Владимир Щуко

топ 100 блогов ansari7518.12.2025
Владимир Щуко

Годы жизни: 05 июля 1878 - 17 января 1939

Владимир Щуко начал интересоваться рисованием еще в ранней юности. Он поступил в Академию художеств на архитектурное отделение, но параллельно учился скульптуре и рисунку, живописи и гравюре. Однако в историю русской культуры Владимир Щуко вошел как архитектор — создатель величественных неоклассических зданий и монументальных проектов молодого Советского государства.

Архитектура, скульптура, живопись: обучение в Академии художеств

Владимир Щуко родился 5 июля 1878 года в Берлине, в семье отставного военного. Вскоре после его рождения родители вернулись в Россию и поселились в Тамбове. Там Щуко окончил реальное училище. Уже в детстве он интересовался рисованием, поэтому после окончания учебы будущий архитектор переехал в Петербург и поступил на архитектурное отделение Академии художеств , в мастерскую Леонтия Бенуа.

На рубеже XIX и ХХ веков Бенуа был одним из наиболее знаменитых российских архитекторов, а его мастерская считалась ведущей мастерской Академии художеств. Попасть к нему в класс было большой удачей. Бенуа учил студентов самостоятельно мыслить и развивать свои творческие способности. При этом своих вкусов и убеждений педагог ученикам не навязывал.

Кроме архитектуры Владимир Щуко всерьез увлекался живописью и скульптурой. Он брал дополнительные уроки: живописи его обучал Илья Репин , рисунку — Лев Бруни , занятия по гравюре вел Василий Матэ, а скульптуре молодой архитектор учился в мастерской Владимира Беклемишева. Кроме этого, Владимир Щуко интересовался театральным искусством и даже некоторое время играл в Художественном театре. Он также создавал декорации и костюмы к постановкам: оформил спектакли в Большом драматическом театре , «Привале комедиантов» и «Старинном театре» в Петербурге, Малом театре в Москве. Однако большая часть его эскизов до наших дней не сохранилась.

Несмотря на широкий круг интересов, главным делом Владимира Щуко оставалась архитектура. В 1904 году он окончил Академию и представил в качестве дипломной работы проект дворца наместника на Дальнем Востоке. Стиль проекта был заявлен как русский ампир, однако в нем уже прослеживалась концепция петербургской неоклассики — направления, в котором Щуко работал значительную часть жизни.

За дипломный проект Щуко получил звание художника и право поездки за границу — ее полностью оплачивали из государственной казны. Во время путешествия он побывал в Афинах, Стамбуле и Риме. Владимир Щуко создал целую серию рисунков, которые уже в России представил на собственной выставке.

В 1906 году архитектор снова выехал за границу, но на этот раз побывал только в Италии. Он прожил там почти год, особенно подолгу задерживался в Мантуе, Риме и Венеции. Вернувшись в 1907 году в Петербург, он вновь организовал выставку, которая имела колоссальный успех.

Владимир Щуко
Владимир Щуко
Владимир Щуко

Мастер петербургской неоклассики

Первыми крупными архитектурными проектами Владимира Щуко стали два доходных дома. Он построил их для военного инженера Маркова в 1907 году на Каменноостровском проспекте в Петербурге. Оба здания выполнены в неоклассическом стиле. Архитектор воплотил в них необычный замысел: продлил колонны во всю высоту фасада, а между ними расположил эркеры. Такая конструкция должна была выглядеть громоздкой и тяжеловесной, однако оба здания получились строгими и элегантными. В одном из этих домов располагалась квартира самого Щуко. Там же находилась творческая мастерская, где он проводил занятия для молодых архитекторов. Одновременно он преподавал декоративную композицию и архитектурное рисование в Женском политехническом институте. С 1913 года Щуко возглавил Женские архитектурные курсы, которые в дальнейшем были преобразованы в Архитектурный институт.

В 1911 году Щуко спроектировал русские павильоны для Выставки изящных искусств в Риме и Международной торгово-экономической выставки в Турине. Эти проекты принесли ему международную славу и звание академика архитектуры, благодаря чему Владимир Щуко стал одним из самых востребованных архитекторов своего времени. По его проектам строились Памятный зал Академии художеств в Петербурге, Дом губернского земства в Киеве (сейчас в этом здании находится штаб-квартира СБУ), загородные усадьбы петербургской знати.

Революция 1917 года мало повлияла на деятельность Владимира Щуко: он принял новую власть, по-прежнему работал над проектами и преподавал в Архитектурном институте, ректором которого был с 1913 года. Также художник рисовал политические карикатуры для различных изданий, создавал памятники вождям революции в Одессе и Петрограде, работал театральным художником-оформителем.

Владимир Щуко
Владимир Щуко
Владимир Щуко

Ленинка и Дворец советов: сотрудничество с Владимиром Гельфрейхом

С 1918 года Щуко стал работать в соавторстве со своим бывшим студентом — архитектором Владимиром Гельфрейхом. Первой их совместной работой стал павильон иностранного отдела Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве 1923 года. По другому их проекту в том же году были сооружены пропилеи Смольного — парадный подъезд, образованный двумя пятиколонными портиками в римско-дорическом стиле. Это было первое монументальное сооружение, возведенное в Петрограде после прихода советской власти.

Один из самых известных памятников, разработанных Щуко и Гельфрейхом, — фигура Ленина у Финляндского вокзала, установленскве.

Владимир Щуко

С середины 1920-х годов Щуко и Гельфрейх стали работать в манере советского конструктивизма. В этом архитектурном стиле они спроектировали Дворец труда в Иванове, Драматический театр имени Горького в Ростове-на-Дону и самую масштабную работу — здание Библиотеки имени Ленина  в Москве.

Последние годы своей жизни Владимир Щуко посвятил работе над проектом Дворца Советов в Москве. Его соавтором вновь был Владимир Гельфрейх. В двух открытых конкурсах проектов Щуко и Гельфрейх не участвовали. Они представили свой вариант лишь на третий, закрытый отбор, проходивший в 1932 году. Утверждена была работа Бориса Иофана , однако правительство решило объединить усилия всех трех архитекторов. Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием в мире, но реализовать проект не удалось: началась война. Конструкции здания использовали для более важных строек, например мостов. После войны все силы и средства были направлены на восстановление страны, а проект Щуко, Гельфрейха и Иофана заморозили.

Кроме Дворца Советов Владимир Щуко в 1930-е годы разработал проекты Мацестинского виадука в Сочи, Большого Каменного моста в Москве и станции московского метро «Электрозаводская». В 1939 году архитектора не стало. Владимира Щуко похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Обнаружены трещины в силовом элементе крепления центроплана крыла к фюзеляжу Боинга 737NG - в так называемой "вилке": Слева, справа - ее место в наборе фюзеляжа. Да, это не про МАХ, это про предыдущее поколение 737-х, выпускаемое с 1996 года. Ресурс "вилки", как и всего самолета, ...
Спитфоер разрабатывали в КБ Миля! Вертикальная свечка от высоты 20м до сваливания. Сваливание происходит на 1600. А ещё у него закрылки моментально открываются и не отрываются даже на 700 кмч. Пользуйтесь, пока не настролили. ...
Детали – страшная штука. Отличный ресторан в красивом месте с известным поваром, фермерскими продуктами и итальянской мебелью может запомниться не отличным вечером, а бабкой-гардеробщицей с синдромом вахтёра и скандалом из-за порванной петельки. Или пассажиры оценят не современный ...
По мотивам " Ъ ". А между тем, в каждой шутке только доля шутки. При всей причудливости идеологических исканий и методов работы командующего Азиатской дивизией, против фактов не попрешь: в ситуации, когда молодая РСФСР не могла позволить себе осложнений с Поднебесной, именно Роман ...
"Слишком много шоколада - ровно столько, сколько надо!" Звісно, дізнавшись про відкриття філії Львівської майстерні шоколаду у Києві (Горького 45) я не могла туди не зазирнути. Нині - коротко. Дизайн . Приміщення досить велике, зовні ніколи не ...