Высоцкий монастырь в Серпухове — 2023 год
vladimirdar — 15.12.2023Первый раз я посетил этот монастырь ещё в 2013 году. Тогда как раз практически полностью отреставрировали все его строения и монастырь выглядел возвышенно и жизнерадостно. Было интересно побывать здесь снова. Подробно об истории монастыря я уже писал вот в этом материале. Здесь остановлюсь больше на видовых фото и краткой исторической информации о храмах и сооружениях обители.
Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским.
Летом 1373 года золотоордынские полки хана Мамая подвергли жестокому нападению Рязанское княжество, после чего возникла спешная необходимость усиления обороны и, в первую очередь, прикрытия важнейшего пути со средней Оки к Москве, проходившего через старое село Серпуховское, вотчине князя Владимира Андреевича Храброго. Место древнего поселения было обнесено стеною, и было принято решение о строительстве монастыря. Строительство монастыря было частью программы по укреплению границ княжества и княжеской резиденции на Оке.
Как управляющий городом Радонеж князь Владимир Храбрый обратился тогда с просьбой о благословении и за помощью в устройстве монастыря к преподобному Сергию Радонежскому. По приглашению князя преподобный Сергий со своим учеником Афанасием пешком пришли в Серпухов и выбрали место для будущего монастыря. Выбранное место было расчищено, и преподобный Сергий совершил на нём молитву. Для строительства обители Сергий по просьбе князя оставил своего ученика.
Преподобный Афанасий Высоцкий старший ревностно принялся за строительство монастыря. Число насельников росло. В их числе появились достойные ученики, просиявших впоследствии своей святостью: Никон Радонежский (будущий преемник по настоятельству преподобного Сергия) и с 1375 года Афанасий Высоцкий младший.
В монастыре стало бурно развиваться книгописание. Это направление благодаря Высоцкой обители скоро приобрело значение центра Византизма на Руси. Из Высоцкого монастыря происходит так называемый Высоцкий чин — деисусный чин, стиль которого, как считается, оказал некоторое влияние на иконописную манеру Андрея Рублёва.
В сентябре 1380 года на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход решил засадный полк, которым командовал серпуховский князь Владимир Андреевич, прозванный Храбрым и Донским. По возвращении с битвы благоверный князь захоронил в стенах Высоцкой обители останки воинов-серпуховичей и в их числе сорок бояр. Над братской могилой в память великой победы был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной, а также каменная церковь-трапезная для братии в благодарность за молитвенный подвиг. Место погребения воинов можно увидеть в подклете Зачатьевского собора.
Весной 1381 года монастырь вновь посетил преподобный Сергий. Он сопровождал святителя Киприана, прибывшего на Высокое для освящения Зачатьевского собора и каменной церкви-трапезной в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Зачатьевский собор имеет вид правильного квадрата. К его восточной стороне примыкает граненая алтарная апсида, свидетельствующая о несомненной древности, а вокруг идет крытая каменная галерея на массивных столбах. Собор в основных своих формах хранит характер зодчества XIV века.В первой половине XVII века в северную и южную галереи собора встраиваются два симметричных придела: существующий Рождества Богородицы и Никольский, перестроенный еще в конце XVII века в самостоятельную Никольскую церковь.
Одноглавый придел Рождества имеет большую полукруглую апсиду и портал. Кондаков Н.П. признал этот храм как памятник зодчества XIV века, то есть времени благоверного князя Димитрия Донского. Своды и купола собора переложены в 1697 году на средства Л.К. Нарышкина. Первоначальная роспись практически не сохранилась за записями 1800 и 1899 годов.
На фото выше справа - заново восстановленная лестница проходящая и включающая часовню на месте, где был погребен Афанасий младший. Кстати, он сам завещал похоронить себя именно под лестницей Зачатьевского собора. В этой часовне находится резной деревянный саркофаг-кенотаф с изображением почившего святого.
Никольский храм, посвященный небесному покровителю города Серпухова Святителю Николаю, расположен с южной стороны Зачатьевского собора, на месте, где при основании обители был водружен Крест и воздвигнута первая деревянная церковь. Над храмом, на втором этаже здания расположена соборная ризница, над ней - церковь во имя Преподобного Сергия.
Основанный в XVI веке, Никольский храм служил для совершения заупокойных богослужений по ктиторам обители, в числе которых был и род Нарышкиных. Последняя реставрация храма была произведена в 1873 году на средства г. Шибаевых. К этому времени относится и сохранившаяся масляная живопись, изображающая жизнь и чудеса Святителя Христова Николая.
11 августа 1991 года, в день Рождества Свт. и Чудотворца Николая, Преосвященным Епископом Можайским Григорием было совершено великое освящение храма. В 1996 году в храм проведено отопление.
Зимой 1997 года начат его капитальный ремонт: заново оштукатурены стены храма, отреставрирована живопись 1873 года, а утраченная часть написана вновь. 18 июня 1997 года совершилось его малое освящение. Невысокий сводчатый Никольский храм невелик, но по-домашнему уютен.
Покровский храм
Здание представляло собой большую одностолпную палату, к которой с севера примыкали служебные помещения, а с востока - безапсидный храм с шатровым завершением. С Зачатьевским собором трапезную соединяла тогда же выстроенная галерея. В таком виде храм просуществовал около столетия.
В конце XVII века Покровский храм вновь подвергся коренной перестройке. В это время JSВысоцкий монастырь пользовался особым покровительством Нарышкиных, из рода которых происходила царица Наталья Кирилловна, вторая супруга царя Алексея Михайловича, мать императора Петра Великого. Это ктиторство не было случайным - по соседству с монастырем Нарышкины имели большие владения.
В 1697 году от Нарышкиных в их излюбленный монастырь поступили значительные вклады на строительство и украшение храмов. Ктиторами этого, третьего по счету каменного Покровского храма были и другие знатные лица - такие как, например, царский спальник князь Федор Васильевич Засекин.
В облике этого храма отразились характерные черты архитектурного стиля московского барокко. Высокий четверик храма увенчивался рядом декоративных кокошников и одной главой на граненом барабане. Окна были обрамлены наличниками с килевидными завершениями. Барабан главы и фасады церкви украшались полихромными изразцами. Среди них выделялись изразцы с изображением Российского государственного герба - двуглавыми орлами. Они напоминали о том, что с южной стороны Покровского храма располагались палаты, в которых останавливались великие князья и цари.
В начале XIX столетия Покровский храм приобрел черты классицизма - фронтоны и купол, поглотив "нарышкинское" барокко. В 1872 году храм был расширен за счет пристройки с северной стороны придела во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, существовавшего ранее при монастырской больнице, здание которой было разобрано. В 1902 году была осуществлена реставрация храма на средства казначея Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Никона (Рождественского), с 1904 по 1906 годы епископа Серпуховского, впоследствии архиепископа Вологодского.
С 1992 года была начата кропотливая работа по восстановлению храма. 9 июля 1993 года было совершено освящение придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 8 сентября 1994 г. престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Поскольку в Зачатьевском соборе службы проходят лишь в летнее время, то в Покровском храме ныне совершаются все уставные монастырские богослужения.
Наиболее значительным событием Высоцкой обители в XIX веке было строительство новой колокольни взамен старой 1624 года, которая пришла в ветхость и рухнула, к счастью, никого не задев. Новый проект был разработан архитектором Е.Г. Малютиным в 1831 году.
Согласно проекту, в древний ансамбль монастыря включалось крупное монументальное сооружение в стиле классицизма. В градостроительном плане это был очень смелый шаг. И прежде всего потому, что значительно менялась композиция и силуэт ансамбля, занимавшего в городском пейзаже одно из ключевых мест. Надо отдать должное мастерству создателей колокольни, они отлично справились с труднейшей творческой задачей. В 1840 году строительство монументальной надвратной церкви-колокольни было завершено.
Здание колокольни выполнено в стиле классицизма, оно четко делится на три различных по назначению и конфигурации яруса. На первый, квадратныйв плане ярус, с проездом Святых ворот и двумя калитками, поставлен крестчатый в плане ярус Трехсвятительской церкви. Завершает сооружение восьмигранный ярус звона, несущий граненый купол с люкарнами. В процессе строительства в первоначальный проект были внесены некоторые изменения. Так, к восьмерику, увеличенному по высоте почти в полтора раза, были добавлены по сторонам света красивые табернакли. Вскоре во втором ярусе постройки был устроен храм во имя Трех Великих святителей и Вселенских Учителей: Василия Великого,Григория Богослова, Иоанна Златоустого. Освящен храм был в 1843 году митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым).
Храм этот небольшой, выполнен в греческом стиле, имеет форму креста. Трехсвятительский храм стал первым храмом, в котором начались ежедневные богослужения в 1991 году во вновь открытой обители. На третьем ярусе, на самой колокольне, до закрытия монастыря в 1931 году было 14 колоколов, самый большой в 721 пудов весом, и башенные часы с циферблатами на четыре стороны. В 2004 году проведена внешняя реставрация колокольни.
Настоятельский корпус, стоящий параллельно восточному пряслу стены, построен в первой четверти XVIII века. И если его монументальное каменное крыльцо со светелкой живо напоминает памятники предыдущего столетия, то целостный объем здания и регулярность композиции с выделенной осью симметрии создают образ жилого дома, присущий уже Петровской эпохе.
Все убранство фасадов основного объема Настоятельского корпуса в процессе капитального ремонта 1835 года было приведено в соответствие ампирным вкусам времени. Растесанные окна были обрамлены штукатурными тягами с замками и архивольтами. Над светелкой появился треугольный фронтон, а весь корпус опоясал гладкий фриз с профилированным карнизом.
Внутри корпуса находится домовая церковь в честь иконы Божьей Матери «Скоропослушница»
Жилые палаты и корпус келий
Здание монастырской библиотеки
Западная крепостная стена
Церковь Всех Святых, построенная в 1896 году, стала последним крупным строительным мероприятием Высоцкого монастыря в XIX веке. Храм возведен за пределами крепостных стен (по ул. Калужской) по проекту Р.И. Клейна. Церковь возведена на средства потомственного серпуховского предпринимателя Николая Коншина, знаменитый род которого уходил своими корнями в далекий XVII-й век. Храм задумывался в качестве усыпальницы Коншиных. Всехсвятская церковь возведена за пределами монастырских стен, по улице Калужской, на месте более позднего монастырского кладбища.
Церковь представляет собой пример стилизации с применением элементов византийской и романской архитектур. Квадратный в плане кирпичный храм на высоком подклете был увенчан декоративным шатром и с трех сторон окружен открытой галереей на которую вели две лестницы. Первоначально, на вершине шатра возвышался массивный каменный крест.
Подклет предназначался для семейной усыпальницы, а на втором находилось само пространство храма
Внутри церкви был возведен низкий белый мраморный иконостас в византийском стиле
Из усыпальницы, огибая полукруглую апсиду, лестница приводит прямо в церковь. Получившаяся как бы двойная алтарная часть трактована как закрытая галерея. Стены церкви были расписаны иконописцем Копьевым живописью и орнаментом.
Низкий белый мраморный иконостас в византийском стиле был прекрасно и художественно выполнен, равно как и бронзовые врата его, подсвечники и вся церковная утварь. Иконы в иконостасе были написаны М.И. Дикаревым. Храм этот представляет один из интересных памятников церковного зодчества. Внешне храм качественно отреставрирован.
Правее (от Всехсвятской церкви на фото выше и за кадром), за оградой, находится Церковь Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (паломнический корпус). Этот разноцветный купол и есть ее маковка.
Смотровая площадка у западных стен Высоцкого монастыря
На этом, пожалуй, и все. Чрезвычайно благостное место. Рекомендую всем, кто посещает святые места, обязательно здесь побывать!
Источники:
Официальный сайт Высоцкого монастыря в Серпухове