Вино цвета морошки
p_syutkin — 02.07.2024Морошка – ягода, хоть и вошедшая сегодня в нашу кухню, но далеко не сразу. Как и клюква, она проявляется на русском столе в результате славянской колонизации северных регионов и взаимодействия с финно-угорским населением. Вот только использовать ее наши предки придумали по-своему и совершенно неожиданно.
Неслучайно и упоминается морошка чаще всего в источниках, связанных с Русским Севером. «Два ведра ягод мурошки», встречаем мы в приходной книге Николаевского Корельского монастыря (расположенного на берегу Никольского устья Северной Двины в 35 км от Архангельска) за 1559 год.
В описи имущества опального патриарха Никона при переводе его из Ферапонтова в Кирилло-Белозерский монастырь значится «бочка морошка». Оба монастыря находятся в 120 километрах севернее Вологды.
А вот кулинарное использование этой ягоды было порой нестандартным. В Москве ее употребляли для подкрашивания вина. В заграничное виноградное вино было принято добавлять сок морошки (и других ягод), вероятно, чтобы придать ему более привлекательный (по вкусу той эпохи) цвет и аромат. Причем речь шла не о подделке. Так поступали в весьма обеспеченных домах той эпохи.
Вот почему в описи имущества подвергшихся опале князей Голицыных в делах Приказа розыскных дел за 1686 год можно встретить такую, на первый взгляд, загадочную фразу: «Сулея ренского с марушкою». Сулея здесь – это бутыль с широким горлом. А «ренское» - это рейнское, немецкое белое виноградное вино. Которое, вероятно, приобрело насыщенный золотисто-оранженый цвет. Дорого-богато.
|
</> |