Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

топ 100 блогов varandej28.02.2019 Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

"Игорь Фархутдинов", наш неизменный спутник на Курилах (рассказ о них я закончил в прошлой части Краем Света) - не единственное пассажирское судно Сахалина. Ещё одна грузопассажирская паромная линия соединяет крупнейший российский остров с материком, от Холмска до порта Ванино в Хабаровском крае. Но читая худшие отзывы на авиакомпанию "Победа", можно подумать, будто сотрудников её отправляют стажироваться на эту самую переправу, и не сказать даже, чтобы ученики сумели превзойти учителей. Паромы "Сахалин" - пожалуй, худший общественный транспорт России.

Первое, что нужно знать о Сахалинской переправе - это то, что пользоваться ей совсем не обязательно. Если брать авиабилеты не прямо перед вылетом в высокий сезон, то за те же деньги, что паром и поезд (3-4 тыс. рублей) можно долететь из Южно-Сахалинска в Хабаровск, а за полгода до поездки я видел ещё более дешёвые билеты во Владивосток. Пожалуй, в этом-то всё и дело: большая часть сахалинского транспорта рассчитана на заблаговременную покупку билетов (на того же "Фарха" - хотя бы за месяц), а этот паром, по крайней мере в 2018 году - спасение для тех, кому на материк понадобилось СРОЧНО. Местные неизменно удивлялись, почему я решил покидать Сахалин именно так, и ответ "Что я, самолёта что ли не видел?!" сходу выдавал во мне изнеженного и наивного москвича. На глухих сибирских реках бывают плавбольницы, а по Татарскому проливу ходит натуральный плавдурдом:

1а.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

До 1970-х годов Сахалин с внешним миром был связан примерно так же, как Курилы, Камчатка или Чукотка - медленные суда заходили в порты, где высокие портовые краны перекладывали их грузы на поезда и машины. Северному Сахалину в общем-то большего и не требовалось, но получив в 1945 году Южный Сахалин с его густой сетью железных дорог и развитой промышленностью, Советы поняли, что с материком его надо связать чем-то более капитальным. В 1950 году Сталин распорядился проложить 12-километровый тоннель под дном пролива Невельского, в самом узком его месте у посёлков Лазарев и Погиби... и 540 километров железных дорог к ним с обеих сторон через глухую тайгу. По обычаям того времени, привлекли к делу заключённых, а со смертью Сталина проект в авральном порядке свернули: я слышал легенды, будто почти достроенный тоннель до сих пор лежит под проливом, но на самом деле построить успели лишь пару сотен километров железнодорожной насыпи в Приамурье да береговую инфраструктуру в Лазареве. Позже проект забылся на десятилетия - как-то так повелось, что СССР не очень-то давались сверхдлинные мосты или тоннели. Эрзац-мостом и стала паромная переправа Холмск-Ванино, организованная в 1973 году:

2.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Чем паромная переправа отличается от обычной морской линии, можно понять, наблюдая подход парома. Огромное судно медленно поворачивалось на рейде носом в открытое море, так что видя его с городских сопок, мы сначала думали, будто паром уходит. Но спустившись на Приморский бульвар, мы поняли, что громада теплохода как-то неазметно оказалась совсем рядом. Кормой вперёд паром заходил меж японских брекватеров, и вдруг начал натурально разевать пасть. Над кормой медленно-медленно поднималась огромная аппарель, за которой взгляд различал фуры с горящими фарами. Теоретически, переправа рассчитана на провоз даже железнодорожных вагонов, хотя смысл этого не вполне ясен, если учесть, что на железных дорогах Сахалина по сравнению с материком совсем другая колея. Трюм с аппарелью и заездом - главное отличие парома: "Фархутдинов" тоже возит машины, но их ставят на открытую палубу краном.

3.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Для условий беспокойного Татарского пролива, который вроде и не замерзает, но частенько забивается льдом, были спроектированы специальные паромы-ледоколы "Сахалин", строившиеся на заводе "Янтарь" в далёком Калининграде и шедшие через весь Мировой океан на Дальний Восток с Дальнего Запада. По сравнению с "Фархом" они гораздо крупнее: длина 127 метров, ширина 20 метров, высота борта 14,5 метров, осадка 6 метров, а водоизмещение целых 8530 тонн - почти вдвое больше. Но вместе с тем они кажутся гораздо легче и изящнее: "Фархутдинов" всё-таки очень некрасивое судно, а "Сахалины" радуют глаз хотя бы своей архитектурой. Надпись SASCO на борту - это аббревиатура Сахалинского морского пароходства (Sakhalin Ship Company), чьё здание на месте японского храма я показывал в посте про Холмск.
"Сахалин-1" поступил на переправу с её открытием в 1973 году, ещё два судна прибыли год спустя, и далее год за годом линия пополнялась новыми судами. "Сахалин-8" начал работу в 1985-м году, "Сахалин-9" - в 1986, и накануне распада СССР между Холмском и Ванино курсировали все 9 судов, отправляясь, как в наше время из Таллина в Хельсинки, в каждую сторону по несколько раз за сутки. "Сахалин-10", устроенный чуть-чуть иначе, успел прийти сюда в 1992-м, но подозреваю, что к тому времени интенсивность переправы уже упала, а суда подолгу стояли в портах от нехватки горючего или невозможности вовремя устранить поломку. Ещё вопрос, на самом деле, что дороже - один мост или десятилетия работы целой флотилии паромов, и уж точно, что последние уязвимее к потрясениям. Первые пять "Сахалинов" списали в 1996-97 годах, "Сахалин-6" - в 2002 (но ещё 3 года успел поработать на Чёрном море), а "Сахалин-7" - в 2013-м. Как на заре её работы, на переправе осталось три судна - чисто грузовой "Сахалин-10" и грузопассажирские красный "Сахалин-8" и синий "Сахалин-9". Навстречу друг другу они отправляются раз в сутки, и в теории этого достаточно для комфортного пересечения пролива. А вот на практике...

4.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Практику можно оценить по вот этим объявления с кадра ниже. В нашем случае всё усугублялось ещё и тем, что внушительных размеров морской вокзал был закрыт на ремонт, а паромная касса временно размещалась в маленьком автовокзале. Последнее даже символично: по сути дела сахалинский паром - ни что иное, как самая большая в России маршрутка, которой для полноты картины не хватает разве что зазывалы, зычно орущего по громкой связи "Хоумск, Уаныно, па пралыву!". Во-первых, у парома нет расписания: отправляется он как правило вечером, но в пути - от 10-12 часов до суток. Во-вторых, у парома нет предварительной продажи билетов, да и правила меняются постоянно: накануне поездки я бронировал каюту по телефону с необходимостью подтвердить бронь за сутки до выхода, при покупке билета выяснилось, что такая услуга отменена, а по предъявлении паспорта в кассе - что старые брони обслуживаются, и моя каюта таки меня ждёт. Билеты лучше хватать как можно быстрее - чуть позже объясню, почему. В общем, с вечера мы приехали в Холмск и заселялись в гостиницу близ автовокзала, в 8 утра я узнал, что начало продажи в 7 вечера, а заняв очередь около 14-15 часов дня, мы были в ней четвёртыми, не считая подошедших позже пассажиров с детьми, которым всё полагается вне очереди.

5а.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Главной же ошибкой было то, что мы не купили на время ожидания никакой еды: отход парома ещё более непредсказуем, чем приход. Ведь между высадкой и посадкой у грузопассажирского судна ещё есть разгрузка и погрузка, и вот их продолжительно предсказать действительно невозможно. В нашем случае от начала продажи белетов до начала посадки прошло порядка 6 часов, а мы всё это время сидели голодные и злые в переполненном, как подмосковная электричка, автовокзальном зале ожидания. Полный цикл посадки на паром выходит сопоставимым с его времени в пути.

5.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Нашими товарищами по несчастью были: группа школьников, возвращавшихся из водного похода; добрый потрёпанный мужичок, последний раз бывавший на материке в 1980-х и вот решивший теперь посмотреть, как оно там; неистовый бизнесмен-джипер-ВДВшник, торгующий машинами и теперь едущий во Владивосток за очередной "японкой". Диалог с ним вышел краткий, но ёмкий:
-Туристы что ли?
-Ага. По Сахалину ездили, на Курилы, теперь вот во Владик едем. Как этот паром по сравнению с "Фархом"?
-Почти так же, только в 700 раз хуже! И как вам у нас?
-Интересно, красиво...
-Красиво - это да! Но вот дорого у нас тут всё! Вот скажи мне, москвич, почему у нас на Сахалине горбуша по 500 рублей, а у вас по 70?!
-Да ладно, никогда в Москве горбушу по 70 не видел.
-Не надо мне рассказывать, бывал я у вас так-то! В 2002-м.
-Да и у вас она не по 500... Мы на "Успехе" по 200 брали с икрой. У меня даже сфоткано, показать могу...
-Ай, мы рыбу за деньги вообще не признаём! Но вы, москвичи, нам её добывать не даёте. Это что, нормально, что за 1 хвост штраф 100 000, а за три хвоста тюрьма?! Я реально людей знаю, которые из-за трёх хвостов сидят! А у них дети голодные! И в это же самое время ваши московские п...расы рыбу ловят тоннами, так что потом выкидывают в лес. Вот раньше как было? На реке сеть поставим, грузовик рыбы вынем, а из неё икры напорем на пару ящиков. Сама рыба для нас вообще ничто не значило, может старушке какой отдадим если... А сейчас что?! Ладно если тебя посадят! А скорее тебя пристрелят! И КТО?! ЧЕЧЕНЦЫ!!!! Которых я, ссссук, в 1995-м вот этими вот руками столько перерезал! А теперь они у меня дома рыбу ловить не дают! Это что, нормально?!
...Горбушу по 70 я в Москве не нашёл до сих пор, о чеченцах-охотниках на рыбаков слышал за всю дальневосточную поездку единственный раз, и в целом эта тирада мне показалась очень ярким описанием мира глазами дальневосточника. Нервы на пределе на 6-й час ожидания были не у меня одного...

6.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Наконец, уже глубокой ночью, к автовокзалу подкатил автобус, и набившись как трюм траулера, поехал тёмными пустынными улицами к порту. Здесь автобус тоже платный, но в отличие от автобусов на причалах "Фархутдинова", хотя бы включён в стоимость билета: "Фарх" принадлежит отдельной компании "Сахалин-Курилы", а автобусы, как и паром - Сахалинскому пароходству. Автобус въехал куда-то в портовую промзону, и только выйдя, мы поняли, что здесь маршруточный бардак сменила аэропортовская паранойя. Несколько сотен человек стояли с баулами и рюкзаками на тесной площадке перед будкой безопасников, а те запускали народ строго по трое, и не только проверяли билеты и гоняли багаж через сканер, но и конкретно задавали какие-то вопросы, глядя в глаза, и хлопали руками по бокам и карманам. Скажем так: на международном катере, курсирующем из Хабаровска в Китай, досмотр был менее строгим. Но искали, как я понимаю, здесь не бомбу, а ножи и алкоголь - как на северных вахтах... Соединить в одном транспортном средстве худшие свойства маршрутки и самолёта - это надо было действительно суметь! Нам повезло вскочить в первый автобус из трёх и место занять у дверей - а так процесс посадки растянулся бы ещё на лишние час-полтора-два. Но за будкой безопасников расстилался, как широкая дорога, пустынный тёмный причал. Вход на паром - не по трапу, а по маленькому горизонтальному мостику, ведущему прямиком в трюм:

6а.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

"Сахалин-9" вроде бы лишь чуть-чуть старше "Фарха" (1986 и 1989), но вид его куда более обшарпанный и дряхлый. Да и не только вид: внутри везде и всюду сопровождает крепкий судовой запах, смесь ржавчины, соли, солярки, отошедшей краски и накопленной десятилетиями грязи, этакий застарелый пот большой машины. У тесного накопителя справа - дверь в отсек для крупногабаритного багажа непосредственно в носу парома, слева - пугающе крутая лестница:

7.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Она ведёт на носовую открытую палубу, а оттуда - в надстройку. У надстройки - симпатичный холл:

8.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

И длинный, почти сквозной коридор на корму:

9.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

У коридора множество ответвлений как влево и вправо, так и вверх и вниз:

10.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Одна из лестниц оказалась открыта для пассажиров, и я пошёл вниз, чтоб посмотреть, куда она ведёт:

10а.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

По крутой лестнице я спускался долго, так что под конец даже успел забеспокоиться - вкупе с судовым запахом казалось, что спуск ведёт прямиком в ад. Но оказался я всего лишь в тесном трюме с могучими, как у противоядерных бункеров, дверями отсеков:

11.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Вокруг дымящегося электрочайника сидели понурые и злые люди. По лицам их было понятно, что Дюнкерк пал, а немцы уже близко:

12.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Это именно то, из-за чего очередь стоит занять как можно раньше - подавляющее большинство мест на пароме палубные. Каюты дороже них всего лишь в полтора-два раза, частично зарезервированы по каким-то неофициальным каналам и вне очереди продаются пассажирами с детьми, так что по факту если в очереди ты хотя бы пятый - то риск не попасть в каюту уже весьма велик. И тогда полсуток или сутки до Ванино ехать придётся вот так:

13.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Или так:

14.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Или хотя бы так:

15.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Нам всё же досталась двухместная каюта, и надо сказать, даже в этом плавучем дурдоме она гораздо комфортабельнее иных гостиничных номеров. Помимо пары коек тут есть стол со стулом, шкаф, умывальник с тёплой водой и даже диванчик. Последний выглядит откровенным издевательством, когда народ снаружи спит, свернувшись на лавках:

16.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Вот чуть другая каюта - без умывальника, но зато тут не койки, а полноценные кровати:

17.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Вообще, у меня сложилось ощущение, что тут просто нет двух одинаковых кают. Количество мест в них варьируется от 1...

18.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

...до 7:

19.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

А сами каюты помимо населённости варьируются ещё и по расположению - на палубе или в трюме. Последние, ясное дело, хуже - в трюме душно, жарко, постоянно урчит мотор, а вместо окон крошечные и вечно задраенные иллюминаторы. По иллюминаторам и характерному наклону стенки трюмную каюту легко отличить от палубной:

20.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

А это, кажется, каюта-люкс с трогательным старым телефоном:

21.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Но даже в люксах тут, в отличие от "Фарха", не предусмотрены удобства. Грязный гальюн с болтающимися от качки дверями, засовы которых давно сломаны - тоже печальное зрелище:

22.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Немногим лучше судовой прачечной. Бельё на пароме, кстати, платное, и если на "Фархе" бортпроводницы сами его собирают, то здесь, как в поезде, относит пассажир:

23.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Хотя в целом от фоток с парома наверное у многих возникает удивление "И чего Варандей ругается?!". С холодной головой я понимаю, что изнутри "Сахалин-9" вполне себе неплох, гораздо комфортабельнее поезда или даже речных теплоходов Сибири. Но после муторной 6-часовой посадки раздражать тут начинает натурально всё, а добавляет негатива контраст с почти безукоризненным "Фархом".

24.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Преимуществ перед "Фархутдиновым" у "Сахалинов", пожалуй, два. Первое - тут лучше кормят: и кипяток постоянно есть в бесплатном доступе, и хотя бы самый простенький (макароны, сосиска, чай) завтрак включён в билет. Поэтому в столовой утром людно:

25.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

А второе - на "Сахалине-9" есть, где погулять. Дверная ручка с иероглифом какого-то китайского гостя:

26а.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Дверь с ковриком из расплющенного судового каната:

26б.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Выводит на бескрайнюю носовую площадку. Надстройка нависает над ней, подобно большому дому:

26.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Вид вперёд:

27.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Где висит рында:

27а.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Прогулочные палубы тянутся по всей длине надстройки, так что с носа на корму можно пройти, не заходя в пропахшее ржавчиной помещение:

28.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

А ширина их такая, что хоть на велосипеде гоняй:

29.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

В конце прогулочной палубы - трап: здесь, в отличие от "Фарха", он не складывается и не убирается, а так и висит весь рейс над водой. Для чего он нужен, я честно говоря так и не понял - и садились в Холмске, и высаживались в Ванино мы по тому мостику через трюм.

30.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Над пассажирской палубой - рабочая. Как и на "Фархе", тут впечатляют современные спасательные шлюпки, которым, видимо, не страшен даже оверкиль.

31.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Со стороны кормы надстройка пониже:

32.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Но зато - с наветренной стороны, поэтому на корме тихо, тепло и многолюдно:

33.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Контингент "Сахалина-9" по сравнению с "Фархом", как мне показалось, другой, и в этом смысле ближайший аналог сахалинских паромов - нарьян-марские паромы на Печоре. Здесь - мрачный гастрбайтеры из глубинки Хабаровского края, тёрые дальнобойщики, приблатнённые перегонищки машин, и совсем уж изредка семейные сахалинцы, решившие всей семьёй провести отпуск на материке в автомобильном режиме. Таковых мало - по словам местных, легковушку на этом пароме перевезти стоит 20 000 рублей, а цена провоза фуры наглядно видна по сахалинским магазинам.

34.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Вот ещё весьма характерные жители глубинки по обе стороны пролива. Это точно не нивхи (те похожи скорее на индейцев), но на Сахалине живут ещё и ороки, на материке - орочи и ульчи, и с обеих сторон пролива - эвенки и нанайцы.

35.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Путь парома, между тем, не близок - ширина Татарского пролива напротив Холмска порядка 260 километров, но там нет удобных бухт и крупных портов. Ванино стоит на долготе Среднего Сахалина, на одной линии с Шахтёрском и охотским Поронайском, гораздо севернее не то что Холмска, а даже перешейка Поясок. Пролив, однако, к северу неуклонно сужается, у Лазаревского и Погибей перед Охотским морем до 8 километров, и наискось от Холмска до Ванино выходит даже чуть поближе, чем строго поперёк. По штилю и порожняком паром может одолеть 250 километров за 11 часов, более реальная цифра - 13-14, а по плохой погоде путь может растянуться и на сутки. При настоящих штормах переправа может вставать на несколько дней, и это пожалуй главная причина того, почему плохой мост лучше хорошего парома. Отправляясь из Холмска, я на всякий случай оформил два комплекта билетов из Ванино во Владивосток - на день прибытия и на следующий, предполагая один из них сдать, и надеясь, что если сдавать придётся "ближние" билеты, то мы к тому времени хотя бы войдём в зону доступа.
Большую часть пути паром идёт по открытому морю, но выйдя в 9 часов утра на палубу, я обнаружил, что слева синеют сопки. Добрый человек из команды, курившей на рабочей палубе, сообщил нам со своей высоты, что мы "хорошо идём" и уже через 3-5 часов будем в Ванино.

36.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

И вот впервые за месяц с лишним я глядел на материк, на давным-давно потухшие вулканы Сихотэ-Алиня, что тянется на 1500 километров от Владивостока до устья Амура. Высота тех синих гор - чуть меньше километра, но что-то вулканические в их силуэтах осталось даже спустя миллионы лет:

37.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Сихотэ-Алинь отделяет Японское море от плодородных равнин вдоль Уссури и среднего течения Амура, и на той стороне этих гор плотность населения немногим ниже, чем в средней России. Здесь же - лишь редкие посёлки типа Рудной Пристани или Тернея: если сахалинский берег Татарского пролива омывает тёплое течение, то материковый - холодное. Берег тянется на сотни километров ровной стеной, за которую и негде толком зацепиться. На карте Ванино кажется своеобразным оазисом - тут в берег вклинивается целая гирлянда глубоких ветвящихся бухт, по удобству сравнимых разве что с бухтами Владивостока и Находки. И вот на них в этой холодной морской глуши, за сотни километров тигриной тайги от других городов, в ХХ веке выросла целая агломерация. Лучше всего это видно с самолёта, которым я летел на Сахалин: справа налево Советская Гавань, Майский, Заветы Ильича, Октябрьский и собственно Ванино - главное звено этой системы.

38.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Но единственный из перечисленных город - это Советская Гавань (24 тыс. жителей). До революции она была Императорской Гаванью, и я не могу отделаться от ощущения, что смысл этого названия не столько политический, сколько качественный - примерно как "королевский размер". В 1853 году помимо Муравьёвского и Ильинского постов на Сахалине Геннадий Невельской основал ещё и Константиновский пост под командованием капитана Николая Бошняка - здесь, в Императорской Гавани. Берега эти он готовился оборонять от средневековых японцев, но пару лет спустя врагами оказались англичане, а от Владычицы Морей эти посты можно было защитить лишь эвакуацией. Британский подданный, однако, и возродил будущий город: в 1907 году австралиец Слэй Гарольд Крофтон основан на берегу Императорской Гавани лесозавод. К 1912 году рядом выросло село Знаменское, к 1930-му году разросшееся в ПГТ, а к 1941 - в город. СовГавань владивостокские знакомые описывали мне как место мрачное и сонное, но с моря её всё равно не видать.

39.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Лишь едва виднеется в дымке маяк (1896-97) на мысе Красных Партизан, почти такой же, как в Александровске-Сахалинском или ещё не показанной южной Славянке. По сути дела типовой проект для Дальнего Востока:

40.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Чуть дальше высокая труба торчит из посёлка Майский (6,5 тыс.) на другой стороне бухты. У новенького корпуса серьёзная предыстория: Майская ГРЭС была построена в 1935-38 годах как ДЭСНА - Дальневосточная электростанция специального назначения. Её конструктивистские корпуса скорее всего ещё стоят по соседству, а то, что видно с моря - это созданная с нуля Совгаванская ТЭЦ, запуск которой намечен на ближайшее время.

40а.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Ещё один маяк - на похожем на остров полуострове Меньшикова, и он принадлежит воинской части. Следующий посёлок - Заветы Ильича (8,5 тыс.), основанный в 1929 году как Новоастраханский. Название весьма исчерпывающе описывало специализацию располагавшегося здесь колхоза "Заветы Ильича" - ловцы из дельты Волги ценились по всему Союзу. В 1934 году с колхоза название перешло и на посёлок, да так с ним и осталось. Даже когда в 1947 году колхоз перевели в другое место, решив, что эта гавань нужнее военным. В 1990-2000-х и военный порт в Заветах Ильича практически растаял, но посёлок по сей день буквально набит различными морскими памятниками: у Дома офицеров стоят два самолёта, катер, рубка субмарины и памятный колокол, а на набережной стоят в ряд памятники фрегату "Паллада" (в 1854 году был затоплен здесь своей командой, с тяжёлыми повреждениями уйдя от англо-французской эскадры), умершие в 1853 году от цинги учёные с транспорта "Иртыш", 52 моряка подлодки С-117 (бесследно исчезла в Татарском проливе в 1952 году), а рядом - ещё и могила английского лейтенанта Хэллорана, участвовавшего в штурме Петропавловска-Камчаткого и умершего у этих берегов на обратном пути. Заветы Ильича обычно остаются в тени СовГавани и Ванина, но фактически именно они - самое интересное место этой маленькой агломерации:

41.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

По берегу тянутся и другие давно брошенные военные объекты - вот например не диспетчерская вышка порта, а дальномер береговой батареи:

42.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Да и эта вышка будит в памяти если не "Уходит вдаль широкая дорога, окутал сопки утренний туман", то хотя бы "Я помню тот Ванинский порт, и шум теплохода угрюмый...".

42а.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Ванино уже совсем рядом. Его легко опознать по рейду с десятками огромных грузовых судов:

43.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Ванинский порт ныне - второй по величине на Дальнем Востоке после Находки с Восточным (формально это два разных порта, хотя и в прямой видимости друг от друга), с грузооборотом в 30 миллионов тонн он в полтора раза превосходит Владивосток. Поэтому и терминалы растеклись из тесной бухты Ванина на несколько километров по берегам:

44.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

На самом деле логика проста: через Находку вывозят товары с Транссиба, а через Ванино - товары с БАМа. То есть - уголь, лес, нефть, руды...

45.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Особый импульс ему дало угольное месторождение Эльга на БАМе, которое я ранее показывл из иллюминатора самолёта. Нынешнее Ванино - это Порт-Мечел, а бичом города стала чёрныя пыль, летящая с угольных терминалов. А вот например новый (вернее, полностью обновлённый) лесозавод, позволяющий хоть немного кругляка на выезде превратить в пиломатериалы.
Фоткал я, впрочем, не его, а столбчатые скалы вроде знаменитого мыса на Кунашире - над Ванином нависает давно потухший Мицуевский палеовулкан (545м), и это - язык его лавы, лизнувший море много миллионов лет назад:

46.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Впереди само Ванино с его тремя маяками вдоль главной улицы - она сориетирована прямо на фарватер:

47.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Паром медленно втягивается в узкую бухту:

48.
Переправа Холмск - Ванино, или Самая большая маршрутка

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/170/ - параграф о том, как сложно изобразить то, в чем не разобрался. ...
Пару лет назад пришла мысль сделать себе пару ботинок. Надоело носить вьетнамо-китай, а другое за вменяемые деньги (6-7 тыс. руб.) в Москве найти сложно. Мысль оказалась заразной и плавно развилась в идею сменить профессию экономиста на мастера по индивидуальному пошиву обуви. Начал ...
Совершенно очевидно,что члены правительства России никогда не читают статьи и комментарии в Макспарке. А зря. Ведь в самом начале сирийского противостояния публиковались материалы о том,что российский Президент сделал неверный выбор и поставил не на ту лошадку. А ...
              У черной пары, родом из Нигерии, родилась белая девочка, причем блондинка с голубыми глазами. Шокированные муж и жена, которые уже давно проживают в Великобритании, не могли поверить своим глазам, ...
Перед самым отъездом в Таиланд я задумался о том, чтоб купить себе какой-нить фотик, потому что телефон че-то перестал нормально фотографировать, фотографии стали мутными. Без задней мысли написал на фейсбуке, мол, посоветуйте чего. И добрый фей freedom , вспомнил, что у него есть ...