«Вита и Вирджиния», (Vita & Virginia), 2018

Любопытно, вкладывался ли особый смысл в порядок имён в названии? Ведь именно Вита – самый яркий и продуманный из женских образов фильма, а также движущая сила сюжета. Правда, стоит признать, что половину работы по созданию её образа за режиссера и сценариста здесь выполнила… реальная Вирджиния Вульф. Представим, что она не написала «Орландо» и создателям фильма пришлось бы формировать художественный образ Виты самостоятельно. Ни за что не поверю, что результат был бы лучше, точнее, сильнее. Саму Вирджинию не читала, «не моё». Меня привлекает в ней больше её необыкновенная история жизни, чем литературное наследие. Названия её книг раньше были для меня лишь перечнем ничего не говорящих слов, после «Часов» они не ожили, после «Жизни в квадратах» тоже, но именно после «Виты и Вирджинии» я прочувствовала её литературный гений – хотя бы таким причудливым, косвенным образом. Лично для меня Вирджиния Вульф – соавтор этого фильма.
В общем, для Виты взяли готовый и последовательный образ, не шагнув в сторону. Единственное, к чему можно придраться, – недостаточная степень андрогинности Джеммы Артертон. Физической андрогинности, признаю, не хватает, но мне как раз понравилась небуквальность этого качества.
Вирджиния. Её играет внешне абсолютно на неё непохожая Элизабет Дебики, красивая, высокая, хрупкая, абсолютно неземная. Дебики здесь сама как произведение искусства, многие кадры с ней – визуальное блаженство. Но кто сказал, что Вирджиния Вулф такой не была (опять-таки совсем не в прямом смысле)?
Мужья. В последнее время в кино и на телевидении обрела второе дыхание идея, что «за каждым великим мужчиной стоит великая женщина». И мне немного жаль, что заявленное равноправие не приводит к тенденции снимать также на тему «За каждой великой женщиной стоит великий мужчина». Фильм «Вита и Вирджиния» уникален тем, что там таких мужчин, мужей целых два (и ещё третий фоново). И наблюдать за ними безумно интересно. Наблюдать, проникаться, сравнивать, размышлять над сутью свободного брака. Питер Фердинандо – Леонард Вулф, Руперт Пенри-Джонс – муж Виты Гарольд Никольсон (кто смотрел «Жизнь в квадратах», испытает двойственное чувство, так как Руперт играет и там, и там, только разных людей).
Также в ролях Эмиральд Феннел (Ванесса Белл), Гетин Энтони (известен по роли Ренли Баратеона, а здесь Клайв Белл), Изабелла Росселлини (мать Виты леди Сэквилл), совсем мельком Брэнок О’Коннор (Олли из «Игры престолов» и друг главного героя из сериала «Алекс Райдер», тут Джулиан Белл) и Нэйтан Стюарт-Джарретт (Ральф Партридж, член «Блумсберийского кружка»).
«Вита и Вирджиния» – экранизация пьесы, которая в свою очередь основана на их переписке. Поэтому приготовьтесь к театральности, которой слишком много и одновременно слишком мало, бесконечному зачитывании писем вслух, в результате чего красивые, страстные, умные и завораживающие на бумаге слова теряют темп и волшебство, и к тому, что герои общаются с помощью высокого штиля. Впрочем, возможно часть вины за это лежит на переводе и / или озвучке, выборочно посмотрела оригинал – на беглый взгляд он звучит органичнее. Если соберусь смотреть в третий раз, надо будет попробовать русские субтитры с opensubtitles – там я не догадалась раньше поискать.
Критики, которые ругают визуальную часть, в первую очередь обратили внимание на сцены глюков. Защищать их не буду, они посредственные, а вот символичные эпизоды, запараллеленные с природой и архитектурой, пробирают.
Печально видеть очень мало положительных отзывов на этот фильм и вообще мало отзывов на него. Если сравнивать с ближайшим по тематике и по времени выхода кино – «Аммонит», последний более заметный, ему досталось больше интереса зрителей и их отзывов. Как хотелось бы верить, что «Вита и Вирджиния» впечатляет настолько, что языки и пальцы немеют в благоговении )))). Но, скорее, Кейт Уинслет и Сирша Ронан популярнее Джеммы Артертон и Элизабет Дебики, эротические сцены в «Аммоните» откровеннее, сюжет прямолинейнее, манера игры реалистичнее, язык проще, а героинь мы узнаём «с нуля» и нам не мешают зацементировавшиеся образы. «Аммонит» хочется впитывать и созерцать, а «Вита и Вирджиния» побуждает любоваться и размышлять, что ничуть не хуже.
|
</> |