Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую

топ 100 блогов olly_ru25.11.2023 7 мая. День, когда закончилась моя акклиматизация. Я спустилась из лагеря 2 с высоты 6500 метров в базовый лагерь, чтобы уже отдыхать, ждать и готовиться к восхождению.

В этот день мы снова прошли Долину Молчания и лабиринт ледовых стен и трещин в Кхумбу, во время прохождения которого мой образ бравого восходителя потерпел серьёзное фиаско.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7966

Вторая ночь на высоте 6500 метров прошла гораздо лучше.
То есть бред был умеренно обыкновенным, ночью я почти не просыпалась и, казалось бы, должна была неплохо выспаться.

Однако, утро всё равно выдалось, прямо скажем, не бодрым.
Не хотелось вставать, не хотелось вылезать из спальника.
Я вяло шевелилась и ощупывала своё лицо, чтобы понять, насколько ему повредило вчерашнее беспощадное солнышко.

Повредило не очень. Но в любом случае при разглядывании лица в голову пришли строчки про пьяную, помятую пионервожатую, и это было не то лицо, которое хотелось показывать людям.

Впрочем, перспектива уже к обеду оказаться в базовом лагере заставляла шевелиться активнее, а на улице уже во всю силу светило солнце.
Так что оказалось не таким уж трудным делом заставить себя вылезти из спального мешка, собрать вещи и распахнуть двери навстречу новому дню.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7935

К тому же с утра пораньше в лагерь прилетел вертолёт.
Моя палатка находилась совсем рядом с вертолётной площадкой. Даже не вылезая из неё по шуму-гаму можно было понять, что собрались ожидающие железную птицу.

Ну, а уж когда он садился, ощущение было, что он ко мне в палатку влетает.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7937

Вертолёт улетел (ещё один заряд ветра и снега в сторону палатки), а я наконец оделась и пошла завтракать.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7939

Накануне нам всем сказали, что завтрак будет в 8.30. К этому времени обитатели второго лагеря собрались у столовой.
Время шло, завтрака никакого не было.
Были, как и накануне, мюсли и горячая вода. Я вчера наивно подумала, что это и есть завтрак. Оказывается, если немного подождать, то можно получить ещё какую-то горячую кашу и что-то типа оладушек.

Вот это нам повар, видимо, и обещал к полдевятому.

Ну, что же. Пришлось опять подкрепиться тем, что было в наличии. В общем-то этого было достаточно даже перед дальней дорогой в базовый лагерь.

В 9 утра, когда я во всей амуниции разыскивала Даву, чтобы уже свалить из этого неприветливого места, ко мне подошёл повар со словами "так и уйдёте совсем ничего не поев".
На моё замечание про 8.30 он сделал непроницаемое лицо.
Мол, кто там считает, полчаса туда, полчаса сюда.

Но знаете, туда-сюда вполне ощутимая разница, когда на улице уже разгулялся ледяной ветер, и хочется поскорее свалить из этого царства холода во что-то более тёплое.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7940

Путь до первого лагеря был прекрасен своим оформлением.

Глыбы голубого льда вырастали из скал, искрясь под ярким солнцем.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7942

Всё-таки что ни говорите, а умеет природа подобрать материалы и создать красоту.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7943

За спиной Лхоцзе помахивало снежными флагами.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7945

Ляпота!

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7949

Единственное, что омрачало гармонию мира - это тот самый ледяной ветер, который был обещан по прогнозу.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7950

Фотографии, конечно же, не могут передать ветер (не, иногда могут, но не в этом случае).
Ветер был уже весьма ощутим, леденил и с каждым часом усиливался.

Хоть я и чувствовала себя весьма вымотанной, но радовалась, что сократила акклиматизацию на один день и сходила на 7000 накануне, не дожидаясь усиления ветра.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7946

Навстречу мне прошествовала дружной, но какой-то помороженной шеренгой коллеги из Клуба 8000.
Которым погода с опозданием на один день позволила вернуться с отдыха из Намче Базара. И теперь они шли на вторую акклиматизацию в этот холод и ветер (нет, ну а нечего после первой акклиматизации на отдых летать).

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7952

Идущим первым их руководитель Виктор был суров и сосредоточен. И на моё радостное "Куда путь держите, странники!" ответил что-то типа:
- Шла бы ты, девочка, своей дорогой...

Ну, может не так ответил. Просто был сосредоточен ибо ответственность. А может я слово "странники" плохо выговорила.

За ним шли остальные участники мероприятия, с которыми я лично не была знакома, поэтому просто поздоровалась.
И лишь Света, которую для чего-то (может чтобы ветром не унесло) привязали за верёвочку к шерпе, остановилась и перекинулась со мной парой слов.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7954

Я пожелала удачи, но вообще прониклась искренним сочувствием к их перспективам, учитывая, что ветер уже был неслабый, а в ближайшие два дня обещали ещё более серьёзное его усиление.

Не хотела бы я в такую погоду на 7000 ходить. Даже для акклиматизации.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7955

Прошло меньше полутора часов, а впереди показались палатки первого лагеря.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7958

Короткий переход с парочкой небольших стенок великолепного дизайна

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7961

И вот он наш снежный скромный приют.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7963

Перед тем как продолжить путь, мы зашли попить чаю.
Ощущения того, что лагерь очень неприютный и какой-то необустроенный никуда не делось.
Была лишь надежда, что к тому времени, когда начнутся массовые восхождения, его как-то получше обустроят.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7965

Впереди был переход через Кхумбу.
Впрочем, он не сулил особых трудностей.

Ну, да, небольшие трещины с лестницами.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7971

Меня уже несколько раз спрашивали про технику передвижения по таким лестницам.
На самом деле, когда лежит (хорошо, плотно лежит) вот такая одна лестница, ничего сложного нет. Главное - аккуратно ставить ноги, упирая зубья кошек в перекладины лестницы, да натягивать верёвку, как будто вы тащите что-то сзади. Две равномерно натянутых верёвки создают опору для рук и помогают с равновесием.

Так же к верёвкам пристёгивается карабин самостраховки. Лучше два. На тот случай, если всё-таки что-то пойдёт не так и вы упадёте с лестницы. Или лестница упадёт вместе с вами.
В таком случае вы повисните на страховке. Впрочем, не припомню, чтобы такая оказия на коротких лестницах с кем-то случалось.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7967

Кроме лестниц были ещё, конечно же, стены.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7968

Но что стены. Как гласит ничейная народная мудрость, вниз - это всё же не вверх. Встегнулся и поехал.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7986

И была жутковатая, но потрясающая красота ледника.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7975

Нагромождения голубых льдин гигантского размера.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7984

Среди которых люди смотрятся совершенно малюсенькими букашечками.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7977

Нашли людей? А здесь?

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7974

А там уже и базовый лагерь показался. Правда, ещё пока очень далёкий.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7978

И тут появилась она. Огромная трещина, через которую были проложены связанные между собой лестницы. Три или четыре. Моя память отказывается вспоминать об этом.

То есть трещина, конечно же была и по пути наверх. Только тогда вся эта конструкция выглядела как-то более прочно, не качалась, а верёвки были лучше натянуты.
По крайней мере особых сложностей преодоление её не вызвало.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7988

Теперь же даже с виду всё это выглядело, прямо скажем, не очень. Что не остановило меня.
Я бодро начала движение.
Сделала несколько шагов. Конструкция из лестниц начала трястись и раскачиваться в разных плоскостях.
Было ощущение, что даже если этот железный монстр не рухнет в трещину, то обязательно перевернётся. Про равновесие на этой штуке я вообще молчу. И не было никакой опоры, чтобы вернуть равновесие и веру в себя.

При этом провисшие дальше некуда верёвки как бы намекали, что при падении пролёт будет немалый. И хорошо, если от рывка верёвка не вырвется. И с самостраховкой ничего не случится. Всё-таки они на такую сильную динамическую нагрузку не рассчитаны.

Поэтому я сделала несколько шагов и вернулась назад со словами: "Не, я не пойду."

И тут, находясь, можно сказать в критической ситуации - другого-то пути в базовый лагерь нет - я вспомнила: у меня же есть Дава!
Перед глазами пронеслись не раз виденные картинки заботливых шерп, страхующих своих подопечных.

- Дава, у тебя есть верёвка? - спросила я. Из верёвки же можно сделать страховку, по крайней мере убрав момент рывка в случае срыва - Верёвка? Роуп? Понимаешь? Давай роуп и сделаем мне безопасность, да?

Равнодушно посмотрев на мою пантомиму Дава ответил:
- Но роуп.

Собственно, я что-то такое и подозревала. Однако, надежда умирает последней, к тому же было немного обидно получить совсем неполноценного шерпу, даже без шерпа-роуп.
В этот момент я почувствовала себя совсем обделённой.

- Смотри, - сказал Дава.
После этого он пошатываясь, очень медленно и осторожно полез через трещину. Лестница крутилась, прогибалась. Выглядело это так себе и не вселяло в меня уверенность. Что уж там. Меня при виде этого зрелища мой вестибулярный аппарат подал прошение в отставку - только от вида передвижения Давы меня начало мутить.

Он преодолел трещину и махнул мне рукой, мол, видишь же, я справился, всё нормально.

Я вздохнула, понимая, что вариантов-то, собственно, нет, теперь я ещё и без шерпы осталась, и снова полезла на лестницы.

Прошла одну из них... и опять вернулась.

Шатающаяся конструкция пугала.

И тут ко мне подошла команда бравых шерпов.
У них тоже не нашлось верёвки.
Зато они догадались максимально натянуть верёвки со своей стороны и сказали Даве сделать то же самое с его стороны.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7991

Верёвки получались как бы перилами и давали опору.
На самом деле, как перила они мне не очень помогли. В итоге я пролезла лестницы цепляясь з них всеми четырьмя конечностями и проклиная всё на свете. Но натянутые верёвки хотя бы давали надежду на то, что рывок при падении не будет слишком большим.

Забегая вперёд, скажу, что к моменту, когда все пошли на восхождения, эти верёвки натянули прям в жёсткие-жёсткие перила, на которые действительно можно было опираться.

Видео прохождения лестницы одним из бравых шерп я потом выложила в телеграмм, вызвав ужас у благородной публики. Вам же остаётся фантазировать и довольствоваться парочкой фотографий (вот эти две - выше), которые я сделала, перейдя через трещину и уже отдыхая от пережитого.

В общем, срыва в трещину, к счастью, не было. Чего нельзя сказать о моих нервах.
Я получила глубокую, как вот эта трещина, а она, судя по всему, уходит куда-то к центру земли, моральную травму. И мой образ бравого восходителя был разрушен полностью.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7994

Больше никаких особых сложностей на нашем пути не было.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7995

Мы дошли до последней верёвки.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7992 2

Прошли небольшой кусочек по леднику - помните, ночь, собака... казалось, что с тех пор прошла вечность, а всего-то один день прошёл.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_7996

И уже в два часа дня мы пришли в лагерь.

Весна в Непале. Лхоцзе. Как образ бравого восходителя рухнул в глубокую IMG_8001

Так закончилась моя акклиматизация.
Теперь надо было отдыхать и ждать известий о готовности маршрута для восхождений.

Есть «детские вопросы»… нет, именно что детские вопросы без кавычек. Которые и после сорока лет жизни так и остаются подвешенными. Вот например. Мне даже в школе было непонятно, почему уроки истории и географии в школе никак толком не увязаны. Ну ...
Ровно 55 лет назад , 25 августа 1968 года восемь смельчаков вышли на Красную площадь у Лобного места спасать честь народов СССР. Вышли в знак протеста против подавления Москвой стремления чехов и словаков к свободе. Восемь демонстрантов - Константин Бабицкий, Татьяна Баева, Лариса ...
Когда представляешь себе город-призрак, перед глазами встают развалины: дома без кровли, грязные разбитые окна, прогнившие полы… Но в Китсолте, который находится на северном побережье Британской Колумбии в Канаде, можно встретить лишь сплошные ряды идеально сохранившихся домов, торговых ...
Друзья, мне очень нужно поговорить. КДН предлагает мне проявить гражданскую позицию по животрепещущему вопросу. В нашем доме есть нехорошая квартира. Пара (около 30 лет им) очень пьёт. Очень. К ним регулярно ходят толпы народа, ночью особенно. Они такие громкие что слышно всем и ...
Их двое. А конфета одна. И никто ее не взял. Вроде как подарили друг другу. (Ну пусть не конфета, пусть заначка, деньги из общака, квартира, машина, без разницы…) - А почему вы не поделили конфету пополам? - Понимаешь, если никто не взял, то это две подаренные конфеты! Это больше, чем ...