Выставка "Город в лицах"
liubov_zla — 02.10.2023До 15 ноября в Петропавловской крепости открыта выставка ленинградского портрета. Честно говоря, я уже более двух недель пытаюсь написать этот пост. Но, хочется же хорошо, но, файл, видимо, слишком большой, а компьютер к вечеру устаёт и черновики не сохраняются. Посмотрим, что выйдет ли в этот раз.
Выставка очень насыщенная и интересная. На ней представлен весь цвет ленинградского художественного мира. БОльшая часть работ создана в послевоенный период, но есть и работы 1930-х годов (Остроумова-Лебедева) и даже пара более ранних. Все работы хорошо проаннотированы. Но создатели выставки, видимо, хотели подчеркнуть, что главные на выставке — изображённые герои, но не авторы картин и не зрители.
В этикетках указан автор, указан изображённый человек, а дальше идёт рассказ об этом персонаже. И ни слова о художнике. Мне этой информации не хватало. Хотя, я понимаю, что все у нас люди грамотные, смартфонами пользоваться умеют. Более того, на выставки в Петропавловку ходят достаточно продвинутые зрители. Но меня бы отвлекало дополнительное лазание в телефон от просмотра. Неужели дополнительные этикетки про авторов утяжелили и удорожил бы создание экспозиции?
Короче, я постараюсь исправить ситуацию. А так, выставка занимает три зала. Первый посвящён деятелям науки, второй — рабочим, третий — культуре. Выставка очень хорошая. И мне приятно было видеть на неё знакомые имена.
Борис Ершов, кажется, быт типичным представителем своего поколения. Занимался в основном портретом
Редкий случай, сын превзошёл отца
Васильев, фронтовик, как и все. Учился у Орешникова, известного нам, старпёром по портрету мальчика Ульянова, с которого потом делали октябрятский значок.
Ну, Остроумова в отдельном представлении не нуждается
Лавренко занимался в основном портретом. Видимо, автором был достаточно известным, но не мне мне
С другими работами Ротницкого можно познакомиться тут
Орешников, на самом деле известен людям моего поколения и старше, даже если они сами об этом не знают. Славу он себе заработал, сделав с фотографии портрет 4-хлетнего Володи Ульянова, который потом использовался в октябрятских значках. Из нового я с удовольствием узнала, что Виктор Михайлович был учеником Бродского, а позднее — доктор искусствоведения.
Кильпе в основном занимался монументальной исторической живописью. О представленной работе даже в Вики написано
Вот здесь особенно заметна недоработка создателей выставки: автора несколько лет нет в живых, а она числится живой.
Приятно, что у всех представленных художников «герои» изображены с атрибутами их деятельности. Подробнее о Бурове можно прочесть тут
А вообще, как мало остаётся от людей. Вроде, Мальцев был достаточно известным художником в своё время. А что мы о нём знаем? Что его и не было никогда?
Марию Матвевну Харламову мне посчастливилось знать лично. Дочь знаменитого Харламова, одного из создателей Ленинианы, сама — большой мастер. Чтобы сбить пафос, дам ссылку на её автопортрет из собрания Русского музея
Родители Киры Суворовой были учениками Филонова. Дочери пришлось потом восстанавливать наследие родителей.
Рейхет стал основателем династии
Человеку с фамилией Чеботарь самому нужно быть начальником какой-нибудь бригады на заводе
Лизак оказался популярной фигурой среди любителей неформального искусства
Бабасюк занимался в основном монументальным искусством. Но портретом же проще заработать....
Вот тут вылезла ещё одна небрежность создателей выставки — очепятка в фамилии автора. Увы, других его работ и подробной биографии найти не смогла, хотя, о скульпторе информации много
Николай Сергеевич Кочуков — крепкий и хороший скульптор
Павловский был не только крупным художником, но и преподавателем. Вообще, данная выставка сделана с очень правильным, но абсолютно несовременным, посылом. Представлено искусство и по духу и по форме — советское, воспитывающее правильные ценности, но, в то же время, абсолютно не подобострвстное
О Гервице можно прочесть тут. Видимо, он чуть больше других занимался рассказами о себе.
Радлов относится к старшему поколению представленных художников. Его имя не сказать, чтобы было совсем забыто, но, к сожалению, ушло в тень более ярких современников. Это может быть связано с тем, что он в основном занимался книжной иллюстрацией
Помимо портрета Страхов в основном занимался миниатюрой
Мне особенно приятно, что Евграфов был учеником Филонова. Тем приятнее, что его работы сохранилась — он автор погиб известно когда и хранить его наследие было сложно и особо некому. Для заработка работал театральным художником.
Рядом работа Магалиса «портрет Чарушина». Отдельные мои читатели тут будут плеваться по поводу того, что тусовка воспроизводит самих себя. Но, кто ж может быть лучше милейшего Чарушина?
Магалис занимался самым официальным искусством из всех официальных. Как доброволец Красной Армии в Гражданскую войну, видимо, был истинным коммунистом.
О Гринберге можно прочесть тут
О Лидии Давыденковой мне уже доводилось писать. Мне как историку особенно дорога её связь с художниками Загонеком и Эберлингом. Её портрет в 4-5 -летнем возрасте опубликован в альбоме Эберлинга
Кривицкий, помимо работы над портретами, много преподавал
Острова, ученица Бродского, зарабатывала не только портретом, но и натюрмортами и пейзажами.
Бобровский стоял у у истоков современного Союза, активный деятель искусств революционного Петрограда. Умер в блокаду
|
</> |