Московские Совы в архитектуре. Часть V
mycruises — 07.10.2024В этот раз мы отсняли треть квартала, именно столько занимает ансамбль доходных домов Московского купеческого общества («Соляной двор»). Поэтому добавляю карту, где нужные здания отмечены штриховкой. Также пометила цифрами точки съёмки и направление камеры для удобства.
Ансамбль представляет собой комплекс из трёх строений, первое из которых образует в плане правильный прямоугольник с двумя дворами-колодцами, а два других огибают его с востока в виде неправильной буквы «Г». Несмотря на сложную планировку, архитекторам удалось создать согласованный архитектурный ансамбль шестиэтажных зданий, монументальные формы которых подчеркиваются внушительным декором в стиле неоклассицизма. Открывающиеся благодаря широкому внутриквартальному проезду перспективы усиливают масштабность архитектурного ансамбля.
Первый снимок - угол Забелина и Солянки. Серое здание, жилой дом 1914 года постройки
Фасад со стороны улицы Солянка. Во фронтоне летящие навстречу друг другу Славы
Декор, барельефы на фасаде одного из корпусов. Сюжеты и украшения частично повторяются на других корпусах.
В медальонах можно заметить не только античные профили, но и фигуру совы
Вид на ансамбль доходных домов в сторону церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках
Сова на башне строения №3
Правда она находится в плачевном состоянии
Не трудно догадаться, что сову должен обрамлять венок, но от него практически и следа не осталось.
Точка съёмки №3, с которой видны все три строения
На этом месте в XVI—XVII веках находился Соляной рыбный двор — древнее торговое сооружение Белого города Москвы (Ивановской горки). Каменное сооружение было заполнено торговыми павильонами, обширными сводчатыми амбарами и подвалами для хранения соли и соленой рыбы. В 1910-е годы обветшавшие и частично перестроенные строения бывшего Соляного рыбного двора были разобраны. На их месте был выстроен комплекс доходных домов, проект для которых выполнен архитекторами В. В. Шервудом, И. А. Германом и А. Е. Сергеевым.
В 1915 году композиция ансамбля была полностью завершена. В верхних этажах разместились квартиры, в нижних — магазины. Двухуровневые подвалы бывшего Соляного рыбного двора не были сохранены, и все-таки к остаткам древних сводчатых амбаров авторы нового проекта отнеслись довольно бережно. Их планировку решили не менять, по расположению фундаментов возвели новую систему сводчатых складов, для этого кирпичом укрепили стены, провели вентиляцию, свет, причём свет был естественным. Над камерами, на уровне земли, установили люксферы. Эти конструкции в виде металлических решеток с ячейками-призмами в ту пору были невероятно популярны во всем мире. Призмы преломляли солнечные лучи и максимально рассеивали их по подвалу. Таким образом, под кварталом между Cолянкой и улицей Забелина появился целый подземный город с широкими улицами, по которым могла проехать груженая повозка.
В годы Великой Отечественной войны склады использовались как бомбоубежища.
Вид на корпуса с улицы Забелина
Рассмотрев детали и оценив масштаб всего ансамбля можно сказать, что сумрачное здание, построенное в Москве, очень напоминало петербургские доходные дома. В то же время этот грандиозный комплекс вовсе не смотрелся, как слон в посудной лавке. Я уже писала, что декор, переходя с одного строение на другое, подчёркивал единый стиль ансамбля, но также ансамбль перекликается с другим строением, находящимся неподалёку. Если взглянуть на фронтон главного объема, выходящего на Солянку, мы увидим барельефы с изображением богинь победы. Славы летят навстречу друг другу, неся триумфальные лавровые венки. Эти барельефы есть и на других корпусах комплекса, но главное, это дань уважения Шервуда московскому ампиру и куполу соседнего, построенного Жилярди и Григорьевым здания Опекунского Совета с такими же барельефами. То есть архитектор постарался аккуратно вписать свой ансамбль в уже существующее пространство.
А этой записи могло бы и не быть. Сова на здании Политехнического музея обнаружилась совсем уж неожиданно
Завернули к музею на автобусе и вдруг муж говорит: «А ты заметила, что над некоторыми подъездами Политеха написано "Пассаж"?» Но мы уже проехали мимо... Спустя какое-то время вспомнила этот разговор, сидя дома. Решила проверить по Гугл-карте наличие рельефов над подъездами, прогуляться вокруг здания жёлтым человечком. И, действительно, к моему удивлению, над парой подъездов есть рельефная надпись «Пассаж», но ещё больше была удивлена, когда над подъездами №№ 9,10 на решётке балкона рассмотрела сов. Удивилась совам, потому что тысячу раз приходила в этот музей, пока его не закрыли на реставрацию, и просто проходила мимо, но никаких сов не видела. Как только появилась возможность, поехали фотографировать здание. А снимать надо было так, чтобы решётки балконов подсвечивались закатным солнце, иначе сов разглядеть просто невозможно.
Но давайте всё по порядку, сначала разрешим вопрос, откуда взялась надпись «Пассаж». Для этого надо разузнать историю строительства здания. Я буду рассказывать, а вы можете рассматривать фотографии
Фасад северного корпуса
Строительство началось в 1875 году и длилось более 30 лет. Сначала по проекту архитектора И. А. Монигетти под руководством архитектора Николая Шохина возвели Центральный корпус. На него были выделены средства из государственной казны. В 1896 году по проекту архитектора Н.А. Шохина (строительством руководил архитектор А.Е. Вебер при участии архитектора И.П. Машкова) появился Южный корпус, а к 1907 году по проекту Г.И. Макаева архитекторами В.И. Ерамишанцевым и В.В. Воейковым был построен Северный корпус. Корпуса были построены на средства предпринимателей в обмен на выгодную аренду нижних этажей под торговые пассажи. Отсюда соответствующие надписи над крайними подъездами, выходящими на Новую площадь и на Лубянский проезд.
Здание Политехнического музея стало первым в России строением, спроектированным специально под музейные нужды, а также одним из первых общественных зданий, выполненных в русском стиле. Хотя фасады получили разное стилистическое оформление, так как в общей сложности ансамбль формировался более тридцати лет. Центральный корпус выполнили в бело-охристой расцветке, его декорировали небольшими башенками, венчавшими кровлю и аттик. Заложенный в 1887-м южный корпус визуально вытянули по горизонтали, сместив уровень этажей. Отличительной чертой крыла стали «смотровые» башенки, сходные по стилистике с Царской башней Кремля. Стены северного крыла декорированы фреской монументальной живописи «Аллегория хозяйственного труда» включающей три композиции: «Пахарь», «Семья» и «В кузнице». Вы их видите выше.
Сама себя загнав в рамки, и, рассказывая об архитектурных особенностях, к сожалению, не могу сюда же вместить рассказ о великолепной музейной коллекции и экспонатах музея, которые включают в себя гальванопластические изделия, экспонаты источников света, коллекцию микроскопов, пишущих машинок, часов и часовых механизмов, весы и весовые приборы, экспонаты радиоэлектроники и связи, вычислительной техники, телевизионных приёмников. В разделе «Горное дело» действующие макеты шахты, рудника, современного угольного карьера, по моим воспоминаниям, вызывают у детей не меньшее восхищение, чем железная дорога PIKO, установленная в витрине Центрального Детского Мира. Сюда же надо добавить металлургию, химическую промышленность, робототехнику, космонавтику...
А какой лекторий был в северном крыле! С самого начала существования музея Большая аудитория стала значимой публичной площадкой Москвы. Здесь выступал Климент Тимирязев со своими лекциями «Жизнь растений», «отец русской авиации» Николай Жуковский читал лекции по проблемам воздухоплавания. В начале XX столетия в залах музея устраивали открытые дискуссии между символистами, футуристами, акмеистами, имажинистами, кубистами. В 1930-х годах традицию литературных вечеров в Политехническом музее продолжили поэты Николай Заболоцкий, Александр Твардовский, Эдуард Багрицкий. А легендарные документальные съёмки поэтических вечеров, снятые в 1962 году. Переполненная Большая аудитория Политехнического музея. На сцене — Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина, Казакова, Окуджава, Рождественский и другие поэты-шестидесятники. В зале — жадно внимающая каждому слову молодёжь. Эту сцену можно увидеть в фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича».
После образования всесоюзного общества «Знание» с 1947 года в лектории выступали учёные и лауреаты Нобелевской премии Пётр Капица, Игорь Тамм, Николай Басов, академики Отто Шмидт, Андрей Колмогоров. Разве всё изложишь в одном маленьком рассказе?
Но обязательно надо сказать, что в Политехническом музее за много лет сформировалась обширная библиотека.
Входом в неё служил подъезд № 10, а над подъездом как раз расположилась сова, символ мудрости и знаний.
Чтобы не быть голословной, нашла фото советских времён в инете, с информационной табличкой возле подъезда
Почти 160 лет Политехническая библиотека собирает научную литературу: от девяти книг в 1864 году до 3,5 миллионов томов сейчас. Здесь каждый интересующийся наукой — учёный, студент, любитель — найдёт нужную книгу или журнал. Политехническая библиотека — публичная. Любой желающий может записаться и получить доступ к её фондам и каталогам.
И уже более десяти лет музей находится на реставрации, экспонаты вывезены и демонстрируются на многочисленных площадках по всему городу. Вернутся ли коллекции в свой родной дом? Открытие музея раз за разом переносят на год, потом ещё на один. Нет, конечно, многое сделано, а во время работ бывает, случаются неурядицы, но иногда и неожиданные открытия. Так в 2017 году в ходе реконструкции музея, при расчистке внешней стороны подземной (подвальной) части здания, открылись большие подземные проёмы окон и заложенные входные проёмы-арки, при этом высота (закопанной) подземной части весьма внушительна и достигает 5-6 метров. Кому хочется поучаствовать в дискуссиях «что бы всё это значило?», лучше пройти по тегам «откопанный Политех», «раскопанные города». Так или иначе, раскоп решили оставить, превратив склон в амфитеатр, а откопанную часть по периметру здания – в пешеходные зоны. На прежнем уровне земли сделали пешеходный мост.
Слайд-проект из интернета для наглядности
Площадка новой пешеходной зоны и амфитеатр давно осваивается горожанами и гостями столицы
Но скоро ли будут заселены отреставрированные площади музея старыми экспонатами, вот вопрос? К сожалению, без этого музея выросло уже целое поколение москвичей. Увы. А ведь это очень московский и такой легендарный объект.
Политехнический музей со стороны южного крыла
А в Москве был субботний летний вечер. Вокруг Политеха витала расслабленная атмосфера. Кто-то уже устроился за барной стойкой в кафе, кто-то с книжкой на скамеечке, кто-то засмотрелся на манекен в витрине магазина, а кто-то на проходящую мимо девушку. В общем, всё, как у Сергея Михалкова:
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
А мы шли на остановку своего автобуса мимо храма св. Великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках.
Август в своей последней трети, солнце неуклонно следует на Запад, суббота подходит к концу, подходит к концу и лето, «слышится» привкус неизбежно приближающейся осени, он также отчётлив, как эти московские колокольные звоны.
|
</> |
Электронная почта: [email protected]
Томас Б. Доусон
Генеральный директор
Thomas Credit Firm