Виктор Фёдорович БОЛХОВИТИНОВ
kot-or-osl — 04.02.2016
Лётные лики
Виктор Фёдорович
БОЛХОВИТИНОВ - советский авиаконструктор и учёный.
Генерал-майор инженерно-авиационной службы (1943), доктор
технических наук (1947). Заслуженный деятель науки и техники
РСФСР.
Родился 23 января/4 февраля
1899-го в Саратове.
В 1926-м окончил Академию
воздушного флота им. Н.Е. Жуковского. После адъюнктуры стал
преподавателем, в 1937-м назначен начальником кафедры.
В 1934 - 1936 возглавлял разработку
тяжёлого бомбардировщика ДБ-А («Дальний Бомбардировщик -
Академия»), на котором в 1936-37-х нашими лётчиками установлены
четыре мировых рекорда дальности полёта с грузом. Этот самолёт под
номером Н-209 был использован С.А. Леваневским для попытки перелёта
в США через Северный Полюс в августе 1937-го. До 1940-го ДБ-А
выпускался небольшой серией и использовался в качестве военного
транспортника.
В 1939-м руководил постройкой
оригинального скоростного бомбардировщика «С» (спарка).
Это был скоростной ближний бомбардировщик, двухместный, низкоплан с
оригинальной установкой двух двигателей М-103 по 960 л. с., в
тандем с механической передачей от обоих на соосные винты. Показал
при лётных испытаниях скорость 570 км/ч.
В начале 1940-го участвовал в испытаниях установленного на самолёт
прямоточного воздушно-реактивного двигателя.
Параллельно был начат проект
скоростного истребителя И-1 с двумя двигателями М-107. И-1 тогда
был включен в план опытного самолётостроения на 1941-й. После
проведения лётных исследований самолетов "С" и "2С" была выяснена
их бесперспективность, и на истребителе И-1 Болховитинов пытался
вывезти машину в первый полёт, назначенный на середину июня
1941-го. Однако, в свете известных событий той поры, его
истребитель не был достроен из-за перенацеливания деятельности ОКБ
на ближний истребитель БИ с ЖРД. С началом войны тема И-1 вместе с
другими запроектированными самолётами была закрыта.
В 1941 - 1945 годах под
руководством Болховитинова конструкторами А.Я. Березняком и А.М.
Исаевым был разработан первый советский ракетный истребитель БИ-1 с
жидкостным ракетным двигателем.
С 1946 го - на преподавательской
работе в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского.
Автор ряда трудов по авиационной технике.
…Я неизменно вспоминаю Болховитинова, которого мы
называли не иначе как «патрон», со смешанным чувством досады и
благодарности. Благодарности за воспитание стиля тёплых
человеческих отношений в творческом коллективе, независимо от
должностной иерархии. Главный конструктор Болховитинов никогда не
был главным и грозным начальником. Он был нашим старшим товарищем,
которого власть облекла необходимыми по тем временам правами и
обязанностями. Его не боялись, а попросту любили. Чувство досады
связано с явной несправедливостью судьбы к таким
ученым-конструкторам, как Болховитинов. Чтобы быть полноценным
«главным» или «генеральным», надо было иметь в дополнение к
интеллигентности больше того, что принято называть «исключительными
организаторскими способностями».
Болховитинов любил талантливых и не боялся, в отличие
от других, что его ученики способны превзойти учителя и затмить его
славу.
Исаев, Березняк, Мишин, Пилюгин, бывшие соратники и
подчиненные Болховитинова, сами стали «главными». Своими успехами
они во многом обязаны школе Болховитинова.
Одним из качеств, которое культивировалось в этой
школе, было умение размышлять и в процессе повседневной рабочей
суеты обобщать отдельные факты и события, стремясь понять движущие
силы развития науки и техники.
Б.Е. ЧЕРТОК. Ракеты и люди.
Книга 2: Фили - Подлипки - Тюратам, стр. 141.
Умер 29 января 1970-го в Москве.
Похоронен на Введенском кладбище.
Награждён двумя орденами Ленина,
двумя орденами Красного Знамени, орденами Трудового Красного
Знамени, Красной Звезды, медалями.