Весна в Непале. Прогулки по Катманду. Пашупатинатх - храм, где сжигают людей.
olly_ru — 19.10.2023 То есть конечно же не людей, а их земную оболочку, которую покинула душа.На самом деле, храмовый комплекс Пашупатинатх знаменит не только, и даже скорее, не этим.
Хотя, что уж скрывать, многие туристы приходят как раз посмотреть этот погребальный обычай.
Одно из самых священных для индуистов мест с храмами, куда нет входа туристу и территорией, где турист может свободно гулять между погребальных костров и древних святилищ, по которым скачут обезьяны.
Место, где реальные садху соседствуют с нарядно раскрашенными, активно позирующими туристам, но при этом внимательно следящими, чтобы те, кто фотографирует, не забывал денежки положить.
Иначе вся благостность с так называемого садху тут же слетает, как осенний лист с дерева.
1.
После восхождения у нас образовался один свободный день в Катманду, который мы решили провести, знакомясь с местными достопримечательностями.
Для начала с утра пораньше отправились в Пашупатинатх.
Когда попадаешь в Катманду в первый раз, то глаза и мозги разбегаются в кучку от того, сколько здесь всего необычного и интересного, как здесь шумно, живо и пёстро.
Кажется, что чтобы разобраться во всём этом смешении древностей и современностей, во всех культурно-религиозных особенностях и достопримечательностях, проще всего взять экскурсию, и пусть водитель возит по самым знаковым местам, а гид рассказывает.
Но присмотревшись к Катманду повнимательнее, вдруг обнаруживаешь, что до всех достопримечательностей несложно и недорого добраться на такси, а про историю и смыслы, можно самостоятельно почитать.
Гораздо интереснее бродить без привязки к сжатой экскурсионной программе.
Бродить, смотреть, чувствовать, пытаться понять свои эмоции.
Нет-нет, я вовсе не пытаюсь отговорить вас от сити-тура с экскурсоводом. Если вам такое нравится.
Просто не надо думать, что это единственный вариант знакомства с Катманду.
Экскурсий мы не хотели. Мы хотели гулять и смотреть.
Поэтому взяли такси и приехали к Пашупатинатху.
Прошли через пёстрые торговые ряды, заплатили 1000 рупий за вход - насколько я знаю, эту плату берут только с туристов.
2.
Итак, что же такое Пашупатинатх?
Так как люди здесь все грамотные, читать умеют, при желании вы можете найти подробную информацию в интернете.
Поэтому ограничусь коротеньким изложением фактов (стыренными из википедии) и своими домыслами.
Пашупатинатх. Это немного странное для нашего уха и трудно произносимое для языка название вряд ли что-то скажет большинству.
Зато второе имя божества Пашупати, которому посвящён храм, более привычно нам - Шива.
Таким образом, Пашупатинатх - одна из важнейших индуистских святынь, самый главный в мире храм Шивы - царя и покровителя всех животных.
Пашупатинатх - старинный храмовый комплекс. Датируется где-то 400 годом нашей эры.
Располагается на двух берегах священной реки Багмати.
А как известно, у индусов, чем священнее река, тем почётнее быть погребённым на её берегу. Обряд погребения, и это тоже вы наверняка знаете, простой. Усопшего сжигают, останки сбрасывают в реку.
На слуху больше всего у людей такая история про Индию, реку Ганг и город Варанси.
Будем считать, что Пашупатинатх - этакий филиал Варанси.
3.
Прямо на берегу установлены платформы для погребальных костров.
4.
Ещё несколько лет назад смотреть на погребальные костры можно было только с другого берега. Сейчас же никаких ограничений нет. Ходи где хочешь.
Единственно куда туристов не пускают - это на территорию главного храма.
5.
Погребальных платформ, как вы могли заметить, много.
На каких-то уже горят костры, на каких-то только приготовлены дрова.
6.
Быть сожжённым в этом месте - удовольствие (простите за каламбур) достаточно дорогое.
Однако, желающих проститься именно здесь со своим родственником много.
Уже потом я прочитала, что территория погребальных костров делится на две части. Та, что справа - для людей из каст победнее (в Непале, как и в Индии очень сильна кастовость и семейность).
7.
В другой стороны моста - погребения для людей из каст повыше.
8.
Погребальные помосты понаряднее.
9.
Казалось бы, одна река, один путь. Но нет. Касты, понимаешь ли.
Вот для тех, кто победнее.
10.
Вот для тех, кто побогаче.
11.
А вы говорите, в саване карманов нет...
На самом деле, их нет. Костёр горит для всех одинаково.
12.
И на всех одинаково равнодушно с высока поглядывает бык.
13.
Священное животное, между прочим.
14.
В завершении этой невесёлой темы. Прах и богатых, и бедных, и людей из низших каст, и из высших сбрасывают в реку.
В этой же реке омывают умерших перед погребением. Совершают ритуальные омовения живых.
А ниже по течению ходят люди и собирают какие-то вещи, которые сбрасывают в воду после погребения.
15.
Мы же пока давайте пока временно переместимся на другой берег реки.
16.
Здесь прямо напротив погребальных костров люди сидят, словно на пикнике. Что-то едят. Чем-то торгуют.
17.
Как я уже говорила, Шива - покровитель всех животных. Поэтому для животных в храме раздолье.
19.
Обезьян здесь никто не гоняет.
19.
Поэтому сидят они себе спокойно, смотрят на проходящих людей глазами, наполненными вселенской тоской.
20.
Эх, то чувство, когда у обезьяны маникюр лучше чем у тебя.
21.
А вот семейка с совсем малышастиком.
У малышей забавные морщинистые лица стариков.
22.
От реки поднимаемся по ступеням в основной парк.
23.
Здесь расположены одиннадцать храмов Шивы и лингамы.
24.
Честно скажу, не знаю, что именно из этого храмы Шивы и как называются небольшие каменные строения с красивой резьбой.
25.
Именно здесь восседают садху, позирующие для туристов.
То есть сначала он убеждается, что все положили денежки, и только после этого принимает форографичную позу и осеняет мир жестом руки.
26.
Если ещё денег положить (впрочем, какие там деньги, так, мелочь какую-то все кидают), то можно прям с ним сфотографироваться.
А вот про лингамы расскажу.
Что есть лингам?
Лингам есть символ божественной воспроизводящей силы, а вовсе не того, о чём вы могли подумать, глядя на картинку.
27.
Хотя по некоторым версиям, это оно самое и есть. Вернее, он самый. Тем более в сочетании с йоно - как на этой фотографии(на фотографии это как бы подставка в форме варгана, по крайней мере у меня именно эту ассоциацию она вызывает), из которой торчит лингам.
Эта фигура символизирует неделимое сочетание мужского и женского начал, от соединения которых исходит жизнь.
В принципе, красивыми словами назвали простые вещи...
Про жизнь и мужское начало здесь не только лингамы напоминают. Но и многочисленные скульптуры быков.
28.
И завершив обзор этого славного берега изображением ещё одного божества - Ганеши. Который словно заблудился среди этих многочисленны быков и лингамов. И выглядит очень чужеродно. Если только не знать, что он сын Шивы.
Впрочем, не знаю, зачем вам эти знания.
29.
Мы же возвращаемся обратно на берег, откуда начли осмотр храмового комплекса.
Нет-нет. Не волнуйтесь. Костров больше не будет.
30.
Здесь и кроме костров много разного интересного.
31.
Только для этого надо пройти чуть дальше от реки. В сторону главного храма, куда не пускают туристов.
32.
Но рядом-то ходить никто не запрещает.
33.
А там и девушки красивые голубей кормят.
34.
И садху ходят уже не туристически ряженные.
35.
Вот один особенно колоритный. К нему по-очереди подходили получить кусочек святости. Для этого он клал руку на лоб и что-то шептал.
36.
Ну, а потом сфотографироваться на память. Куда ж без этого.
Представляете, у нас бы в храме:
- Отпустите грехи, батюшка. Ой, и давайте теперь сфотаемся.
Хотя я не знаю, может и так бывает.
37.
Интересно, о чём они говорят...
38.
Ну, вот и всё. Проведя пару часов, мы решили, что с нас хватит.
39.
Что сказать? Место неоднозначное.
Даже не могу написать дежурную фразу, что это интересное место, которое обязательно для посещения, чтобы почувствовать одну из граней Катманду, чтобы прикоснуться к совершенно чуждой нам культуре.
Посещать такое или нет, каждый решает для себя.
После первого посещения Пашупатинатха в первый приезд в Катманду, я потом надолго закрыла для себя эту тему.
Потому что: да ну, там прям людей жгут, там воняет и вообще, зачем ходить на кладбище на похороны смотреть.
Прошло десять лет, и я решила съездить туда ещё раз.
Во-первых, не воняет. Не знаю, почему в первый раз у меня осталось ощущение тяжёлого запаха от костров, вы поняли чего...
Во-вторых... Теперь это воспринимается как интересный элемент культуры народа для которого тема смерти и похорон не табуирована, для которого смерть - ступенька к перерождению и продолжение жизни.
В-третьих... хорошее место для размышления о жизни.
А мы поехали дальше - в старый город Патан.
40.
Ой, кажется, нашему водителю руль не выдали. Но так тоже бывает.
|
</> |