Вытегра. Отреставрированная Сретенская церковь.


Два года назад церковь выглядела значительно хуже. Как — можно посмотреть здесь.
Теперь стоит немного рассказать и о церкви — два года назад я был неприлично краток. Итак, храм Сретения Господня в Вытегре был основан и возведён в период с 1769 по 1773 гг. строительной артелью из костромской деревни Слобода Песчаная, возглавляемой зодчим И. Волковым. Располагался он на том же самом месте, где в настоящее время находится одноимённый храм, построенный по проекту губернского архитектора А. Четверухина. Первое сооружение из-за аварийности в 1801 году было разобрано. Гранитный фундамент нового храма, в 1869 году, был заложен викарием Санкт-Петербургской епархии, преосвященным Палладием. Строительством храма велось на протяжении четырёх лет. Открытие церкви и освящение бокового придела во имя святого Павла исповедника, состоялось 20 декабря 1873 г и было приурочено к празднованию 100-летнего юбилея города.
Центральный алтарь был освящён только в 1875 г. в честь Сретения Господня. Слева и справа от него были расположены два боковых придела — Успения Божией Матери и святого Павла Прусиадского.


Большую часть средств на возведение церкви завещал местный купец Павел Рулёв, который скончался в 1821 г. Значительные средства на строительство пожертвовал известный вытегорский купец Игнатьев А. П.
При Советской власти церковь была, как водится, закрыта, кресты и колокола сброшены и утеряны. С 1926 г. здание храма использовали под размещение вытегорского краеведческого музея. Здесь выставляли экспозиции и хранили экспонаты


Сретенская церковь является характерным произведением «русско-византийского стиля», развивавшегося в русской архитектуре второй половины ХIХ в. под влиянием творчества К. А. Тона, А. М. Горностаева, Г. Г. Гагарина, обратившихся к изучению и освоению наследия византийского и древнерусского зодчества. В плане она имеет крестообразную форму. Пять восьмигранных барабанов возведены над системой коробовых и парусных сводов и подпружных арок, опирающихся на массивные стены и четыре крещатых столба. Над барабанами возвышается восьмигранные же луковичные главы. Высокие арочные окна обрамлены на фасадах объёмными наличниками с килевидными завершениями. Некоторые окна имеют сандрики в виде разорванного фронтона. Высокая колокольня завершается шатром, напоминая силуэт шатрового храма. Весь громоздкий, усложнённый декор фасадов храма с преобладанием сухих линий горизонтальных тяг, с механическим соединением элементов древнерусской архитектуры и классической ордерной системы, подавляет своей безжизненной монотонностью. Но безусловным достоинством Сретенской церкви является её чрезвычайно удачное расположение. Венчая противоположный возвышенный берег Вытегры Красную Горку, Сретенская церковь господствует над городом и над всей окружающей местностью. Издали она производит впечатление своей величавой массивностью и спокойной игрой разнообразных объёмов. И лучше всего это видно на дореволюционной фотографии ниже.

Интерьеры церкви выдержаны, скорее, в стиле классицизма. Точнее, в переходном от классицизма к неорусскому. Очень напоминают историческое убранство храма Христа Спасителя в Москве (с поправкой на масштаб, разумеется) и интерьеры нижнего храма Спасо-Преображенского собора на Валааме, а так же другого творения академика Горностаева — церковь Иоанна Златоуста в Никольском монастыре Старой Ладоги. Но классицизма и наследия Тона всё же больше. В прочем, судите сами.






Начиная с 1998 г. здание храма по частям передавалось православному приходу. Сначала главный алтарь и боковые приделы были высвобождены музеем и переданы на безвозмездной основе местному приходу. В 2004 г. на куполах храма были установлены кресты, начались реставрационные работы. В 2009 г. местная администрация большую часть площади передала в собственность епархии. В 2013 г. были надлежащим образом оформлены все документы на землю и строения. В августе 2013 г. на храме были установлены строительные леса и начались ремонтно-восстановительные работы, которые закончились весной 2024 г.

Вообще, нынешнее цветовое решение церкви вызвало у меня, по началу, неоднозначную реакцию, но, присмотревшись, я понял, что его, пожалуй, стоит признать удачным. И, на этом, всё — больше рассказать про Сретенскую церковь в частности и Вытегру вообще мне нечего, но чует моё сердце, что в этом городе я был не последний раз. Ну а сейчас пора отправляться в Белозерск.
Продолжение следует...