Вероника Митина "Бунт живописцев"
jarbond1985 — 17.10.2024 Артель новаторов9 ноября 1863 года все конкурсанты были вызваны к 10 часам утра в конференц-зал Академии, и князь Гагарин официально объявил тему сюжета. Следующее слово было у ректора, но ему не дали сказать. Иван Крамской попросил уважаемый Совет выслушать его заявление. Речь его была короткой. Сославшись на игнорирование их прошений, Крамской от имени конкурсантов объявил, что они отказываются от участия и покорнейше просят Совет выдать им дипломы на звание художников. После окончания речи Крамского он и его товарищи стали по одному выходить из конференц-зала, и каждый оставлял на столе делопроизводителя письменное прошение — отказ от участия в конкурсе на большую золотую медаль, посвящённом 100-летию Императорской Академии художеств.
Правда, один всё-таки остался в зале, Пётр Заболотский. Он передумал отказываться и заявил, что участвует в конкурсе, но в ответ услышал ироничное: «Конкурс на одного участника состояться не может. Благоволите подождать следующего года!» К удивлению и радости бунтарей-живописцев вместо Заболотского прошение об отказе участвовать в конкурсе и о выпуске из Академии подал скульптор Василий Крейтан.
Скандал вышел знатный. Весь Петербург только и говорил о происшествии. Хотя начальник Третьего отделения, политического сыска Канцелярии Его Величества, запретил газетчикам писать об этом. Но слухи быстро разошлись по городу. Бунтовщиков взяли под полицейский надзор как неблагонадёжных, что поставило под сомнение их будущее и карьеру. Однако опальные художники не унывали и, получив дипломы, вскоре создали в Санкт-Петербурге первую в Российской империи свободную Артель художников. Сняли квартиру сначала на Васильевском острове, потом на Адмиралтейском проспекте, там и собирались, писали портреты на заказ, иконы для церквей, устраивали чтения и чаепития у самовара.
Хозяйство вела супруга Ивана Крамского Софья Прохорова. По принятому артелью Уставу 25% выручки от всех продаж через артель поступали в общий «котёл» и по 10% от всех остальных. Естественно, денег катастрофически не хватало ни на еду, ни на краски, кисти и холсты. Выручал Иван Крамской, талантливый портретист и иконописец, работавший больше всех на заказ и на росписях Храма Христа Спасителя. Тем и жили. Главное, что вольно. Главной идеей Артели художников были провозглашены реализм и социальная направленность под лозунгом «Искусство для людей!».
Однако финансовый вопрос со временем всё-таки подорвал энтузиазм этой своеобразной «коммуны», и некоторые артельщики возобновили сотрудничество с Академией художеств. В итоге возмущённый Иван Крамской вышел из артели, а без него сообщество вскоре пришло в упадок. Но зёрна, посеянные артельщиками-живописцами, упали на благодатную почву, и через семь лет после образования Артели художников в России появилось Товарищество передвижных художественных выставок. Художники Москвы и Петербурга, вдохновенные идеями народничества, объединились и начали просветительскую работу, по-прежнему противопоставляя своё творчество давно устаревшому академизму. А до этого в 1869 году восемь художников из числа бунтарей, включая Ивана Крамского, получили почётное звание академика с присвоением классного чина надворного советника, а четверо их товарищей получили звания «художник первого класса».
"Загадки истории".
|
</> |