рейтинг блогов

Владивосток. Часть 0: список кораблей

топ 100 блогов varandej06.03.2019 Владивосток. Часть 0: список кораблей

На материковых берегах Дальнего Востока удивительно замороченная топонимика. Среди тяжёлых советских (Дальнегорск) названий, экзотических маньчжурских (Пидан), привычных русских (показанное в прошлой части Ванино) и пропахших морем именных (Де-Кастри) попадаются порой и такие, которые не записать ни в одну очевидную логику. На Японском море мирно соседствуют Диомид, Аякс и Паллада, Джигит, Гайдамак и Разбойник, Аскольд и Варяг, Нарва и Новик, Ольга и Анна, Тунгус и Маньчжур... Всё это - имена кораблей, с которых полторы сотни лет назад русские люди впервые разглядели за туманом эти берега. Вплоть до постройки Транссиба Дальний Восток развивался как типичная заморская колония, так что и рассказ о Владивостоке уместно начать с судов, коими кишат его бесконечные бухты.

Владивосток часто сравнивают с Севастополем, и хотя на мой взгляд города эти совсем не похожи, у истоков "нашенского" была Крымская война. Ведь против России тогда выступили две крупнейшие морские державы, и с моря англичане и французы атаковали русские берега от Соловецких островов до Камчатки. Военные посты, основанные на Сахалине парой лет ранее, пришлось эвакуировать, но русскую эскадру заранее спас Геннадий Невельской: в отличие от англичан, мы уже знали, что Сахалин - остров. По Татарскому проливу англичане и французы преследовали русские корабли в полной уверенности, что вот-вот запрут их на мелководье. Но эскадра словно в пучине скрылась, усомниться в выводах Лаперуза европейцы не решились, и потому в поисках недобитого врага обыскали весь Дальний Восток южнее Сахалина. На самом юге они нашли причудливый узор мысов, островов и бухт, известный китайцам как Хайшаньвэй - Залив Трепанга. Первыми в нём судами после китайских джонок стали фрегат "Винчестер" и пароход "Барракуда", название же англичане предпочли дать своё - Порт-Мэй. В 1859 году те же места открыла для себя уже Россия в лице корвета "Америка" и сибирского генерал-губернатора Николая Муравьёва-Амурского на его борту. Китай официально тогда уступил эти земли России, а потерпевшая на Чёрном море крах мечта овладеть Константинополем обернулась тем, что на российской карте появились свои Золотой Рог и Босфор Восточный. В следующую же навигацию туда вернулся транспорт "Маньчжур" с отрядом военных строителей, и роль, что готовил Муравьёв-Амурский заложенному в 1860 году посту на Золотом Роге, была понятна из его названия - Владивосток. Вот судно, родившее этот город, в одном из его музеев:

1а.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Владивостокский порт становился крупнейшим в стране в 1920-е и 1940-е годы, когда европейская инфраструктура была разрушена мировыми войнами. Но сейчас с грузооборотом в 21 миллион тонн он даже на Дальнем Востоке лишь третий после Находки (94 млн.) и Ванино (30 млн.) и где-то в одном ряду с западным портами типа Вентспилса, Таллина или Одессы. Однако ни один портовый город бывшего СССР не сравнится с Владивостоком зрелищностью. В Находке и Восточном, в Клайпеде и Новороссийске - погрузочно-разгрузочные работы, а в бухточках Города Нашенского - жизнь! Здесь никогда не угадать, что увидишь за следующим мысом - крейсер или плавбазу, контейнеровоз или парусник:

2.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Тем более что парусников во Владивостоке базируется целых два - чёрная "Паллада" и белая "Надежда": первая принадлежит Дальневосточному федеральному университету, а вторая - местному МГУ, где "М" значит вовсе не Москву, а море. Вообще, не вполне очевидно, что СССР к концу своего существования обладал лучшим в мире парусным флотом, и наверное, где-то в закромах Адмиралтейства лежит пожелтевшая инструкция об использовании парусников в случае ядерной войны и перебоев с топливом. Но формально все они были (и остаются) учебными кораблями различных вузов, а фактически - красуются на праздниках, участвуют в международных регатах и ходят по морям и океанами с культурным миссиями и круизами. Застать любой из этих них в родном порту - удача. И если "Седов" с Дальнего Запада - крупнейший в мире парусник 21 века (водоизмещение 7320 тонн - больше, чем у "Фархутдинова"!), то "Паллада" с Дальнего Востока - самое быстрое из крупных парусных судов: как-то она сумела разогнаться почти до 19 узлов (36 км/ч), что и не каждому мотору под силу.

3.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

А в 2007 году "Паллада" совершила кругосветное путешествие - как и её прототип, легендарный фрегат "Паллада", увековеченный Иваном Гончаровым (покинувшем борт на охотских берегах) и вскоре выведенный из строя англичанами в той самой погоне по Татарскому проливу. От преследователей старая "Паллада" спаслась в нынешней Советской Гавани, но починить её возможности не было, а значит оставалось только затопить. Новую "Палладу" построили в 1989 году в Гданьске, как и "Надежду" в 1991-м, и в отличие от многих других советских парусников, успевших покочевать из порта в порт, они с самого начала предназначались для Владивостока. "Надежда" мне так и не попалась на глаза, а вот "Паллада" маячила на рейдах весь сентябрь. Оба парусника - одного проекта, "Надежда" на считанные метры и тонны крупнее. "Паллада" впечатляет масштабом: 109 метров длины, 2284 тонны водоизмещения, 2771 квадратных метр площади парусов на 50-метровых металлических мачтах. Теоретически, у "Паллады" есть мотор - но он выполняет роль скорее встроенного буксира, даже трубы снаружи не видать:

4.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Увы, ни разу "Паллада" не показалась нам с поднятыми парусами, но и со спущенными она потрясающе красива. Вдвойне - на фоне Русского моста:

5.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Напротив вокзала болтался катер береговой охраны:

6.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

А в одной из бухт вдруг обнаружился собственной персоной Тихоокеанский флот.
Первыми русскими судами в тихоокеанских морях была пара кочей, которые срубили казаки Ивана Москвитина в 1640 году - лишь дойдя "встречь солнцу" к рассветному берегу, русский человек понял, что и по морю здесь надо продолжать путь. С 1710-х годов в Охотске, тогда главном восточном порте России, строились небольшие боевые суда современного типа, к 1731 году скопившиеся в Охотскую военную флотилию. Впрочем, фактически это была просто совокупность транспортных и сторожевых судов, строившихся на частные деньги и обслуживавших интересы заказчиков - будь то Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга, рейсы Русско-Американской компании или налёт Хвостова и Давыдова на японские фактории Курил. В 1849 флотилия перебазировалась в Петропавловск-Камчатский, стала Тихоокеанской и несколько лет спустя приняла свой первый бой, да не с туркою каким-нибудь, а с Англией Владычицей Морей. Взять Петропавловск силой англо-фрацнузская эскадра тогда не смогла, но Россия всё же проиграла "по очкам" - с берегов Камчатки посты так же были эвакуированы, а теперь уже Сибирская флотилия переместилась в Николаевск-на-Амуре. В 1871 её домом стал Владивосток, а в 1898 - и вовсе Порт-Артур на Жёлтом море, арендованный у Китая. Но что история русского Порт-Артура была недолгой и кончилась трагически - все мы знаем. И пусть "Варяг" японцы подняли со дна, отремонтировали и назвали "Соя", на Тихом океане у России появилось своё нарицательное имя героизма. Владивосток же во время русско-японской войны время стремительно запасался субмаринами, наряду с балтийской Либавой став родиной подводного флота России. . Сюда же вернулся флот с потерей Порт-Артура, но не пережил Первой Мировой (например, крейсер "Жемчуг" тогда был потоплен немцами близ Пенанга) и Гражданской, когда во время интервенции, затянувшейся до 1922 года, с согласия белых многие корабли достались Антанте. Второй крейсер, флагман "Аскольд", советам вернули (вернее, Советы выкупили) в таком состоянии, что оставалось его лишь пустить на слом. В 1926 году эскадра была упразднёна официально, оставшиеся небольшие корабли стали частью береговой охраны. За возрождение былого взялись лишь в 1930-х годах, и в 1935 военно-морские силы России на Дальнем Востоке впервые официально стали называться Тихоокеанский флот. Не потрёпанный Великой Отечественной войной, исправно модернизировавшийся и пополнявшийся кораблями всех рангов, к концу советской эпохи ТОФ был по-настоящему грозен, и по своему камчатскому детству я хорошо помню тёмные силуэты двух крейсеров в блестящем, как расплавленный металл, закатном океане.

7.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Теперь их скорее всего уже нет: рок 1990-е накрыл ТОФ, как и весь Дальний Восток, особенно сокрушительно. Флот тогда понёс потери, достойные большие войны: оба авианесущих крейсера "Новороссийск" и "Минск" (родичи "Адмирала Кузнецова"), тяжёлый ядерный крейсер "Адмирал Лазарев" (родич "Петра Великого"), все океанские десантные корабли и большие противолодочные корабли, большая часть подводных лодок и вспомогательных судов. Всё это не разделили по-братски с ново-независимой страной, а разделали на металл у индустриально-развитых соседей. Военные моряки в иные сезоны натурально голодали, а о дедовщине на тихоокеанских кораблях слагали легенды за тысячи километров от Приморья. К концу 2000-х Тихоокеанский флот де-факто перестал быть океанским. Сейчас его возрождение идёт, из 4 флотов России ТОФ существенно уступает Северному, но за счёт атомных подводных лодок столь же уверенно превосходит Чёрноморский и Балтийский флоты. Что ещё хуже - без учёта ядерного оружия, ТОФ выходит ещё и самым слабым флотом региона: Китай, Япония и Корея входят в десятку мощнейших военно-морских держав, вот только мощь их не растянута на десять тысяч километров до преддверий Атлатнтики. У нынешнего ТОФ три базы: Вилючинск на Камчатке (там атомные подводные лодки), Фокино в Приморье и - сам Владивосток, где располагается штаб. Причём кадр выше был снят где-то на окраине, а вот флагман стоит в самом центре города, между вокзалом и главной прогулочной набережной, по соседству с музейной подлодкой на берегу:

8.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Открывает военный 33-й причал плавгоспиталь "Иртыш", спущенный на воду в 1989 году в польском Щецине. Всего таких построено 4 - ещё черноморский "Енисей", северная "Обь" и балтийская "Свирь". "Иртыш" долгое время стоял как просто часть пейзажа, но недавно прошёл модернизацию и на учения теперь вместе с боевыми кораблями ходит исправно. Изнутри он показан, например, здесь.

9.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

За небольшим пробелом, где до разгрома при Беловежской Пуще стояли и другие корабли, виден эсминец "Быстрый", построенный в Ленинграде в 1989 году. Сейчас он на Дальнем Востоке второй после флагмана - ещё два таких корабля ("Безбоязненных" и "Бурный") с 1999 и 2005 годов живут в доках "Дальзавода" на вялотекущем ремонте. Из 21 эсминца этого проекта в строю осталось 7 - три у России (на всех флотах, кроме Черноморского, причём в Балтийском флоте это флагман) и 4 у Китая.

10.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

При внушительном размере (145 метров длины), эти корабли относительно лёгкие (7904 тонн водоизмещения). Для своего времени они имели паритет с американскими аналогами и на голову превосходили любые другие. Но в Штатах с тех пор вышли в море эсминцы нового поколения "Арли-Бёрк", превосходящие "Быстрого" почти по всем параметрам. Кроме одного: по мощи своей артиллерии эти эсминцы остаются одними из самых грозных кораблей.

11.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Не знаю точно, какому из двух кораблей принадлежит вот это орудие:

12.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Но рядом с быстрым стоит "Варяг" - флагман Тихоокеанского флота и один из последних русских крейсеров:

13.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Собственно, после падения авианесущих "Кречетов" и атомных "Орланов", от которых остались лишь "Адмирал Кузнецов" и "Пётр Великий" на Северном флоте, самыми мощными кораблями других русских флотов остались именно "Атланты", строившиеся в 1980-х годах в Николаеве, на заводе имени 61 Коммунара. Из 4 кораблей ("Маршал Устинов" на Севере, "Москва" и "Украина" на Чёрном море, и "Варяг" здесь) 3 в строю и 2 флагманы. Более того, я сам ещё и видел 3 таких корабля, кроме "Устинова" - как действующую "Москву" в Севастополе, так и печальную "Украину", догнивающую в 95%-й готовности у стапеля в Николаеве. "Червонной Украиной" первоначально назывался и "Варяг", и под таким названием, видимо в память об украинских переселенцах, прибыл в 1989 году на Дальний Восток. Первоначально он базировался на Камчатке, но к середине 1990-х оказался крупнейшим уцелевшим кораблём ТОФ, и в 1995-м, получив новое название, переместился во Владивосток, став флагманом.

14.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Это по-настоящему грозная машина: "Атланты" разрабатывались как "убийцы авианосцев" с облегчённым оборонительным оружием, но чудовищной ударной мощью. На "Варяге" есть противолодочные реактивные бомбомёты РБУ-6000, торпедные аппараты и вертолёт, противовоздушные ракетные "Оса-МА", С-300 и скорострельная пушка АК-630 (также может поражать ракеты, мины и небольшие суда), а для крупных целей - двухорудийная АК-130 с дальностью до 24 километров и скорострельностью до 1,5 выстрелов в секунду (!). Но главное орудие "Варяга" - вот эти парные трубы в носовой части, хорошо заметные на кадре выше. В них - 16 противокорабельных ракет "Вулкан", которые летят по сложной траектории у поверхности воды со скоростью 2,5 тысячи км/ч и несут по полтонны взрывчатки - даже в неядерном варианте (а можно и в ядерном, с боеголовками по 350 килотонн!) бортового залпа хватит, чтобы пустить ко дну авианосец.

15.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

16.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Над трубой "Варяга" всё время курится дымок - на крейсере живёт команда, а это полтысячи человек, больше, чем в иной многоэтажке. Вместе с экипажами других кораблей фактически на военном 33-м причале располагается целый жилой район со своей котельной.

17.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

А совсем рядом - "Красный Вымпел", спущенный на воду в 1910 году. В отличие от севастопольской "Коммуны", которая ещё старше, но пока в строю, это музей. Флагман и патриарх:

18.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Ещё пара кораблей ТОФ попали мне в кадр выше по бухте, у причалов судоремонтного "Дальзавода". Вот например средний разведывательный корабль "Курилы" (1987) - 7 таких кораблей было построено в 1980-е годы в Гданьске, и что удивительно - они все в строю.

19.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

А вот огромный (211м в длину, почти 24 тыс. тонн водоизмещения) корабль измерительного комплекса "Маршал Крылов", построенный в 1982-90 годах в Ленинграде. Группа из 7 таких кораблей "вела" на испытаниях ракеты, в том числе межконтинентальные, запускавшиеся из Белого моря по Камчатке. На Камчатке "Крылов", последний среди них уцелевший, и базируется, но в те месяцы он как раз заканчивал модернизацию на "Дальзаводе":

20.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Но вернёмся к 33-му причалу. С другой стороны его - маленький морвокзальчик, где есть, однако, и "аэропортовский" досмотр на выходе, и камера хранения (дешевле вокзальной), и дверь из небольшого зала ожидания на причал, в обнесённый сеткой накопитель, который открывают лишь перед началом посадки. Морвокзал обслуживает три пригородных линии:

21.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Катер "Пассат" курсирует на полуостров Песчаный - это за Амурским заливом, на западе почти напротив Владивостока. Такие катера безымянной серии №1438 более характерны для Чёрного моря, где их с конца 1970-х строила верфь под Одессой. В Севастополе они служат полноценным городским транспортом, на несколько катеров этой серии попали и во Владивосток. Спущенный на воду в 1984 году "Пассат" - последний здесь уцелевший:

22.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Так что теперь на всех трёх линиях - разные суда. Катамаран "Москва" принадлежит проекту CD342 совместной российско-австралийской (!) разработки. 8 таких катеров были построены с 1997 года в Гонконге, а ещё 3 заложили во Владивостоке к саммиту АТЭС-2012. Однако в срок успели построить только один: "Владивосток" и "Санкт-Петербург" потонули в бюрократии, исках, тяжбах и неустойках и так стоят до сих пор на верфях, а вот "Москва" после саммита стала возить пассажиров.

23.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Да не куда-нибудь, а на острова - ведь к Владивостоку прилагается целый домашний архипелаг Императрицы Евгении! Утренняя посадка на острове Попова:

24.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

В общем-то приятная посудина: скорость развивает до 50 км/ч, а на борт может взять до 425 (!) человек. Снаружи катер выглядит маленьким, но салон его просто бескрайний:

25.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Третья линия связует Владивосток со Славянкой - центром Хасанского района, вытянувшегося на юг к границе КНДР.  Катер туда идёт полтора часа, а автобус в обход Амурского залива - все 4. Один минус - действует эта линия только летом, и мы успели доехать до Славянки в последний рейс 2018 года:

26.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

О "Лотосе" я сумел нагуглить лишь то, что он был построен в Японии и во Владивосток попал, видимо, хорошенько б/у.

27.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Носится он немногим быстрее "Москвы", но комфортом и вместимостью ей проигрывает. Две палубы в сумме чуть больше автобуса, а на верхнюю билет немного дороже:

28.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Палуба "Лотоса". Все рейсы с морвокзала - либо на острова, либо за Амурский залив. А вот через Уссурийский залив, омывающий Владик с востока, в стоящие за ним Большой Камень и Фокино, рейсов почему-то нет.

29.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Вот плавсредство из прошлого, которое сфотографировал мой отец в 2009 году. Суша на заднем плане - это остров Русский, а у левого края кадра видно, как строится Русский мост. До моста же связь Владивостока с самым близким и самым людным из островов обеспечивали вот такие вот частные автопаромы по заполнению. Скорлупковый вид пусть не пугает - это списанная танкодесантная баржа, а на такой в 1960-м году не по своей воле пересекли Тихий океан четверо солдат с Итурупа...

30. 2009
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Но не был бы, конечно же, Владивосток - Владивостоком, если бы его пассажирская навигация ограничивалась пригородными катерами. По соседству с маленьким морвокзалом есть и большой, а заходящие порой на него лайнеры - ещё больше:

31. 2009
Владивосток. Часть 0: список кораблей

32.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

При нас лайнеры в Золотом Роге не появлялись, но вот у морвокзала вполне рейсовое судно, курсирующее из Владивостока в корейский Тонхэ и японский Сакаиминато.

33.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

У морвокзала, внезапно, другой гость из Кореи - корабль береговой охраны, уж не знаю, какими судьбами попавший на чужие берега:

34.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Ещё по Золотому Рогу снуют прогулочные катера - не так обильно, как по Севастопольской бухте, но достаточно, чтоб замечать их то и дело:

35.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

36.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

37.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Всем известно, что Дальний Восток - самый автомобилизированный регион России. Менее очевидно то, что и яхт на душу населения здесь много как нигде в нашей континентальной стране:

38.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

А на яхтенной корме можно с равной вероятностью увидеть и бодрых пенсионеров:

39.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

И длинноногих цып:

40.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Где они все базируются, правда, я так и не понял - облазав большую часть города, марин до горизонта я не видел:

41.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

42.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

43.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

А в общем чего только нет в этом порту! Какие-то плашкоуты:

44.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Ядовито-красное противопожарное судно:

45.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Небольшой автопаром из Японии с грузом несвежих праворулек:

46.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

И конечно, какой же Дальний Восток без промысловых судов! Вот например траулер "Иван Калинин" из Совгавани:

47.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Или - рефрижератор "Влад Орион", собирающий у траулеров улов и везущий в порт на переработку.
Впрочем, краса и гордость нашего рыбфлота - плавбазы. То есть - целые плавучие рыбзаводы, которые сами ничего не ловят, но принимают улов с траулеров и сейнеров и тут же перерабатывают его, выдавая до сотен тонн продукции в сутки. Когда в магазине вы видите консервы с шильдиком "сделано в море" - это как-раз таки продукция плавбаз. Суда проекта "Содружество" (1988-89) грандиозны: 179 метров длины, 45 метров высоты и 32 тысячи тонн водоизмещения - втрое больше, чем у "Варяга" и всего в 2-3 раза меньше, чем у авианосцев. Экипаж плавбазы - более 800 человек, причём работают на ней и мужчины, и женщины. Зарплаты там приличные, рейс длится год, и особый дальневосточный приём - это уйти на плавбазу всей семьёй, оставив квартиру под сдачу: возвращается такая семья богатой. Из трёх плавбаз ныне осталось две: "Содружество" зимой 2010-11 годов была зажата льдами, из которых её вытащили лишь через месяц, после чего повреждённое судно продали на слом в счёт затрат на спасение. А вот "Пётр Житников" и "Всеволод Сибирцев" по-прежнему в строю, и именно с последнего - знакомые всякому жителю столиц консервы "Доброфлот". Но увидеть плавбазу не так-то просто - по 9 месяцев в году они проводят где-то на севере Охотского моря, и лишь весной приходят в Владивосток на ремонт. Однако прямо сейчас, примерно до мая, "Сибирцев" во Владивостоке, и даже экскурсии на него, как потеплеет, обещают водить.

48.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

А вот "Новоуральск" и "Профессор Кагановский" - это научные суда ТИНРО, мониторящие состояние рыбных ресурсов:

49.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Но всё показанное выше слабо влияет на грузооборот, а торговые суда в порту Владивостока действительно не выделяются среди промысловых, пассажирских и военных.

50.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Украшающая многие из них надпись "FESCO" - это не турецкая шапочка на языке удаффа, а очередная аббревиатура: "Far East Ship Company", Дальневосточное морское пароходство, и стоит ли говорить, что во Владивостоке находится его штаб-квартира. Маршруты же пролегают по всему Дальнему Востоку, и я неизменно радовался, видя объявления в духе "Доставим ваши грузы на Камчатку, Курилы, Командоры". Первое судно с местным логотипом мы видели с борта "Фархутдинова" у сахалинских берегов. Равно как и суда с логотипом SASCO из Холмска - в бухтах Владивостока нередкий гость.

51.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Контейнеровозы, сухогрузы, автомобилевозы, танкеры, балкеры, ролкеры. FESCO, SASCO, что-то иероглифами. Кипр, Либерия, Филиппины, Панама - "дешёвые флаги" на судах, ни разу возможно и не заходивших в эти страны. Айфоны из Китая, бананы из Эквадора, автомобили из Японии, шмотки из Бангладеш, медные концентраты из Чили. Заказчики в Лос-Анджелесе, Сиэтле, Антофагасте, Сиднее, Джакарте, Пусане.

52.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Здесь хорошо понимаешь, что значит - Мировой океан.

53.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Самые большие суда даже не заходят во владивостокский порт, где под них не найдётся причала, а лишь бункеруются на его рейде.

54.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Где контейнеровоз, а где остров?

55.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

Уходит вдаль широкая дорога,
Окутал сопки утренний туман
И снова бухта Золотого Рога
Нас провожает в Тихий океан.

Здесь в боевые становясь порядки
Сражались пехотинец и матрос.
Мы помним Петропавловск-на-Камчатке,
Геройский Электрический утёс.

Здесь интервентов начисто сметая
В грозе атак японцев били мы.
Здесь помогли великому Китаю
Отбросить цепи вековечной тьмы.

Шли моряки - чем дальше, тем быстрее
В грозе атак не дрогнул ни один
Здесь брали с боем братскую Корею,
Освобождали Южный Сахалин.

Чтоб никому вовеки не пытаться
На нашу землю вновь идти войной
Стоят на вахте тихоокеанцы,
Наш флаг высоко реет над волной
...

56.
Владивосток. Часть 0: список кораблей

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК-2018
Сахалин и Курилы. Обзор поездки и оглавление №1.
Приморье и Приамурье. Обзор поездки и Оглавление №2.
Дальневосточная кухня (и колорит). Морепродукты.
Дальневосточная кухня (и колорит). Дикоросы и импорт.
Сахалин - см. оглавление №1.
Курилы - см. оглавление №2.
Владивосток
Суда Владивостока.
Виды с моря и сопок.
Широта крымская, долгота колымская. Общий колорит.
Вокзал и набережная.
Светланка.
Центр - запад.
Центр - восток.
Миллионка и Японский квартал.
Эгершельд.
Луговая и Чуркин.
За Первой речкой.
Владивостокская крепость. Музейное.
Владивостокская крепость. Руинное.
Остров Русский. Кампус.
Остров Русский. Дальняя часть.
Остров Попова.
Приморье
Общее о регионе.
Живой мир Приморья. Океанариум.
Живой мир Приморья. Сафари-парк.
Хасанский район. Славянка.
Хасанский район. Мыс Гамова.
Хасанский район. Краскино и Хасан.
Большой Камень.
Находка и Врангель.
Чистоводное.
Кавалерово и Ольга.
Дальнегорск и Рудная Пристань.
Уссурийск. Общий колорит.
Уссурийск. Центр.
Уссурийск. Разное.
Уссурийск. Утёсное.
Спасск-Дальний.
Приамурье
Хабаровск. Общий колорит.
Хабаровск. Амурский утёс.
Хабаровск. Улица Муравьёва-Амурского.
Хабаровск. Дома и улицы.
Хабаровск. Мост и База КАФ.
Биробиджан.
Благовещенск. Набережная Амура.
Благовещенск. Старый город.
Благовещенск. Промзона Зеи.
Благовещенск. Окраины.
Приграничный Китай
Фуюань. По Амуру на "Полесье".
Фуаюнь. Китайцы у себя дома.
Фуюань. Город.
Фуюань. Площадь Солнца.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Виталий Гайдукевич Удивительно, побед у украинской армии разных времен вдоволь, а в истории их забыли. Точнее – не создали привычки вспоминать. Наверное потому, что другие государства существовали на этих землях, армии иначе назывались, и мы не привыкли (или нас научили?) ...
Уважаемые читатели, а давайте поиграем в угадайку. Кому из современных историков принадлежат фраза "Еще до революции Сталин входил в состав партийных комитетов, был партийным функционером и приобрел репутацию эффективного администратора"? ...
Кто тут кто, думаю, пояснять не ...
Фрагмент из 10-й серии 2-го сезона американского телесериала "Госпожа госсекретарь" ("Madam Secretary"): представитель Государственного Департамента США демонстрирует карту к договору США, Украины и России о разделе Украины. Серия вышла на канале CBS 13 декабря 2015 года. ...
...