ВИЧ. СВО. И работа психолога.
evgenytashkinov — 26.01.2024На днях появился релиз о работе психологов в ОЦ СПИД. Прочитав его, я подумал, что необходимо дополнить его актуальным - все больше появляется участников СВО среди наших пациентов. Участие в СВО, переход к мирной жизни после участия в СВО - это стресс и постстрессовое расстройство, то, что может влиять на приверженность к лечению ВИЧ - инфекции.
Если год назад я общался с пациентами, которые вернувшись с СВО в отпуск, рвались вновь туда, то теперь стали появляться пациенты с ВИЧ - инфекцией, у которых есть травмы, инвалидность, либо пациенты, у кого родственники погибли на СВО.
Я об этом подумал. Решил написать. Но получилось, что-то другое.
Много лет сотрудники центра СПИДа посвятили появлению и повышению приверженности к лечению АРВТ у людей с ВИЧ - инфекцией.
И некоторые существенные результаты достигнуты. Судя по тому какими пациенты ко мне обращались более 10 лет назад и сейчас - пациенты в большинстве своем знает о лечение ВИЧ - инфекции, и знает о правилах приема терапии.
Напомню, мы рекомендуем принимать АРВТ без остановки (только врач может прервать лечение) и +/- 15 минут от назначенного времени.
Многие пациенты, которые переводятся в ОЦ СПИД Свердловской области из других регионов, и с которыми я общался, не знают о правилах приема, принимая терапию с задержкой в 1 час, а то и более, чего нет у наших пациентов (наши нарушители лечения знают о правилах приема терапии, но по каким-то своим причинам, не соблюдают их, ухудшая свое здоровье). То есть, при назначении лечения специалисты из других регионов не делают акцента на четкости приема терапии, тем самым увеличивая вероятность появления последствий со здоровьем от неполноценного приема терапии.
Но я несовсем об этом. Я хочу напомнить о приверженности лечению ВИЧ - инфекции и работе психологов.
Само слово "приверженность", как и мероприятия по улучшению приверженности, стали забываться, как сотрудниками, так и пациентами.
Приверженность лечению означает, что пациент вовремя принимает лекарства в необходимой дозировке без остановок.
На приверженность пациента к лечению ВИЧ - инфекции может повлиять множество факторов.
Но если раньше на них делался акцент, типа, пациент из такой-то категории, будет лечиться плохо / хорошо. То сейчас эти категории, классификации или факторы потеряли свою необходимость.
Полагаю, это связано с, увы, продолжением инфицирования всё новых людей, так как в группе риска любой, кто просто занимается незащищённым сексом.
Также, полагаю, что происходит минимизация некоторых факторов приверженности благодаря появлению большого количеством общественных организаций, например, дающих кров, человеку без определенного места жительства, где практикуется отказ от употреблений алкоголя и наркотиков, где есть еда и кровать
То есть, социальный статус пациента потерял свою необходимость, так как, без разницы, пациент БОМЖ или пациент владелец "заводов, газет, пароходов". Они могут как хорошо лечиться, так и плохо.
Или так, несколько лет назад, при назначении АРВТ делался акцент на побочных эффектах. Сейчас же, о появлении их пациента просто информируется, так как у большинства людей их нет.
Или ещё вот так. Раньше потребители, люди зависимые от наркотиков и алкоголя однозначно были в категории людей неприверженных лечению. Но работа с этой категорией людей, как сотрудников ОЦ СПИД, так и сотрудников общественных организаций (и я думаю, что последние сделали больше, работая с этими людьми) привела к своим результатам - среди этих людей, есть, появляется все больше людей с хорошей приверженностью.
То есть, напоминаю, нельзя употреблять алкоголь и наркотики. Но есть люди, которые это делают, как и правильно принимают лечение против ВИЧ - инфекции. В итоге, у этих пациентов мы имеем относительно хорошие результаты от лечения ВИЧ - инфекции, и ухудшающееся здоровье от употребления алкоголя и наркотиков.
То есть ключевым и неизменным фактором приверженности лечения ВИЧ - инфекции являются индивидуальные особенности человека, которые либо способствуют хорошему приему терапии, либо нет.
Но появляются и новые, ситуативные факторы, которые очень сильно влияют на приверженности населения к лечению ВИЧ - инфекции. На место старых факторов, влияющих на приверженность, приходят новые.
Страх смерти, ужас и непонимание происходящего, смерти близких от Ковида прошли и перешли на СВО.
Несмотря на то, что эпидемия Ковид закончилась несколько лет назад, последствия от нее есть до сих пор. И я сейчас не о постковидном синдроме, который может проявиться у пациентов перенесших это заболевание, я о приверженности лечению ВИЧ - инфекции.
Все ещё появляются пациенты, которые на фоне хорошего и многолетнего приема АРВТ бросили ее прием во время эпидемии Ковид. Полагаю, таким образом, проявился стресс на общую ситуацию в обществе. Типа, как вариант, эти пациенты думали, зачем лечить ВИЧ - инфекцию, когда умрем все от Ковида.
Что касается СВО. Как я уже отметил, участие в СВО - это стресс не только для тех, кто защищает страну, но и для их родственников и знакомых.
На консультациях я общался / общаюсь непосредственно с пациентами, участниками СВО, как добровольцами, так и мобилизованными, общался с пациентами, чьи родственники на СВО, общался с мирными жителями, которые уехали из Донбасса после 2014 года, общался с мирными жителями, которые были во время начала СВО на территории Украины (у родни), слушал их рассказ, как они добирались домой в Россию.
Сейчас все больше стало появляться пациентов демобилизованных в результате полученных травм и ранений и пациентов, чьи родственники погибли на СВО.
Помимо этих людей, которые уже живут с ВИЧ - инфекцией, появился новый риск инфицирования - инфицирование ВИЧ / гепатитом С при получении или оказании доврачебной помощи во время боя.
Для чего все это я затеял? Все вышеперечисленное оказывает влияние на лечение ВИЧ - инфекции.
Хочу напомнить, что стресс один из неизменных факторов (как и индивидуальные особенности пациента), влияющих на отношение пациента к лечению себя.
У кого-то на фоне стресса обостряются деструктивные механизмы - включается программа на самоликвидацию. А у кого-то, наоборот, включается механизм выживания в сложных и непредсказуемых условиях.
В завершении, немного из истории психологов.
Происходящее с психологами в России сейчас очень символично и
циклично.
На психологов в России были гонения. Некогда передовое направление психологии в России - психоанализ до революции 1917 года, было запрещено, как и сама психология в 1936 году. Во время ВОВ о психологах вспомнили, так как появились солдаты с постстрессовым синдромом - живой, здоровый, а в бой идти боится.
Сейчас идёт СВО и очередной виток улучшения работы психологов - появился "День психолога", в полисе ОМС появились консультации психологов.
А это моя очередная попытка сказать, что не нужно обесценивать работу психолога. И если вы дошли до завершения текста, то, полагаю, поняли, мне есть, что сказать.
Психолог - специалист, который занимается индивидуальными особенностями человека.
Психолог - специалист, который может слышать и слушать то, о чем не хотят слышать окружающие.
Психолог - специалист, которому надо и нужно рассказывать. Чем раньше и больше будет рассказано, тем здоровее будет рассказчик.
Психолог - это специалист, орудиями труда которого являются время и эмоциональный аппарат.
|
</> |