. Вторая башня стоит на полуострове Назимова меж следующими бухтами Улисс и Патрокл:

6.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Над Улиссом - спальные районы, за которыми высится плосковерхая гора со звучным названием Холодильник:

7.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Над Патроклом - три трубы Владивостокской ТЭЦ-2 (1969-72, 437 МВТ - уровень большинства московских ТЭЦ), доминанта городского пейзажа со стороны Уссурийского залива, чью воду электростанция использует для охлаждения..

8.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Сам же Патрокл - пожалуй, самая живописная из бухт Владивостока, может быть потому, что город до её скалистых берегов едва-едва дошёл. Вот вид с Русского моста, на переднем плане мыс Иродова, а в самой бухте притаился "Быстрый" - второй после флагмана корабль Тихоокеанского флота:

9.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

На той стороне Патрокла - узкий длинный полуостров Басаргина, больше похожий на остров, прицепившийся к берегу тонкой косой:

10.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Мечта каждого жителя и гостя Города Нашенского - побывать на этих антропоморфных скалах:

11.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Но легально попасть туда нельзя - начало полуострова занимает режимный институт гидроакустики, работающий конечно же по торпедам, подлодкам и военным кораблям. На конце полуостров разветвляется, и скалы с кадра выше обращены вглубь Босфора Восточного, а мыс Басаргина с маяком (1957) и ведущим к нему верёвочным мостиком отмечает выход в Уссурийский залив. На той стороне синеют горы Сихотэ-Алиня, другим концом за 1000 километров отсюда выходящие к Ванино. Возможно, прямо по курсу Пидан (1333м), главная вершина Ливадийского хребта, на которой, якобы, обитает нечто наподобие "человека-мотылька" из американских страшилок. Впрочем, учитывая, что восхождение на Пидан - самый популярный туристический маршрут Приморья, привидеться гостям этой горы могло и не такое.

12.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Итак, посмотрев на город извне, зайдём в Золотой Рог. Открывает бухту кошка Токаревского. Хотя по мне так это не кошка, а крыса, или вернее её хвост - тонюсенькая коса от оконечности Эгершельда. У окончания её, на маленьком островке, доступном вброд, стоит Маяк (1910). Летом на него толпами ходит народ, а зимой на льду вокруг валяются нерпы и лают друг на друга громче всех собак.

13.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Чуть выше - ещё одна цепочка маяков Шкотовского створа (1910), почти как на главной улице в Ванино:

14.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Ни со стороны Чуркина, ни со стороны Эгершельда у Золотого Рога нет набережных - куда нужнее здесь портовые терминалы:

15.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Самые зрелищные из которых - угольные. В первую очередь благодаря гигантским пульверизаторам, не дающим едкой пыли разлететься на город:

16.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Перспектива Золотого Рога (вид с Чуркина) упирается в Корабельную набережную и центральную площадь Борцов За Власть Советов На Дальнем Востоке. По генплану 1965 года на ней должны были стоять две высотки - администрации Приморья и Дальневосточного пароходства. Первую, высотой 75 метров, построили лишь в 1983 году почти что над Транссибом, вторую же строить даже не начинали, и потому с 2011 года на её месте сооружается Спасо-Преображенский собор. Под высоткой видны колонны морского вокзала, большую часть которого закрывает паром, курсирующий в Южную Корею и Японию. За ним скрыт железнодорожный вокзал, конечная Транссиба, и последний тоннель великая магистраль преодолевает как раз под площадью. По центру видна мощная сталинка Дальрыбвтуза (1951) и фасады домов начала ХХ века, построенных немецкими купцами - Лангелитье, Даттаном, Кунстом и Альберсом. Под ними - катера "пригородного" морского вокзала, слева направо "Лотос", "Москва" и "Пассат". Всех их я показывал подробнее в прошлой части, как и военные корабли, оставшиеся за правым краем кадра.

17.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

И легко подумать, что здесь - конец бухты и пахнущая ржавчиной стоячай вода, но нет. Золотой Рог круто поворачивает - прямо под Золотой мост. За мостом - сопка Буссе, не телебашней увенчанная, а радиовышкой, построенной там ещё до революции для нужд Владивостокской крепости:

18.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Идею вылепить из Владика "Советский Сан-Франциско" озвучил ещё Хрущёв в 1960-х годах в рамках проекта "догоним и перегоним Америку". За океаном на генсека, в душе оставшегося сельским парнем с донецкого завода, неизгладимое впечатление произвели небоскрёбы Нью-Йорка, у нас превратившиеся в Новый Арбат; кукуруза, у нас на десятилетия ставшая мемом, и холмистый Сан-Франциско на другой стороне Тихого океана. Но пейзаж на Босфоре Восточном был живописен и до всех городов, а главный атрибут "города в стиле диско" советским строителям повторить не удалось - конечно же, речь о мосте Золотые Ворота. Вообще, парадокс, но СССР очень плохо давались большие мосты - крупнейший советский мост (в Саратове) даже не превзошёл по длине крупнейшего царского моста (в Хабаровске), а из первой десятки самых длинных мостов России 8 были построены в постсоветское время. И есть среди них сложнейшие - например, 4-километровый мост на вечной мерзлоте на Ямале. Не очень понимаю, каким образом, но считанные годы спустя после разрухи 1990-х отечественное мостостроение вышло на такой уровень, какой и не снился Советам. Россия в этой отрасли в конце "нулевых" вплотную подошла к прорыву в число мировых лидеров - не по количеству, конечно (тут перед Китаем все равны), а по сложности и масштабу отдельных проектов. И повод построить "нашему Сан-Франциско" свои Золотые Ворота дал саммит стран Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС), который в 2012 году решили провести во Владивостоке. Площадку саммита было решено построить на острове Русском, а потом передать её под кампус Дальневосточного университета. А к острову Русскому от аэропорта Кневичи проложили на полсотни километров Гостевой маршрут - во Владивостоке это почти такой же устоявшийся термин, как в Ташкенте - Президентская трасса: прямая скоростная транспортная ось, близостью к которой в городе определяется благоустройство. В Ташкенте, правда, на трассе ещё и обрубили большинство въездов с боковых улиц, а во Владивостоке с его безумным рельефом проектировщикам и без того хватало забот - на пути Гостевого маршрута лежали сопки, проливы и бухты. С конца 2000-х годов в Городе Нашенском закипела Великая стройка:

19.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Первое её звено - наименее известный, самый простой, но вместе с тем и самый длинный (4,3 километра) Низководный мост, представляющий собой эстакаду из 80 пролётов над мелководными верховьями Амурского залива:

20.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

В теории это кратчайший выезд из города к аэропорту Кневичи и трассе "автомобильного Транссиба", которую, кстати, замкнули между Читой и Хабаровском примерно тогда же - в 2010 году. На практике я не ездил по этому мосту ни разу - междугородние автобусы почему-то ходят по старой дороге через Трудовое и Артём. Низководный мост - это часть объездной, и от его окончания налево уходит извилистая дорога по незастроенным сопкам Уссурийского залива, а направо - улица Маковского и проспект 100-летия Владивостока к центру города.

21.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Где высится важнейший из тройки Золотой мост, название своё получивший вовсе не из-за стоимости, а из-за того, что проходит над Золотым Рогом. Над центром он нависает потрясающе эффектно, но из центра к мосту не так просто попасть - въезд на него куда выше по склону.

22.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Обща длина моста - 2,1 километра, и теоретически в нём 9 пролётов. Но здесь это не главное: за мостом в бухте стоит судоремонтный Дальзавод, а значит мост ни в коем случае не должен был помешать судоходству. Уложить эстакаду на множестве быков или подвесить один пролёт на высоту несколько десятков метров - это задачи, по сложности своей не сопоставимые. Главный пролёт Золотого моста имеет длину 737 метров, а висит в 60 метрах над водой. В пилонах необычной "растопыренной" формы - 225 метров, то есть они выше всех окрестных сопок, а потому по Светланке и по Чуркину неподготовленный человек ходит преимущественно с задранной головой. Сказывается и расположение в центре города - именно Золотой мост стал новой доминантой Владивостока. В пейзаж он вписался исключительно удачно - сложно поверить, что каких-то 10 лет назад его тут не было.

23.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Но главный логистически, по размеру Золотой мост не идёт ни в какое сравнение с Русским мостом, перекинутым через Босфор Восточный. Русский он опять же не от избытка национальной гордости, а потому что на остров Русский ведёт. Расположенный на окраине, он почти не попадает в городские панорамы, и во весь рост виден разве что с Эгершельда. Но масштаб... Масштаб его сверхчеловеческий, а потому необъясним без цифр.

24.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Полная длина моста опять же не очень-то велика - 3100 метров. Но уникален Русский мост своим центральным пролётом в 70 метрах над водой, даже не одним из самых длинных, а просто самым длинным в мире среди вантовых мостов - 1104м. Правда, есть ещё десятка два более длинных пролётов у висячих мостов, в том числе мировой лидер Акаси-Кайкё (1991м) в Японии и те самые Золотые Ворота (1280м) в Сан-Франциско. Но вантовые мосты мощнее и надёжнее - их не пошатнуть ветром и не прогнуть избыточной нагрузкой в одном месте. Недостаток же у вантовых мостов по сути один - длину их пролёта ограничивает высота пилонов:

25.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Высота пилонов Русского моста - 321 метр, и на момент постройки они уступали лишь пилонам виадука Мийо во Франции (343м), перекинутого, впрочем, не через пролив, а через глубокую долину небольшой речки. В 2016 году мост на Босфоре Восточном потеснил на третье место ещё и мост Султана Селима Грозного на настоящем Босфоре, да и то всего на один метр. В бывшем СССР выше этих пилонов лишь несколько небоскрёбов Петербурга и Москвы, телебашни столиц, парочка металлических вышек да десяток заводских труб. Но в общем погоня за рекордами пустое дело - размер моста определяется в первую очередь размером преграды, а владивостокскими гигантами могла бы гордиться абсолютно любая страна.

26.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Масштаб Владивостокских мостов под сомнение поставить не получилось, кажется, ни у кого - хоть с СССР сравнивай, хоть с Европой или Китаем. По затратам Золотой и Русский вышли существенно дороже большинства эстакадных или висячих мостов, но среди вантовых их цена опять же на мировом уровне - 2,5 миллиарда долларов за весь Гостевой маршрут, то есть примерно по миллиарду за каждый. Мост Селима Грозного вышел чуть дешевле, а мост Сутун (второй по длине пролёта среди вантовых) в Китае - в полтора раза дороже. Поэтому самый спорный вопрос - нужность. Русский мост ведёт практически в тупик, через десяток километров заканчивается даже асфальтовая дорога, а демография во Владивостоке не такая, чтобы город попёр строиться за пролив. ДВФУ - тоже не такого значения вуз, чтобы ради него одного городить один из лучших мостов мира. В общем, относительно нужности Русского моста у меня правда есть сомнения, а вот Золотой мост очень сильно разгрузил городские магистрали от пробок и для жителей мрачного Чуркина стал спасением: объезжать бухту можно и час, мост же переносит в город за считанные минуты. Как бы то ни было, в самом Владивостоке из встреченных мне людей нужность мостов, по крайней мере Золотого, не ставил под сомнение никто. Свои мосты в Городе Нашенском любят:

27.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Есть и ещё один важный момент - опыт. Для отечественного строительства эти мосты стали выпускным экзаменом, свидетельством возможности построить мост любой сложности. Если бы проект провалился (не в прямом смысле слова, конечно) и превратился в долгострой, это было бы обидно и позорно, но на практике не очень-то критично. В Крыму позволить себе фиаско после всех громких слов о мосте Россия уже не могла, но начиная проект, уже знала, что он нам по силам... При этом на Владивостокских мостах разорился "Мостовик" из Омска, похоронив таким образом и Омское метро. Но сами специалисты никуда не делись, а ресурсов и компетенции России хватает пока что, кажется, на одну такую стройку единовременно. Из Владивостока мостострой отправился сначала в Сочи, потом в Крым, а в общем ждут большого моста у нас сейчас три места - Салехард, Сахалин и Якутск.

27а.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

С мостов открываются отличные виды, но сначала отправимся к смотровым площадкам. Самая известная из таковых находится на склоне (не вершине!) Орлиного Гнезда, в старом кампусе ДВФУ, с момента моей поездки окончательно переехавшего на Русский. Эти кадры уже исторические - зимой начался снос корпусов, и разве что памятник Кириллу и Мефодию не тронут:

28.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Вот он, самый канонический вид Владивостока. Устье Золотого Рога, длинный тонкий Эгершельд, Чуркин с обоими мостами (у левого края кадра - не труба, а пилон), остров Русский на заднем плане и синие горы Хасанского района за блестящим Амурским заливом.

29.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Центр поближе. Обратите внимание на перемену - когда снимался кадр выше, заканчивались учения "Восток-2018", и эти же корабли несколькими днями ранее мы видели в Татарском проливе близ Холмска. Морское судно - штука покрупнее иных домов, а потому пейзаж владивостокских берегов меняется непрерывно. Тут в кадре флагман "Варяг" и эсминец "Быстрый" - я рассказывал о них в прошлой части, а на 33-м причале у самого центра - их дом. Ниже "Варяга" виден музеефицированный старичок "Красный Вымпел" (1910) и маленький Флотский храм Андрея Первозванного (2005). Левее - высотка "Хаятт": два отеля начали строить к саммиту АТЭС-2012, но не успели в срок, и теперь это местные долгострои: покупать их никто не хочет, зато деньги за содержание и ремонты капают, частично попадая в кого надо карман. На Шкота же хорошо видны Крестовая сопка и товарная часть станции Владивостока, практически официальный конец Транссиба (хотя фактически я бы сказал, что таковой стоит искать в Находке).

30.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Центр скрыт за краем сопки, сюда заглядывая лишь собором у площади. Выше строится первый на Дальнем Востоке небоскрёб - 45-этажный "Аквамарин". Начинали стройку, по словам местных, китайцы, но пройдя самый сложный этап и переняв опыт, наши их благополучно выжали, уверен, создав этим симметричные проблемы каким-нибудь коллегам в Поднебесной. Слева в кадре привокзальная площадь - Морской вокзал (1959-66) у берега, железнодорожный вокзал (1909-11) за ним и почтамт 1970-х годов на месте штаба Владивостокской крепости.

31.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Эта часть города лучше видна с Золотого моста - только снимать её можно лишь на ходу из окна автобуса: пеший проход по мосту закрыт, а из машины обзор закрывают заграждения. Но высота даже так впечатляет, и не ясно, едешь ты или летишь?

32.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Особенно эффектны виды в самом начале моста. Вот например Светланка - её меньшая, но самая красивая часть близ площади. Слева за собором - ближайшая к центру Тигровая сопка и грандиознейший сталинский дом (1936-39), всему Владивостоку известный, почему-то, как Серая лошадь.

33.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

На Светланке же как будт опрямо под мостом, а на самом деле в двух кварталах от него хорошо заметно высокое голубое здание с колоннадой на углу. Оно строилось в 1909-11 годах как штаб Сибирской флотилии (то есть - Тихоокеанского флота), но из-за революции так им и не стало. До постройки высотки тут обитала администрация Приморья, затем - комсомол, а ныне и вовсе банк. Левее - торговый дом Чурина (1916), крупнейшего во Владивостоке тех лет русского купца, так что даже в Харбине хлеб а-ля рюсс называют чуринским. Бетонный корпус напротив - конструктивистский Дом офицеров Тихоокеанского флота (1933)... но впрочем, приметных зданий на Светланке столько, что прогулка по ней не влезет в один пост. Сейчас нам интереснее устройство города - следующая улица проходит выше крыш предыдущей:

34.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Золотой мост выводит на Чуркин, и отсюда сам смотрится роскошнее всего:

35.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Слева от его пилонов просматривается унылое здание Драмтеатра имени Горького (1975) и сталинка Городской думы (1955). Поставили её что надо - пешком я к этой башне не подходил ни разу, но издали видел, кажется, чаще любого другого владивостокского здания.

36.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Теперь вернёмся на смотровую площадку и пойдём взглядом выше по Золотому Рогу. Под площадкой - верхняя станция фуникулёра, построенного в 1962 году по личному распоряжению Хрущёва: для косплея Сан-Франциско это определённо было проще, чем подвесной мост. Первоначально основной ролью фуникулёра была доставка студентов меж разными площадками ДВГУ на склоне, но сейчас его основной контингент - туристы. В начале нашей поездки он работал, но через считанные дни закрылся на ремонт, надеюсь что не "вялотекущий".

37.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

За фуникулёром прекрасно виден Дальзавод, пущенный в 1887 году. Он в общем и дал жизнь Тихоокеанскому флоту: прежде корабли отсюда приходилось гонять на ремонт в порты иностранных колоний, до которых путь был куда ближе, чем до Европейской России, но тоже далёк. Дальзавод исправно работает и ныне, и например "Бурный" (систершип "Быстрого") сидит в его доке с 2005 года. Впрочем, у судов, зашедших сюда в не столь давние времена, ремонт проходит гораздо быстрее. А исторический центр завода у старейших краснокирпичных корпусов недавно переделали в очаровательную набережную Цесаревича Николая - получилось не хуже московских Красного Октября или Нескучного сада.

38.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Посмотрим выше по берегу. Обратите внимание на два храма - кирху Святого Павла (1907-09) внизу справа и костёл Богородицы (1909-21) вверху слева: Владивосток, как Одесса или Астрахань, отличался редкой в Старом свете многонациональностью. Самыми многочисленными были выходцы из Китая, Японии и Кореи, но самым влиятельными - немцы и американцы. При этом гости с запада жили больше в восточной части центра, а гости с востока - в западной. Хотя слишком уж условны эти понятия там, где солнце садится за китайские сопки, а Америка на востоке за линией перемены дат.

39.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Зато армяне вездесущи, солидная их община была в своё время даже в Сингапуре, так что не удивительно, что Владивостоке у подножья новых башен-близнецов стоит армянская церковь Сурб-Геворк (1909). А вот мечети здесь нет до сих пор, и кажется, даже до революции не было.

40.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Отдельный жанр владивостокских сюжетов - вид сквозь ванты. На костёл, например:

41.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Или на трубы ТЭЦ-2:

42.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Оба прошлых кадра сняты со Шкота. Тот, где трубы - с Тигровой сопки, вершина которой, увы, заросла:

43.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Вид на костёл же я снял с Эгершельда, с Токаревской сопки практически у маяка. Вид на Золотой мост с кадра №18 - тоже отсюда, а вот поймать одним кадром оба берега узкого длинного полуострова у меня так и не получилось.

44.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Берег Амурского залива живописно изрезан, в бухтах чередуются промзоны и марины, а замыкает перспективу основанная в 1911 году ТЭЦ-1 с одинокой высокой трубой. Район за ней - окраина, но окраина престижная и потому интенсивно строящаяся:

45.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

А вот так сам Эгершельд выглядит с Русского моста, под который по глади Босфора Восточного готовится зайти ближайшее судно:

46.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Думаю, на карте из начала поста вас должна была озадачить подпись "сопка Холодильник". Да, во Владивостоке правда есть такая гора, высшая точка в границах городской застройки (258м), своё нынешнее название получившая из-за холодильных погребов Владивостокской крепости. Крепость эту искать не стоит - она пронизывает город и острова десятками объектов, часть из которых музеефицированы, часть заброшены, а часть по-прежнему используются по прямому назначению. Строительство её началось в 1889 году, а особенно активизировалось после русско-японской войны: морской державой стать России так и не удалось, но вместо мощнейших в мире флотов мы строили мощнейшие в мире береговые крепости. Аналогичным образом и сейчас Россия не может выставить таких воздушных армад, как главный "вероятный противник", но самым бесспорным лидерством из всех видов оружия обладает именно в средствах ПВО. В ту же Крымскую войну непобедимые на море англичане даже не пытались подойти к Петербургу - считалось, что с моря его взять невозможно. Но Петербургская крепость к началу ХХ века успела устареть, и к 1910-м годам именно Владивосток был самым укреплённым от морских атак портом мира. Однако и интервенты в 1918-м, и большевики в 1922-м занимали город без боя, войны Владик знал лишь криминальные в 1990-х годах, так что не сделала крепость ни единого боевого выстрела и тем более ни один снаряд по ней не прилетел. О крепости у меня будет пара постов, но выделить её из города откровенно сложно:

47.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

С Холодильника, меж тем, от стоящих на склоне орудий, открываются свои роскошные виды. Другая сторона Орлиного Гнезда за промзоной у станции Первая Речка:

48.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Русский мост рафинировано грандиозен:

49.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

А это просто Владивосток как он есть - сопки делают красивыми даже советские микрорайоны делают красивыми, но жить на них ужасно неудобно:

50.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Со стороны Уссурийского залива город постепенно растворяется в сопках. По долине Первой речки, к остаткам заводам с говорящим названием "Дальхимпром" тянется промзона. Через долину же в 1972 году был перекинут Рудневский мост необычной вогнутой формы. Его архитектор ещё до окончания строительства был арестован, а вот почему и как - мнения владивостокцев расходятся: то ли за нарушения в проекте, то ли по ложному обвинению в нарушениях, которые в последствии уже на самом деле понаделали преемники. Как бы то ни было, мост считался опасным и всё советское время был закрыт. В 1993 году, когда город заполонили "праворукие японки", Виктор Черепков (местный Колоритный мэр) волевым решением открыл проезд по "горе-мосту". С тех пор от моста периодически то кусок от него отвалится, то опора треснет, и порой мост закрывается надолго, но рано или поздно всегда вновь открывается - ведь пробки во Владивостоке достойны московских. При одном из закрытий выяснилось, что у Рудневского моста даже хозяина нет, юридический статус у него примерно как у накатанных колей посреди поля. Я, однако, проезжал по нему, и не раз:

51.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Дальше - огромный для черты города карьер стройматериалов, разрабатывающийся с 1970-х годов. На другой стороне Первой речки, в районе, известном владивостокцам как Луговая, блестит Зелёный угол - рынок подержанных японских машин. То есть по сути дела место, где формировалось постсоветское лицо Дальнего Востока, его идентичность. Ведь если Дальний Восток от России отделится - то на гербе его, вне всяких сомнений, будет Правый руль! Зелёный угол, конечно, после всех автопошлин и рублевых обвалов уже не тот, но всё ещё чрезвычайно колоритен, и мы туда дойдём в одном из дальнейших постов.

52.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

А вот так Холодильник выглядит "со спины", с музеефицированного Седьмого форта на сопке Торопова (168м):

53.
Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Георгиевская лента (в советской наградной системе, с небольшими видоизменениями — «Гвардейская лента») — это атрибут множества боевых наград Российской Империи, Советского Союза и современной России, характеризующийся как особый знак ...
Видимо, первая фотография Сфинкса, хотя и указаны фотографы C. & G. Zangaki и годы съемки 1880 - 1900. Но снят Сфинкс, безусловно, раньше. Фотографы снимали Египет с 1870 года, но вряд ли это их фото. На очень многих снимках еще и 1850-х годов состояние Сфинкса в задней его части ...
...
Удивительные дела «творятся» в правовом поле нашей России, в последние 10 лет попраны все права и свободы граждан, следствие фальсифицирует дела, превращая законопослушных граждан в преступников. Суды не считают нужным заслушивать неугодных ...
После поста про сбор подписей для списка в Госдуму было несколько популярных вопросов про процесс, из них одно — опасное и часто встречающееся заблуждение Давайте уже сейчас готовить списки людей, которые оставят нам подпись, таким образом, если у нас будет согласие 200,000 человек, то ...