Вымышленное прошлое

топ 100 блогов blau_kraehe16.04.2021 За что я люблю фантастику - самый честный жанр. В данном контексте фэнтези тоже сюда относится. Вас по-честному предупреждают в начале: мир вымышленный, это содержимое головы автора, не нравится - дело личное, субъективное. И дальше уже можно шпарить про все, что угодно. Хоть про мир будущего, хоть про Нарнию.

Реализм тоже изображает абсолютно субъективную конструкцию реальности, но в этом не признается. Даже хуже того. Хороший реализм - это субъективная конструкция реальности. "Я Таня Иванова, вот у меня была такая жизнь, любовь и приключения, так я вижу общество". "Это Нехлюдов, он видит окружающий мир сначала так, а потом вот эдак - и вот почему". "Это крестьянин во времена Петра Первого, он видел окружающий мир таким образом".

Плохой же, то есть наиболее распространенный реализм изображает даже не субъективную, а объективно-идеалистическую конструкцию общества. То есть воспроизводит типичные мифы о данном обществе, даже не проверяя  их реальность.

Сейчас я объясню эти непонятные слова. Вот к примеру, смотрю какой-то очередной семейно-мистический сериал. Дело происходит в СССР. И вот там такая сцена. Конец 50-х гг. Милиционер подходит к цыганке, продающей какую-то мелочь на вокзале.
- Покажи паспорт.
- А у меня нет паспорта, я колхозная.
- А почему не в колхозе? От работы отлыниваешь?
...  И т.д.

"Образованный" современный человек, конечно, уже все понял. Мы же давно "знаем", что колхозники в СССР были крепостные, у них "не было паспортов", и поэтому они не имели права даже съездить на вокзал. Их там сразу без паспорта задержат и посадят в гулаг.

И ничего, что в этой сцене режет глаз чуть более, чем все. Например, в СССР вообще не было принято таскать с собой паспорт постоянно, выходя из дома. И не спрашивали этот паспорт на каждом углу. Паспорт вообще не играл такой колоссальной роли, как сейчас ,не было необходимости любому милиционеру его показывать, и милиционеры просто так паспорт не спрашивали. Естественный ответ на такой вопрос "мой паспорт дома, я его не беру с собой" - и не подкопаешься.

Цыгане. Цыганские таборы были совершенной нормой повсюду еще и в 70-е годы, и никто не стал бы задерживать женщину только за то, что она "не работает в колхозе". Да и зачем бы цыганка стала выдавать себя за колхозницу, это просто смешно - и по одежде прекрасно видно, кто она и в каком коллективе проводит свою жизнь. Конечно, если бы девушка воровала, гадала и вообще как-то нарушала общепринятые нормы, могли бы задержать за это - но никак не за отсутствие паспорта или "побег из колхоза".
Вообще сцена подразумевает, что колхозники - своего рода заключенные, которые в рабочее время не имеют права удаляться от родного колхоза и свободно передвигаться хотя бы до вокзала. Что является полным абсурдом вообще-то.

Перед тем, как писать историческую книгу, абсолютно необходимо ознакомиться с изображаемой эпохой. Судя по всему, авторы сериала ограничились в этом плане чтением каких-нибудь блогов и статеек о "беспаспортных бесправных колхозниках". Но почему было не посмотреть советские фильмы, не почитать советскую литературу - там они разве что-то подобное могли бы встретить? Нет. Это та же самая история, что и с Г.Яхиной, которая, очевидно, при написании романа о голоде в Поволжье, ограничилась чтением ЖЖ историка Циденкова, занимающегося этим вопросом. Еще и сделав из всего этого собственные выводы. По сути, это банальный непрофессионализм. Но он давно стал нормой.

О Советском Союзе созданы целые пласты лживых, искаженных представлений, это параллельная история, параллельное прошлое, и вот смотреть и читать подобные вещи можно только если понимать, что речь идет не о реальной стране, а о таком же фантастическом вымысле, как Нарния. Параллельная реальность - где беспаспортные колхозники не могли и шагу ступить, врага заваливали трупами, все жили в нечеловеческом страхе, а по улицам непрерывно ездили черные воронки и гуляли агенты НКВД, отдыхающие от непрерывных пыток и расстрелов.

Если бы я была антисоветчицей, мне было бы неинтересно писать вот так.
В моих книгах я всегда даю высказаться противникам. Я стараюсь изобразить их как можно ближе к реальным прототипам или к типичным представителям данной группы, и они никогда не являются клоунами, чебурашками, "садистами-маньяками с окровавленными руками". Их взгляды я излагаю как можно более полно, даже если это создает реальный риск, что идеологические противники посчитают какую-то часть книги "своей". В "Рассвете 2.0" у меня есть даже целая книга в книге, которая порочит изображаемый мир и представляет его жуткой антиутопией. Говорили же некоторые, что для них "Туманность Андромеды" - антиутопия, ну вот я сразу и представила обе точки зрения на один и тот же мир.

Если бы я была антисоветчицей, я бы постаралась изобразить СССР таким, какой он есть, и мир тогдашний таким, какой он есть.
В СССР было довольно много негативных явлений, тут совершенно незачем врать, можно изобразить то, что действительно было.
Но кроме того, я бы показала и военный подвиг, и чудо послевоенного восстановления, и тот факт. что каждое следующее поколение было богаче и образованнее предыдущего; что жизнь была тяжелой, но улучшалась; я бы показала добродушный быт городского двора, ребятишек в школе, деревенскую больницу; радость от побед, от освоения Космоса. Я бы как-то упомянула и происходящее в мире, Вьетнам, Кубу, империализм. И я бы показала, чем плох СССР, НЕСМОТРЯ на все это. Я легко могу представить себе целый ряд персонажей, для которых СССР - это очень-очень плохо, просто ужасно. Да не только представить, я знала таких лично. И это были даже не какие-то подлецы или негодяи в личном плане, но по-своему интересные, интеллигентные люди. Я бы показала СССР с их точки зрения - со всем хорошим, да, но именно с их точки зрения - и вынесла бы ему приговор.
И вот это было бы по-настоящему интересно.


Но наверное, это не эффективно. Это искусство, но искусство не эффективно в плане краткосрочного воздействия на мозги, в плане пропаганды. Эффективна методика Геббельса: чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее поверят; врите как можно больше, пипл схавает, если нечто повторить много раз, в конце концов это станет правдой. Ну и действительно, как раз это мы и наблюдаем: если миллионы раз повторить про "беспаспортных колхозников", в итоге это становится объективно-идеалистической "истиной", новой параллельной реальностью, и новые писатели и сценаристы, зачерпнув этот материал, придумают новые "факты" этой параллельной реальности, и все это будет разноситься по миллионам неискушенных зрительских мозгов, и эта выдуманный параллельный мир начнет обретать все большую плотность и реалистичность. Кто владеет прошлым - владеет настоящим.

Мы живем с вымышленным прошлым - и поэтому лишены будущего.

Впадать в отчаяние по этому поводу, разумеется, не нужно. Бытие определяет сознание, а вовсе не фабрика вымыслов, бытие сильнее любых геббельсов. Они проиграют все равно, в любом случае - сколько ни создавай параллельные миры, реальный все равно окажется сильнее. Придется когда-нибудь и к реальному взгляду на прошлое вернуться.

Но все-таки неплохо уже сейчас, хотя у нас и не так много возможностей, реконструировать реальное настоящее, иначе общественная шизофрения очень усложнит и ухудшит ситуацию. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Нам скоро предстоит очень важный выбор - выбор школы для сына. Все знают насколько это важно, хоть программа по сути и одна, но очень многое зависит от школы и учителей. Я знаю два основных параметра, по которым родители выбирают школу. Это близость к дому и учитель. Не спорю, ...
Посмотрела сегодня неплохой рождественский датский фильм-сказку Familien Jul i nissernes land  / Зимние каникулы: Страна эльфов (2016).  Это второй фильм в этой серии, первый я не видела, но второй вполне можно смотреть как отдельную историю. Начинается в  с того, что ...
Сегодня, 19.12.16, Мевлют Алтынташ (Mevlüt Mert Altıntaş) 1994 года рождения застрелен посол РФ в Турции А.Карлов. Про убийцу пока известно только то, что служил в Анкаре, но в июле этого года был уволен "за связи с Гюлленом". Это в то время, когда количество арестованных силовиков шло на ...
Ездил с компанией ŠKODA на горный этап велогонки «Тур де Франс – 2016». В первом посте расскажу немного об атмосфере, а во втором – о самой гонке. Из России не очень хорошо видно – какого масштаба это событие. Каждый год гонка собирает вокруг своей трассы около 12 миллионов зрителей, чт ...
Наблюдая со стороны за происходящими событиями, разворачивающимися вокруг проблематики добычи сланцевого газа, создается впечатление, что все население Украины просто сошло с ума и не внимает, отказывается понимать те масштабы надвигающейся экологической катастрофы, которая просто ...