Вероника Митина "Бунт живописцев"

Если Артель художников была первой попыткой создать независимое от Академии сообщество русских художников, то Товарищество передвижников успешно воплотило все её идеи в жизнь. Ведь именно передвижники сделали русскую живопись доступной для жителей самых дальних уголков Российской империи. До них всё искусство живописи было сконцентрировано в основном в Петербурге, в частных коллекциях аристократов, да в стенах Академии художеств.
С конца 1871 года лучшие из лучших — Иван Крамской, Алексей Саврасов, Василий Перов, Илья Репин, Иван Шишкин, Василий Поленов, Николай Ге, Аполлинарий и Виктор Васнецовы, Архип Куинджи, Василий Суриков, Константин и Владимир Маковские, Исаак Левитан, Валентин Серов и другие — поехали со своими картинами по городам и весям. Первая экспозиция путешествовала два месяца, побывала в том числе в Москве, Харькове и Киеве и вызвала там небывалый фурор.
Строгая финансовая дисциплина Товарищества и такие же строгие требования к творчеству всех членов сообщества дали результаты — дело начало стремительно процветать. К середине 70-х годов XIX века в России насчитывалось немало живописцев, писавших полотна для передвижных экспозиций, которые обрели всенародную известность и материальный достаток. Это очень не нравилось Академии художеств, теряющей авторов и доходы от выставок и продаж картин, и началось противостояние между Академией и передвижниками. Примирить их не раз пытался известный меценат и коллекционер Павел Третьяков, который поддерживал художников в первую очередь материально.
К концу XIX века борьба за влияние в искусстве в России постепенно сошла на нет. Академия пошла на то, что пригласила некоторых самых известных передвижников преподавать, якобы чтобы внести новые веяния и новые направления в учебный процесс. В итоге группа преподавателей из передвижников создала одно из самых влиятельных отделений в Академии. Парадоксально, но они взяли от старой системы всё то, с чем много лет боролись когда-то сами. И всё началось сначала: маститые заслуженные основатели против молодых талантов. Те же законы правили и в Товариществе, официально прекратившем существование в 1923 году. Вот такой был финал у бескровного бунта молодых живописцев, подаривших России немало талантливейших своих картин и сделавших их доступными для народа.
"Загадки истории".
|
</> |