Выгода от теракта

Давно уже понятно, что все эти споры достаточно бессмысленны – так как спорящие не в состоянии никак влиять на расследование и, значит, обречены плутать в трех соснах в условиях тотального недостатка информации. Публика в России политически бессильна, она нигде не имеет своих представителей – и, значит, ей никто никогда ничего не скажет. Извечный российский вопрос ведь действительно был сформулирован в русской классике в 19 веке – но это, конечно, никакие не «Что делать» и даже не «Кто виноват». Оба этих вопроса – так, праздное любопытство зеваки; главную русскую проблему назвали не Чернышевский и не Герцен; ее отчеканил Достоевский: «Тварь я дрожащая или право имею?»
Ответ дал уже следующий российский век – 20-й, и, сейчас, собственно, он затвержен досконально, вне каких-либо сомнений, всей российской публикой, причем НЕЗАВИСИМО от политических убеждений. Ответ один: конечно, дрожащая тварь, а кто ж еще?? Даже как бы и непонятно, о чем тут спрашивать! Ну а, коли так, публике будут впаривать любую нелепицу – причем даже не особенно стараясь, чтобы поверили: ясно ведь, что «твари дрожащие» сами ничего не найдут и на «госмашину» повлиять не смогут.
Поэтому надо просто смиренно признать, что взорвать питерское метро мог кто угодно, хоть «Тигры освобождения Тамил-Илама»; если народ не контролирует прокуратуру и суды, он никогда и ничего не будет достоверно знать ни о каких преступлениях. Ну и бог с ним. Мы можем зато поискать ответ на другое: так был ли этот теракт выгоден для группировки, находящейся в настоящее время у власти в РФ?
В определенном смысле этот вопрос даже более интересный. Популярна точка зрения, что взрыв в метро выгоден «властям», так как как бы дает повод для дальнейшего «закручивания гаек» и одновременно для «сплочения народа вокруг вождя». В первом приближении это вроде в самом деле так – но не обманчиво ли такое впечатление?
Сдается мне, что выгоды для властей от теракта преувеличены, а вот ущерб уже проявляется, а будет еще больше.
С этим взрывом в плане «большого пиара» - примерно такая же петрушка, как и с недавно объявленным планом по тотальному сносу пятиэтажек в Москве: тоже все сначала думают, что это на руку властям и ее рейтинг в результате подскочит – а на деле выходит только нарастание разочарования.
Собственно, и взрыв, и снос в глобальном смысле, с точки зрения нашего «коллективного бессознательного» - это удар по Стабильности. Оба события подчеркивают для обывателя, что он уже не может себя чувствовать уверенно нигде – ни в метро, ни даже у себя дома.
А ведь пресловутая «стабильность» - это, собственно, все, что есть в активе у путинского режима. Даже постоянно педалируемый контраст РФ с Украиной, показываемой как филиал ада на земле, базируется на том же различии: смотрите, мол, люди – на Украине совсем нет стабильности, там бардак, а порядок и стабильность только у нас в РФ!!
Поэтому по большому счету режим, даже если и делал ставку на эффект «сплочения», в результате взрыва только потерял. Это как с ребенком, который до определенного возраста относится к родителям, особенно к Отцу, как к некоему воплощению «бога на земле», который «может всё» - и вдруг в какой-то момент обнаруживает, что «всемогущий папа», оказывается, обыкновенный человек и очень многого (точнее, почти всё) добиться не способен от слова «никак». Это первое крушение детской картины мира бывает очень болезненным.
А общество в России ведь до сих пор чрезвычайно инфантильно (причем эта инфантильность старательно культивируется).
Так что есть вероятность, что в результате питерского теракта общество не «сплотится», а немного повзрослеет.
|
</> |