Выходка
zona_riska — 30.11.2021У меня есть занимательный знакомый в ВК, который то, что обычно называют «вылазкой», логично называет «выходкой», на том основании, что он — человек, и не лазает, а ходит. Уважаю:)
Ну вот и мы вдруг вышли. Хотя, при нашей частоте посещения культурных мероприятий вполне допустимо и слово «вылазка».
Цель нашей выходки обозначилась публикацией shakko.ru. Поскольку я сама полный профан в изящном искусстве, нужен лоцман:) Вот лоцман и направил. Выставка года Пушкинского! Это событие! Подруга предлагала еще сходить на Пименова, но с ним мы решили подождать, все-таки, это — классический жанр. Вот, кстати, «из того же источника» — план на будущее: Смолянки Левицкого.
Выставка же «Бывают странные сближенья» — жанр для меня новый, я даже затрудняюсь назвать его жанром. Часть залов Пушкинского музея переформатирована — в одном зале собраны работы разных авторов и жанров, причем, как из собрания Пушкинского музея, так и из других, посвященные одной какой-то идее.
Как раз относительно недавно обсуждали в одном блоге познание мира через Откровение и Разум. И была у меня такая идея (громко сказано, что «у меня»), что люди просто не развили в себе еще какие-то чувства, эволюция не закончена, поэтому все, что не могут толком «оцифровать», называют Богом. Что есть такое «чувство Бога», или «ощущение Бога». Вполне возможно, эта современная работа как раз об этом:
Вот такое вот счастье хулиганское:
Возлюбленные и колдуньи...В каждом из нас тесно переплетено и мужское и женское. Что и как мы из этого используем и в каких сочетаниях?
Может ведь быть и так — человек вкусил яблоко, но на этом не остановился, и теперь норовит сожрать весь земной шар. И остановится ли на этом? Во Вселенной много сфер.
Мы наблюдали, как зритель и художник поднимается над линией горизонта, которая «и создал Бог Небо и Землю», то, что он видит, изгибается, образует плоские фигуры, потом неплоские формы, пространство изгибается складками и в эти складки в причудливых комбинациях скатывается все существующего. Мы забавлялись с портретами в Зале За наблюдателем наблюдают — если избраженный смотрит на тебя, то можно стоять в любом месте, справа, слева, напротив — все равно его взгляд следит за тобой. Я только сейчас заметила! Мы удивлялись подробностью деталей на шлеме римского гладиатора и пытались вообразить еще и еще раз, что будет, если расписать все античные скульптуры так, как они, вероятно, были расписаны.
И вообще не заметили, что прошло часа четыре — ноги гудят, глаза уже не смотрят, мозг не воспринимает....Только изредка еще вялое удивление — ой, ведь этот Давид/Лаокоон/что-то там стоял не там всегда, а вооон там. И узнавание. И радость встречи.
Моя мама, услышав вкратце о концепции выставки, шутливо сказала — мол, сам кто-то рисовать не умеет, пытается свою мысль и видение мира донести комбинацией чужих работ. Наверное, еврей :)))) А вот не еврей! Куратор Жан-Юбер Мартен, собравший эту выставку — это 77-летний историк искусства и независимый куратор, француз, сказавший: «Мне нравится, когда публика идет в музей так же, как на концерт — чтобы получить эмоции».
Конечно, мы получили эмоции. Но кроме них, конечно, тоже кое-что было — переосмысление, построение новых взаимосвязей в сознании, радость творения не как неотчетливую эмоциональную энергию, а как знание. От всей души рекомендую, если есть возможность — сходить.