Высадка на Босфоре
george_rooke — 16.10.2017 17 ноября 1849 года из Главного Морского Штаба к командующему Черноморским флотом Лазареву поступил запрос составить проект прорыва турецкой обороны на Босфоре. И Лазарев этот план выдал буквально через неделю. Дело в том, что он уже давно продумывал его во всех деталях.Вот его расчеты.
На двух 12-пушечниках - 3000 человек десанта.
На 11 84-пушечниках - 11000 человек десанта (по 1000 на корабль).
На 8 фрегатах - 4000 человек десанта.
На 14 пароходах - 6500 человек десанта.
Итого: 24500 человек. Если использовать еще и торговые корабли, то численность можно довести до 30 тысяч.
Размер финансирования операции - 800 тысяч рублей серебром.
"Если прорыв флота через Босфор предполагается для прохода прямо в Мраморное море и высадки десанта для занятия Дарданельских укреплений, то несмотря на 400 орудий, выстрелам коих флот ТЕОРЕТИЧЕСКИ может подвергнуться, я считаю это возможным".
Одновременно для обеспечения действий флота планировалось захватить Сизополь, и двинуть армию с Прута к Балканам. Как считали Лазарев и Шестаков, "это заставит друзей Порты подумать о собственной безопасности".
Боеспособность турецкого флота на 1849 год Лазарев оценивал весьма низко, отмечалось, что "такелаж плохого качества, а парусина весьма низкого достоинства". О силе турецкой артиллерии в Проливах может сказать тот факт, что при прибытии французского консула в Дарданеллы турки производили салют из 21 орудия. Так вот, 5 из них разорвались, убив и артиллерийские команды.
По пароходам у турок было реальное преимущество (22 против 14-ти), которое однако к 1853-му еще более увеличилось (построили еще два парохода в 1850-м). За это турки могут благодарить американцев, вернее - американского инженера Фостера Родса (Foster Rhodes), который приехал в Турцию в 1835-м и построил львиную долю их пароходов. Первый турецкий пароход был спущен на воду в 1837-м и назывался Eser-i hayr.
Полный список пароходов турецкого флота можно посмотреть здесь.
Тем не менее, удар в начале 1850 года застал бы турецкий флот в стадии перестройки. Проблема была с экипажами и офицерами, не так давно открывшаяся Османская Морская Академия просто не успела еще выпустить достаточное количество кадров. Плюс, за нас играло то, что американских советников после смерти Махмуда II турки просто выгнали, а с англичанами заново налаживать сотрудничество начали только в 1848 году.
Однако высадка 1850 года была отменена.
В чем причина?
Причина простая как пустой орех. Николай I не хотел раздела Турции. Нет, он собирался ее делить, но только если она начнет падать. Дело в том, что слабая Турция считалась для России более выгодной, нежели севшее на Босфоре и Дарданеллах какое-либо сильное государство. Вообще, с 1830-х была выработана стратегия "львиного рыка" - то есть по мысли Нессельроде и Николая Турция должна была бояться Россию больше, чем любую другую державу. Если это будет так - то Россия сможет контролировать политику Турции, и диктовать ей свои условия.
Проблема в том что жертва всегда ненавидит своего мучителя. Более того, мы проморгали тот момент, когда мы реально Турцию пережали.
Наша стратегия прокатывала до определенного момента, но потом... Потом заморыш, которого постоянно чмырили, нашел новых дружков, которые помогли заморышу накостылять по голове ненавистному верзиле.
С позиции послезнания, надо было просто брать Проливы, и сесть там самим. И уже не беспокоиться о том, что кто-то их захватит, если Турция развалится.
На картинке, кстати, английская армия. Под Севастополем. Дрова тащит и реквизированную еду. Ибо холодно и жрать нечего.
|
</> |