Вырождение живописи
troitsa1 — 04.12.2022Мысль для этого поста мне подсказал знакомый художник, который вновь съездил в Париж. Через 10 лет. Там есть специальный отель для творцов, где цены в два раза ниже, но Монмартр же! Так там надо заполнить маленькую анкету. 10 лет назад он тупо искал строку «живописец» или нечто вроде. Ему подсказали – раздел «пластические искусства». Пожал плечами, но галочку поставил... Скорчив рожу:
Этим летом в анкете этой графы уже не было! Спросил – мне ставить галочку у раздела «прочее»? Тётенька кивнула… Париж, но графа «художник и живописец» намертво вымарана.
Не рисует народ ныне? Но трудно не заметить, что 99% изображения сегодняшнего делается из фотографии: кино, телевидение (24 кадра в секунду), реклама, интернет, журналы, газеты... Книжные обложки, коробки для конфет, бигборды... И это всё разрисовывается. Живопись по фотографии...
Мой приятель удивляется: какой была жизнь до 19 века (ложки, прялки, иконы, семейные портреты, лубки, ткани, вышивка) - целый мир, в котором не было ни одного фотоснимка. Общество, пропитанное изобразительным искусством, незаметно и властно подчиненное его законам и форме, как сегодня оно пропитано фотографией. Школьники, уездные барышни, военные – все учились рисовать, и оттого были в курсе проблем профессиональных художников. Примерно как сейчас миллионы людей, жмущих на кнопку фотоаппарата, оказываются между собой как бы коллегами. Только ничему не учатся, увы.
Как в двадцать первом веке все признали - мобильники это настоящая революция! Так и в самом начале двадцатого случилась своя революция - фотография.
Меня недавно в посте спросили – уверен ли я что по Кировскому мосту ходили трамваи? Найденное мною моё фото не вызвало положительной реакции –трамвая на снимке таки не было. Были красивые трамвайные столбы, провода… А трамвая в кадре же не было видно! То есть всё, что не попадает в фотокадр – кажется «недостоверным», несущественным, и можно не обращать на это внимания (кажется). Т.е. два мира, которые до того сосуществовали довольно органично, взаимно проникали друг в друга – Горнее и Дольнее, мир Идей и мир Людей, царство Земное и Небесное, видимое и невидимое – вдруг очень четко разделилось, оказалось, что у них практически не осталось видимых точек соприкосновения. Сказка и повседневность... Утверждаешь на весь интернет нечто? Фото в студию! А вот мы не уверены. А не Фотошоп ли? И понеслось недоверие…
«Время живописи» - это максимальная концентрация «будущего»: картина (тем более фреска) – по замыслу должна была присутствовать на стене вечно. Поэтому редко бывает важно: кто тут нарисован, сколько ему лет, где работает, что с ним стало (спустя 100 лет). Теперь - инстаграм на сутки всего...
В высшем своем проявлении живопись всегда строит миф.
Ныне очень важно где сделана фотка, когда, кто бежит по пляжу, а она уже замужем? Единомоментное бытиё.
И очень интересно снимать президентов, политических деятелей и т.п. Если допущен к телу. Правда, когда они начинают ощущать себя вождями, – им снова хочется живописи. Каждый тиран мечтает о вечности – и поэтому ему нужен миф. И плодятся придворные художники вновь.
Вывод: как только в обществе начнут реально закручивать гайки, сотни художников пригасят в Кремль рисовать вождя.
Путина же пока не рисуют? Вот и славненько )))
Уже?!! Не так же:
|
</> |