«Вы никогда не угадаете».


Антон Силуанов. Фото: Sergei Karpukhin / Reuters
От долгосрочных прогнозов правительства веет тоской. И все же это лучше бесконечной бравады
Brent уверенно пробила 85 долларов и продолжает дорожать. Последний раз такой отметки нефть достигала в ноябре 2014-го. Глава Минфина Антон Силуанов тогда объявил, что при текущей цене барреля курс рубля – чуть выше 40 за доллар – существенно недооценен.
Прошло четыре года. Тот же министр с тем же уровнем нефтяных цен уже более осторожен в высказываниях – хотя на недооцененность рубля указывают МВФ или, к примеру, Deutsche Bank, на днях поместивший его в тройку мировых валют с наименее справедливым курсом. Силуанов фактически просит избавить его от заведомых спекуляций: «Вы никогда не угадаете, как и любые простые люди, как будет себя вести валюта».
При этом в минфиновских расчетах на ближайшие 17 лет мы, по сути, не видим ничего, кроме сохранения сырьевого характера национальной экономики и ритмичного снижения номинального (не путать с реальным эффективным) курса российской валюты под воздействием внешней конъюнктуры.
Базовый сценарий министерства предполагает, что в 2017–20 годах средний курс доллара составит 61,9, в 2021–25-м – 66,4, в 2026–30-м – 71,1, а в 2031–35-м – 73,9 рубля. Это несколько лучше долгосрочных показателей, рассчитанных Минфином пару лет назад (см. график), но в целом повторяет ту же нисходящую динамику.
ГРАФИК ДНЯ

Низкие темпы роста экономики, нарастающее технологическое отставание, санкции и отток капитала с большой вероятностью продолжат оказывать давление на российскую валюту. Примечательны не сами эти выводы – они довольно тривиальны, а то, что на сей раз они не противоречат ожиданиям самого правительства (хотя Минфин, естественно, связал номинальное ослабление с «инфляционным дифференциалом – разницей в темпах роста цен в РФ и США», предпочитая в своих объяснениях оставаться исключительно в пределах монетарной логики).
Средне- и долгосрочное прогнозирование никогда особенно не удавалось российской власти, привыкшей действовать ситуативно. Но нельзя не заметить, как в последние годы меняется тональность официальных программных документов, уходящих за горизонт текущей повестки. По крайней мере из аналитики финансово-экономического блока исчезают откровенно маниловские пассажи, каких было немало, например, в «Стратегии-2020» («Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик», отмечали авторы памятного документа). Нет в них и популистской бравады, привычно характеризующей публичные выступления российских политиков – вспомнить хотя бы 10 ярких побед, обещанных президентом Путиным на ближайшие десять лет под занавес избирательной кампании в марте этого года.
Тут, конечно, можно вспомнить недавнее заявление министра Максима Орешкина о принципиальной выполнимости кремлевского указа, предполагающего резкое ускорение экономического роста, в результате чего страна уже к 2024 году должна войти в первую пятерку крупнейших экономик планеты, подвинув пятую на сегодня Германию (по размеру ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, Россия занимает сейчас шестое место). Но все это не отменяет картины будущего, подготовленную чуть ранее его же ведомством, – под руководством Алексея Улюкаева, предшественника Орешкина, отбывающего восьмилетний срок в колонии строгого режима. В базовых сценариях прогноза говорилось, что до 2035 года темпы роста ВВП в среднем не превысят 2%, явно недостаточные для прорыва. И это невзирая на «долг по экономическому росту», который, по выражению бывшего замглавы Минэка, а ныне главного экономиста ВЭБа Андрея Клепача, у России накопился за последнюю четверть века. Средний темп за этот период – 0,5% в год.
Получается, что более-менее честную оценку текущему состоянию дел в экономике российская власть готова дать только в контексте долгосрочных трендов. И это хоть какая-то альтернатива пропаганде для дезориентированного постсоветского общества, продолжающего сохранять удивительное доверие к официальной информации. Хотите получить трезвое представление об успехах правительства в 2018-м? Посмотрите, с чем оно готовится встретить 2035 год.
Евгений Карасюк
Обозреватель Republic
2 октября, 09:40
|
</> |