Винсент Мун в Нальчике
ptitchka — 11.09.2012В Россию в рамках работы над проектом RussianProjectbyVincentMoon прибыл французский режиссер-документалист Винсент Мун. Специализируясь на коротких видео-портретах независимых музыкантов и короткометражках, постоянно экспериментируя, Мун погружает зрителя в среду различных традиционных культур. Режиссер успел снять огромное количество так называемых «домашних» живых выступлений как известных, так и совсем неизвестных музыкантов. Его проект Petites Planetes насчитывает более 500 видео-роликов различных этно-музыкантов. География его съемок включает в себя Турцию, Индонезию, Бали, Египет, Исландию, Колумбию, Чили, Бразилию, Аргентину, Эфиопию, Австралию и другие страны. В рамках своего российского проекта французский режиссер снимет полнометражную картину “CIRCASSIA”, посвященную аутентичной музыке черкесского народа.
Свои первые впечатления от Северного Кавказа и вообще о России Винсент получил в Кабардино-Балкарии – республика стала первой точкой его российского путешествия. Винсент прибыл сюда в ночь на 2 сентября и предстал перед нальчанами практически таким же, как вышел из дома в январе 2009-го – в рубашке, подтяжках, неизменном шарфе, забавных башмаках, явно не стилизованных, а именно оригинальных галифе и с небольшой сумкой, где лежат его рабочие инструменты - камера, микрофоны и ноутбук – это все что он взял с собой покидая дом. «Когда ты отбрасываешь лишнее, у тебя нет особых расходов. Можно делать стоящие вещи без вовлечения денег» - отвечает он на вопрос на что же он тогда что живет. «Мне, к примеру, не надо содержать дом, а для путешествия нужны только музыка и еда. А они, как ни странно, всегда идут рядом. Смотрите, музыка это праздник, который часто сопровождается застольем и наоборот, застолье это всегда праздник, который сопровождается музыкой... Вся техника, на которую я снимаю, очень проста и недорога. Я снимаю без оплаты и показываю без оплаты. Все очень просто, музыка в основе мироздания, как за это платить. Есть какие-то промежуточные расходы, которые я оплачиваю из своих сбережений: несколько лет назад у меня были коммерческие проекты с современными музыкантами, которые принесли достаточно существенные деньги. Кроме того, люди делают добровольные пожертвования на проект».
Зритель Нальчика уже знаком с короткометражками Муна, в республике задолго до его приезда было организовано несколько публичных показов его фильмовс соблюдением его единственного принципиального требования – зритель смотрит его работы исключительно free of charge – бесплатно, никаких билетов и сборов, он не продает свои фильмы и не разрешает своим партнерам делать этого.
В Нальчике вечером 7 сентября состоялась встреча со зрителями и прессой и показ его фильмов. Винсент, невероятно улыбчивый и открытый, безумно деликатный как все европейцы, что-то рассказывает на английском с явным французским акцентом, помогает себе активно жестикуляцией и улыбается, улыбается. Градус позитивного общения не снизила даже ситуация с незадачливой поклонницей, которая несмотря на предупреждения, шагнула в стог проводов и зацепив что-то, накрыла медным тазом весь кинопоказ. Вторую половину вечера гости и организаторы, дружно хохоча, решали задачку «почини провод», радуясь лишней возможности пообщаться с Винсентом.
"Я очень давно уже хотел приехать в Россию чтобы исследовать ее огромную разнообразную культуру. Кавказ в этом смысле кладезь, уникальный самобытный массив культуры... Мне нравится работать с простыми людьми, никакой съемочной группы, никаких костюмов и театральности, я и музыканты в их естественной среде. Когда я готовлюсь к съемкам, я еще не знаю наверняка, что буду делать. Я приезжаю куда-нибудь и уже на месте решаю снять фильм — иногда идея приходит мне в голову всего за несколько дней до съемок. Для меня очень важно иметь возможность свободно реагировать на конкретную ситуацию, и я пытаюсь привнести это даже в те проекты, которые нужно планировать заранее».
Первый музыкант, с кем познакомился Винсент в республике - Зубер Еуаз. Выступление исполнителя народной адыгской музыки и этно-импровизатора Зубера прошло в присутствии случайных зрителей – посетителей парка, оказавшихся в этом момент рядом. Идея спонтанного выбора места проведения импровизированного концерта пришла в голову Булату Халилову, организатору и координатору проекта Муна по СКФО. Зубер пел и играл на удивительно звучащей черкесской скрипке шичепшина, а зрители подпевали и дружно отбивали такт мелодии в ладоши. Второй герой искателя редких этнических музыкантов – исполнительница старых адыгских песен Кушхова из Залукокуаже Зольского района республики. Светлану выманивали долго «Да ну, у меня нет оскаровких нарядов для встреч с французскими режиссерами, снимайте кого-нибудь другого», но потом, услышав какой Винсент совсем простой и как он сильно заинтересован, все-таки уговорилась. «Съемки прошли очень весело и непринужденно. Я пела на фоне гор, катаясь на канатке, спела несколько старинных адыгских песен, аккомпанируя себе пхъэц1ыч – черкесским народным инструментом наподобие деревянной трещотки. В конце съемки, когда закончила петь свои песни, а канатка была еще в пути, не доехала, Винсент попросил меня спеть что-нибудь еще. Я недолго думая затянула LesChampsIlysies «О, Шанзе лизе!», аккомпанируя себе тем же деревянным пхъэц1ыч. Видели б вы лицо Винсента, он просто лежал на полу от хохота и кричал мне «Fantastiс!!! Bravo!!!»... Знаете что интересно? У всех народов своя культура, которую нельзя сравнивать, они все уникальны. Но почему культурные европейцы настолько интересуются тем, что им так непривычно, незнакомо, так бережно и тактично пытаются поделиться этим с другими. А мы про это даже не задумываемся, пока какой-нибудь заезжий француз не приведет нас в чувство, мы не понимаем, что надо беречь что имеем. Я очень рада, что познакомилась с Винсентом. Он после съемок твердил «Spasibo! Spasibo!», но это ему спасибо, за всё. За то, что делает на что у нас постоянно чего-то не хватает – времени, денег, энтузиазма»...
Мун снимает все с первого раза, с первого дубля. Получается эффектно и убедительно, будто продумано командой профессионалов, каждое движение камеры, каждая деталь в объективе будто специально тщательно выверены и выстроены для достижения эффекта мурашек. Настоящая неподдельная картинка жизни, которую не надо разгадывать, но которая снята так, что увлекает смотреть и задуматься. В его фильмах одновременно и нет ничего особенного и заключен весь мир. Не надо в них искать что-то замудренное, сложные сюжеты, непривычное, мегановое. В них простые смыслы, простые материи, которые мы забываем. Тут все на уровне чувств, восприятия. Это что-то необъяснимое проглядывающее в морщинах кистей бабушки, когда она рассказывает историю, пронесенную через поколения. Что-то такое почти утерянное. Магия документального кино в умении увидеть что-то во взмахе ресниц, в мысли, спрятавшейся в уголках губ и смочь это передать. У него это получается.
Мун тем временем представляет свою последнюю короткометражку вечера: «Я делал показы во многих частях света и всегда показываю последним этот фильм, где бы я ни был. Это фильм о парне, с которым я познакомился в Буено-Сайресе. Я случайно услышал как он играет и поет и меня это поразило. И я просил его не найдется ли у него время сыграть для меня эту песню, я хочу ее записать. Он сказал что он занят и него нет времени, но я был настойчив. Я сказал – я запишу эту песню и положу к себе в рюкзак. И каждый раз где б я ни был буду показывать эту песню и все люди в мире могут подпевать этой песне и он согласился».
|
</> |