Владимир Путин и вопросы исторического значения


Концепция нового учебника истории продолжает будоражить сознание интеллектуальной части российских граждан и остается камнем преткновения различных общественных и политических группы и движений. Это неудивительно: ведь школьный курс истории, по сути, закладывает основной идеологический фундамент будущих граждан России.
Конечно, задача курса истории - максимально верно и понятно донести информацию о прошлом нашей страны и народов России школьникам.
Но на каких аспектах прежде всего фокусировать внимание школьников?
С каких позиций смотреть на то или иное историческое событие?
В какой форме подавать детям неоднозначные штрихи в отечественной истории?
Как сделать школьный курс истории увлекательным и максимально объективным?
На все эти вопросы попытались ответить разработчики концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, на встрече с Президентом Владимиром Путиным.

Широкая общественная дискуссия по этому вопросу шла около полгода. В результате на свет родилась единая концепция, которая в ближайшие 1-2 года ляжет в основу целой линейки учебников и методических пособий.
"Единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казенные, официозное, идеологизированное единомыслие. Речь о другом – единой логике преподавания истории, понимания неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности, о том, что самые драматические, неоднозначные события – это неотъемлемая часть нашего прошлого", - заявил, открывая встречу, Владимир Путин и подчеркнул, что при всей разности оценок и мнений, необходимо относиться к ним с уважением.
Тем более, напомнил Президент, что впереди нас ожидают серьезные информационные поводы: 100 лет с начала Первой мировой, 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, 100-летие Февральской и Октябрьской революций, и другие "юбилеи" важнейших исторических дат нашей истории.
Новые школьные учебники истории будут базироваться на единой концепции преподавания, которую планируется "запустить в работу" до начала нового учебного года.
"Школы получат и методические рекомендации по синхронизации преподавания всеобщей истории, преподавания литературы с преподаванием истории России, - пообещал министр образования РФ Дмитрий Ливанов. - Это очень важно, например, чтобы школьники изучали литературные произведения, относящиеся к тому или иному историческому периоду одновременно с тем, как они изучают эти периоды в курсе истории".

Директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян (на фото) привел примеры некоторых изменений, которые войдут в концепцию преподавания школьного курса истории:
"Мы вышли на некое новое определение революции 1917 года, назвав это «Великая российская революция», имея в виду и Февраль, и Октябрь, и гражданскую войну – объединили вместе, так как это делается в отношении других революций в других странах..."
"Как оценить советское общество? ... большинство согласилось, что 30-е годы - это был советский вариант модернизации, имея в виду, что это включает в себя и позитивные вещи, и некоторые негативные явления..."
"Были сложности и дискуссии... по проблеме, чем закончить учебник. Были предложения закончить 2000 годом. Мы в нашей концепции предложили все-таки довести это дело до наших дней".
Что еще нового ожидает учебники истории?
В соответствии с концепцией, например, из курса отечественной истории исчезнет понятие "татаро-монгольское иго".
К "трудным вопросам отечественной истории" создатели концепции отнесли вопросы образования Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе, присоединение Украины к России, преобразования Петра I, оценку крепостного права, падение монархии в России и приход к власти большевиков, тоталитарный режим Сталина и причины репрессий.
Еще один дискуссионно-емкий вопрос - оценка "лихих 90-х", а также стабилизация экономики и политической системы России в 2000-е годы.