Высокое служение

топ 100 блогов anairos23.09.2020 Сейчас слово «слуга» не слишком в чести. Даже горничные и дворецкие современных богатеев не служат им, а на них работают. Выполняют свои обязанности за плату. Как только хозяин перестаёт платить – работник перестаёт работать. Ну, разве что потерпит немного, если ему твёрдо пообещают выплатить задолженность, как только появится возможность, а прямо сейчас найти другое место работы затруднительно.

От личных отношений между хозяином и работником это не зависит вообще. Вы можете оставаться приятелями или даже друзьями, но всё равно нет зарплаты – нет работы. Дружба дружбой, а кушать всем хочется.

В определённом смысле хозяин и работник находятся на одном уровне. Хотя по договору один из них командует, а второй подчиняется, но это всё равно равноценный взаимовыгодный обмен – фундамент рынка.

Нынешнему обитателю Земли сложно даже представить, что тысячу лет назад короли и епископы всерьёз задумывались, не является ли работа за деньги грехом, и если является, то какие меры следует принимать по отношению к тем, кто так поступает.

Феодальное общество – в идеале, конечно – строилось на идее служения. Крестьяне служат своему господину. Господин служит королю. Священник служит Богу и церкви.

Служение – не работа, не труд, который ты исполняешь, пока тебе дают что-то взамен. Это отношения сродни семейным, только не горизонтальные, а вертикальные. Один повелевает – другой подчиняется, потому что оба чтят то, что их связывает.

При этом у господина тоже есть обязанности по отношению к слуге. Господин должен заботиться о нём – защищать его своей властью, обеспечивать его всем необходимым для успешного служения. В некоторых случаях слуга даже по закону не отвечает ни за какие свои поступки, если они были совершены во исполнение приказа господина. Господин приказывал – ему и отвечать.

Горожане – ремесленники, торговцы, бюрократы, врачи и прочие профессионалы – в эту систему не вписывались от слова «совсем». Ещё сильнее не вписывались в неё наёмники – воины, которые дерутся за деньги. Но и общество не могло без них обойтись от того же самого слова. Потому и ломали головы короли с епископами, как примирить эти две, такие разные, системы отношений.

Слуга всегда рядом с господином не потому, что господин ему платит. Наоборот, он может с гордостью рассказывать, что хранил ему верность и в богатстве, и в бедности, что они вместе прошли через все жизненные неурядицы. Уйти от господина, потому что у него нет денег – как бросить жену или мужа по той же самой причине. Так поступают сплошь и рядом, но всё равно все понимают, что это непорядочно.

Пожалуй, дольше всего в Европе идеал служения сохранялся в Англии. Там он продержался, наверное, до конца 19 века. Сэм Гэмджи, следующий за своим господином в Мордор вообще без всякой зарплаты и договора – воплощение этого идеала в литературе.

Порядки в королевстве до сих пор отчасти феодальные – в конце концов, страной правят те же семьи, что и двести лет назад – но всё-таки Британия тоже стала капиталистической.


Я, как давно известно моим постоянным читателям – сторонник равенства. Мои убеждения можно назвать социалистическими и даже отчасти коммунистическими – хотя я вкладываю в эти слова не вполне общепринятый смысл. Поэтому свободный рынок, формально уравнивающий людей между собой, кажется мне, при всех своих недостатках, более прогрессивным, чем старый-добрый феодализм, где люди от рождения делятся на высших и низших.

Но вот что интересно. До сих пор в самых разных фирмах и компаниях на собеседованиях косо смотрят на человека, который честно говорит, что он здесь только ради денег. Здесь обещают хорошую зарплату за работу, которую он способен качественно выполнять – а больше ему ничего и не нужно. Он просто хочет заработать на прожитьё и, быть может, на то, что ему по-настоящему интересно.

Формально в этом и есть суть свободного рынка, суть всей капиталистической системы. Все сотрудники, включая кадровика, проводящего собеседование, пришли сюда по этой же самой причине.

Но говорить об этом прямо считается неприличным. Для вида полагается демонстрировать совсем другое отношение.

Компании нужен сотрудник, который хочет заниматься именно этим делом и именно в этой фирме. Такой, который будет хранить ей верность в богатстве и в бедности, не переметнётся к конкурентам, соблазнённый более выгодным предложением, не уйдёт, если у компании начнутся трудные времена. Такой, для которого компания будет семьёй, а её дело – его личным делом.

Короче говоря – сотрудник, который будет не работать, а служить.

До сих пор, в наше циничное рыночное время, служение остаётся идеалом, к которому стремятся и который хотят видеть в людях. Даже если это не более чем декларация.

Мне кажется, это кое-что о нас говорит. А вы как думаете?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
23 марта 1933 года. В стране голод, вызванный борьбой кулачества против колхозов. Накануне решающего весеннего сева. Указание Балтайского райкома партии всем секретарям партячеек, председателям колхозов и сельсоветов по уходу за конем. "Вы одни без колхозников ничего не сделаете..."- это ...
Я о политике не пишу обычно. И мне, в принципе, пофиг и на ту, и на другую сторону конфликта. Все какие-то смешные и недоделанные там. Но я вот смотрю со стороны который день всякие новости в интернетах на эту тему, и не пойму. Почему, например, Янукович не арестует всяких там ...
Чем Аллаху кривые ноги не угодили, х.з. Как и женские волосы - может ему женский волос в супе попался, Аллах его знает) У нас в Татарстане, хвала Аллаху, таких вопросов не возникает. Найди отличия))) В исламе женщина должна закрывать все тело, кроме лица и кистей рук. Еще богословы ...
Помню, как-то попалось мне оправдание кастрюль по поводу их бесконечных смехуёчков: "хунта", "фашисты", "бандеровцы", "фашисты" и т.д. - типа, мы слабее России и нам только и остаётся стебаться. Но, вот, в этом стёбе нарисовался логический тупичок - стёрлась граница. Как здесь, например. ...