Дмитрий Шухман "Почему Кощей бессмертен?"
jarbond1985 — 13.10.2024 Змей с горыКощей — это главный противник богатырей в сказках. Второй по силе и важности противник изображался в виде огромного многоглавого дракона, извергающего пламя. Обычно у него три головы, но встречаются варианты сказок, где их было 6, 9 и 12.
Дракон, который в сказках зовётся Змеем Горынычем, выполняет две функции: утаскивает людей в царство мёртвых и охраняет границу между мирами. Она обычно проходит по огненной реке, где герой и бьётся с Горынычем.
Драконы встречаются в мифологии многих народов. Возможно, имеются в виду гигантские рептилии доисторической эпохи. Отдельные малочисленные популяции этих монстров могли сохраниться на момент появления первобытных человеческих племён.
Эти рептилии не были такими огромными, как древние динозавры, но всё равно имели внушительные размеры. Впрочем, более вероятной выглядит версия, что люди находили скелеты гигантских доисторческих ящеров и по ним воссоздали облик чудовищ.
Как и положено всякому порядочному дракону, Змей Горыныч живёт в пещере на горе, где хранит похищенные сокровища и пленных прекрасных дев. В былине «Добрыня и Змей» Горыныч уносит русских людей «на гору Сорочинскую», что за Пучай-рекой. От горы, кстати, и появилось отчество Змея — Горыныч.
Мотив похищения даёт основания полагать, что в образе Змея Горыныча нашла отражение постоянная борьба Руси против степных кочевников, а позже — против татаро-монголов. Нашествия кочевников казались нашим предкам бесконечными, словно головы у чудовищ: отрубаешь одну, а взамен вырастают две.
Нападения степняков на Русь сопровождались страшными пожарищами, которые порой начинались задолго до прорыва вражеского войска в город. Есть ряд свидетельств, что татаро-монголы использовали порох и снаряды с зажигательным составом наподобие напалма, очевидно, позаимствовав их у китайцев. Как известно, китайцы изобрели порох задолго до того, как о нём узнали европейцы. Понятно, что для жителей Руси клубы огня были сродни дыханию Змея Горыныча, изрыгающего пламя.
Для человека тех времён было характерно мифологическое восприятие мира. Поэтому страшная реальность в виде бесконечных нападений, сопровождавшихся огненными смерчами и сотнями погибших и угнанных в неволю, вполне могла породить образ чудовища, уничтожающего поселения и уводящего в плен родных и близких.
"Русская история".
|
</> |