Верю-не верю: некоторые аспекты взаимодействия верующих и неверующих

Несколько вводных о себе, чтобы представить с какой платформы будет держаться речь:
Вероисповедание — православие.
Церковная принадлежность — Русская православная Церковь.
Образование — Российский православный институт им. ап. Иоанна Богослова (историко-филологический факультет).
Место работы: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» (редактор).
Миф первый:
Верующие — это однородная в мировоззренческом плане платочно-юбочная темная масса с редким вкраплением пиджаков. Если одна бабушка, которая часто ходит в церковь, сказала, что на Николу нельзя ходить в школу, так думают все верующие.
Опровержение:
Верующие — это такое же пестрое и неоднородное сообщество, как аудитория Интернета, например. Среди верующих бытует огромное количество внутренних мифов, суеверий, заблуждений, о которых пока речь не идет. Поэтому дальше под словом «верующие» мы будем понимать не все многоголосие реальной жизни, а возьмем мнение людей 1. воцерковленных, 2. знакомых с догматами, традициями и обиходом Церкви не со слов великоразумных бабушек, а на основе системного изучения Катехизиса и основ православной веры.
Миф второй:
На атеистов верующие смотрят как на врагов.
Опровержение:
Многие верующие сами в прошлом атеисты. У многих семьи состоят из атеистов: жены, мужья дети, родители — все атеисты. Атеист в понимании верующего — такой же носитель Образа Божьего, как и тот, кто не пропускает ни одной службы. Христос пришел не к праведникам, помнит верующий, а к грешникам. Христос умер за атеиста так же, как и за него, не больше и не меньше. На атеиста верующий смотрит с любовью. Смотрит, как на человека, находящегося в долгой и трудной дороге домой.
Миф третий:
Верующие буквально верят во все, что написано в Библии. Твердь — значит твердь. Солнце вокруг земли, значит солнце вокруг земли. Вся наука с ее эволюциями и динозаврами — от лукавого.
Опровержение:
Среди верующих очень много ученых. И не только витающих в эмпиреях гуманитариев, но и естественников: биологов, физиков, химиков. Библия не требует от человека выбрать определенную сторону баррикад в научных вопросах. Библия также не является учебником по биологической и геологической истории земли и суммой знаний, призванных доказать или опровергнуть тот или иной научный факт. Священное Писание описывает поэтическим языком такие вещи, для которых пока и наука не придумала слов, отсюда в нем такое количество метафор и поэтических иносказаний; особенно это касается глав о сотворении мира.
Верующие могут как признавать теорию Эволюции, так и не признавать, как ориентироваться на данные академической науки, так и выбирать другие системы взглядов и доказательств. Вера в сотворение мира Богом не мешает нам следить за достижениями науки и прогресса и никак им не противоречит.
Миф четвертый:
Верующим живется гораздо проще атеистов, ведь вся ответственность либо на Боге (Божья воля такова, пути Господни неисповедимы), либо на бесах (бес попутал, нечистый с пути сбил).
Опровержение:
За все свои поступки верующий несет только личную ответственность. Все остальное — фольклорное наследие и богатство пословиц и поговорок русского языка.
Миф пятый:
Верующий не боится смерти, потому что его ждет встреча с Богом и ангелами.
Опровержение:
Верующий вовсе не биоробот, а такой же живой человек, базовым страхом которого является страх смерти. Вера, ее глубина и осознанность, могут, конечно, влиять на индивидуальное отношение человека к смерти, но совсем избавить от страха перед ней редко кого способны. К тому же, верующий не знает, что ему готовит эта самая встреча с Богом. «Не каждый, говорящий Мне: «Господи, Господи!» войдет в царствие Небесное».
Миф шестой:
Верующий легко относится к своим плохим поступкам. Всегда же есть возможность покаяться, получить прощение-отпущение и — вуаля, опять жизнь с чистого листа.
Опровержение:
Покаяться — это не значит пробубнить: «грешнабатюшка», покаяться — это значит осознать всю боль, которую ты причинил другому своим поступком, или понять, как далеко ты оказался от Бога, уступив какому-то соблазну. Легко ли это? Ну, примерно, как разуться, пойти босиком по битому стеклу и острым камням и почувствовать то, от чего раньше защищала толщина подошвы. Муки совести у верующих, скорее, проявляются в удвоенном количестве, потому что вина ощущается не только перед тем, кого обидели и кому причинили зло, или перед самим собой, но и перед Богом. Бывает, что даже таинство исповеди не избавляет от чувства вины и приходится особым образом прорабатывать плохой поступок.
Вот с такими стереотипами часто приходится встречаться как в жизни, так и в виртуальных дискуссиях. Если будут вопросы, на все отвечу.
|
</> |