"Византийская" монета южной Италии

![ITALY, Salerno. Gisulfo II. Prince, 1052-1077. Ã Follaro (18mm, 1.68 g, 4h). CISVLFV[...], Gisulfo, in Byzantine-style regalia, standing facing, holding labarum; [six-rayed star to right] / [O]PVLE/[N]TA SA/[LE]RNO in three lines. CNI XVIII 16-7; Travaini, Monetazione type 14; MEC 14, 17-22. ITALY, Salerno. Gisulfo II. Prince, 1052-1077. Ã Follaro (18mm, 1.68 g, 4h). CISVLFV[...], Gisulfo, in Byzantine-style regalia, standing facing, holding labarum; [six-rayed star to right] / [O]PVLE/[N]TA SA/[LE]RNO in three lines. CNI XVIII 16-7; Travaini, Monetazione type 14; MEC 14, 17-22.](/images/main/vizantiyskaya-moneta-yujnoy-italii-3ce735.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shlomo_zimerman/95877813/264661/264661_original.jpg)
Согласно хронике десятого века, княжество Салерно, образованное в 851 году из ломбардского княжества Беневент после десятилетней гражданской войны, было южноитальянским государством, сосредоточенным вокруг важного портового города Салерно и расположенным на последних территориях, удерживаемых Византией в Италии. Хотя формально оно было союзницей Священной Римской империи, на самом деле оно переживало периоды независимости, а также краткие перерывы в качестве вассала Византийской империи. В то же время политическая судьба Южной Италии привела к созданию отколовшихся государств не только в Салерно, но и у его соседей, а также к возникновению ряда меняющихся союзов между собой.
В начале 862 года графство Капуя откололось при Пандоне иль Рапаче (ум. в 862/3), который захватил власть в графстве Капуя и провозгласил себя независимым князем.
К западу от герцогства Салерно Неаполитанское герцогство, возникшее в начале седьмого века нашей эры как территория, связанная с византийским экзархатом Равенна, начало распадаться. Морские порты Гаэта, Амальфи и Сорренто стали в значительной степени автономными, так что к девятому веку нашей эры они тоже стали независимыми герцогствами. Из этих трех Амальфи стал самым важным, поскольку был самым сильным в экономическом отношении. Это был крупный торговый центр, и в 957 году Мастало II стал его первым герцогом.
В течение следующих сорока лет Капуя, Амальфи и Салерно, подстрекаемые местными византийцами, были втянуты в междоусобную борьбу. Тем временем норманны, которые все в большем количестве прибывали на юг Италии и Сицилию, начали оказывать значительное влияние на политический и социальный ландшафт региона. Относительно их прибытия в регион существуют две отдельные традиции, основанные на источниках XI века.
На протяжении всего XI века нашей эры норманны служили наемниками как у различных соперничающих князей в южной Италии, так и у византийцев на Сицилии, которые пытались предотвратить набеги Фатимидов. Примерно с 1035 года, когда Гульельмо Браччо ди Ферро, потомок скандинава Танкреда де Отвиля, стал графом Апулии и Калабрии, норманны начали приобретать собственные территории. Начав процесс отвоевания Сицилии у византийцев, в 1059 году папа римский назначил Роберто иль Гвискардо, брата Гульельмо, герцогом еще не завоеванного острова, который в 1071 году Роберто передал своему младшему брату, Руджеро Боссо (Ruggero I), вместе с титулом графа Сицилии. Когда он умер в 1101 году, трон перешел к его старшему сыну Симоне. Однако вскоре после этого Симоне скончался, и новым графом стал его младший брат Руджеро (Ruggero II). Затем Руджеро решил объединить Сицилию с южной Италией, так что к 1130 году, когда он был официально коронован королем Сицилии, Руджеро объединил все разрозненные территории южной Италии и Сицилии в единое королевство с сильным централизованным правительством.
Гизульф II (1052-1077), последний ломбардский князь Салерно (выпустивший монету на фото), который был соправителем Салерно и союзных ему государств со своим отцом стал единоличным правителем, когда его отец был убит в 1052 году. Гизульф был вынужден смириться с потерей территориальных приобретений своего отца и изо всех сил пытался удержать сам Салерно, который он потерял в 1078 году.
Последние монеты независимого Салерно, несмотря на сильное влияние норманнов, продолжали чеканиться с портретом правителя в византийском стиле, передавая это традицию новым хозяевам юга Италии.