Вы что, хотите, чтобы было как в Швейцарии?!

Я достаточно большую часть жизни посвятил даже не то, что изучению, но очень внимательному и заинтересованному чтению трудов и самого Кальвина, и вообще кальвинистов. Меня интересовал один на первый взгляд неразрешимый парадокс. Ведь, если предельно упростить, то как на основе этой довольно мрачной и с моей точки зрения, по сути, очень консервативной и почти мракобесной секты получилась, хоть и со всеми возможными оговорками, но именно Швейцария, одно из самых эффективных по множеству параметров государств мира?
Тут есть ещё немало довольно явных странностей. Оставив в стороне всяческие теологические подробности и переходя на самый низовой, простейший бытовой и практический уровень получается, что самым строгим последователем Кальвина, даже иногда более логически безупречным, чем он сам, был Лютер. Естественно, не в исторически-философском плане, а по инструментальным принципам. Но при этом общее ощущения, не от личностей, а от лютеранства и кальвинизма, в целом принципиально разные.
Убрав чистую догматику, лютеранство дает светлую надежду. Своей верой, трудом и благими делами ты можешь если не обеспечить и гарантировать, то хоть как-то посодействовать увеличению шансов на свое пребывание в царствии Божием. А в кальвинизме тут абсолютно беспросветный мрак. Всё полностью изначально предопределено. И никакие твои действия не имеют никакого значения и не могут оказать ни на что не малейшего влияния. Как предназначено, так и будет.
Выходит, где тут малейший намек на знаменитую классическую «протестантскую этику»? То есть, а нахрена, собственно вообще дергаться, если смысла никакого и пользы тоже? А вот там есть в кальвинизме, оказывается одна мелкая подробность. Даже, вроде, не особо важная, так, типа сноски со звездочкой мелким шрифтом в самом конце. То есть, да, конечно, как-то на что-то повлиять невозможно. Но есть вариант поинтересоваться. В смысле, если будешь хорошо себя вести и правильно трудиться, то свыше тебе может быть намек на твою посмертную судьбу в виде успеха этого твоего труда. Ну, или, естественно, наоборот.
И получается, что во главу угла поставлены не какие-то особо великие нравственные принципы, а элементарное любопытство. Мол, да, поделать ничего нельзя, так хоть пытаюсь заглянуть за черту этой самой предопределенности.
И вот исключительно ради удовлетворения этой пустой и суетной человеческой слабости, нетерпеливого любопытства, наиболее продвинутая часть европейской цивилизации и совершила максимально разумные поступки в своей истории.
Да, на той стороне от этого толку никакого. Но на этой получилась неплохая банковская система и очень приличные горнолыжные курорты. О часах, ресторанах и фестивале в Монтрё уже молчу, чтобы совсем не портить себе настроение воспоминаниями.
|
</> |