Николай Котомкин "Наследники ольмеков"
jarbond1985 — 09.10.2024 Находки археологовО людях, населявших Тлатилько археологи могли судить только по артефактам из их могил. Никакой письменности у них не было. Никаких надписей они не оставили. Зато оставили невероятные по деформации черепа: знатным жителям с младенчества стягивали череп, чтобы добиться плоской вытянутой формы головы, также у некоторых покойников были вырваны или подпилены зубы. Пристрастие к дефектам тела отразилось и в их скульптуре. Некоторые фигурки изображали людей с явными уродствами — с горбами, с двумя головами на одном теле, со сросшимися головами, с головой с двумя лицами. А некоторые маски тоже были составлены из двух половин. Самые ранние изваяния представляют собой полые фигурки детей с зубами ягуара и статуэтки мужчин, их часто изображали в одежде и занимающимися каким-то делом, среди фигурок много акробатов и игроков в мяч. В более позднее время скульпторы предпочитали делать женские фигурки, часто окрашенные в красный цвет, абсолютно обнажённые, но с замысловатыми причёсками. Учёные считают, что гончарным делом они овладели благодаря ольмекам. Те застали первобытное общество, не знающее ни земледелия, ни керамики, ни одежды, — люди с холма занимались охотой и собирательством, они ещё ходили голыми и просто раскрашивали тело красной охрой.
Раскопки городищ показали социальную дифференциацию, сложные религиозные обряды, достаточно развитое сельское хозяйство. Земледелие было у них подсечным, но никаких сельскохозяйственных приспособлений они не знали — семена просто засыпали в борозды, сделанные острой палкой. В основном они выращивали маис, тыкву, перец чили, бобы, кабачки и амарант и собирали дикорастущие плоды или корни. Употребляли в пищу разных птиц, кроликов, оленей, антилоп, черепах, броненосцев, медведей, жаб, а также рыбу. Боги, вероятно, были аналогичны таковым у ольмеков. О похоронных обрядах ничего не известно, но своих мертвецов они, скорее всего, хоронили прямо под жилищами. Во всяком случае, традиционных могил и кладбищ на холме Тлатилько не обнаружено. Ольмекские фигурки или изделия, аналогичные ольмекским, встречаются с 1000 по 700 год до нашей эры, позже они исчезают, как и ольмекские мотивы в местных изделиях.
Мексиканская эстафета
Однако рядом, на том же озере, эстафету Тлатилько перенимает другое поселение — Тлапакойя, и ещё более могущественный город Куикуилько. Он возникает как раз в VII веке до нашей эры, когда жизнь на холме Тлатилько замирает. Со временем город превращается в крупный церемониальный центр, в нём располагались круглая пирамида и множество небольших хозяйственных построек, жители занимались террасным земледелием и умели строить ирригационные каналы. Куикуилько просуществовал до II-III веков и был, очевидно, разрушен землетрясением, сопровождающимся извержением вулкана. Выжившие бежали в страхе на север, в Теотиуакан. От процветающего Куикуилько осталось только лавовое поле, и местами слой лавы достигает 10 метров. Но раскопки, к сожалению, там вести невозможно. Практически весь Куикуилько находится под современной городской застройкой.
Что же до выживших — они попали в нужное время в нужное место. Теотиуакан превратился из поселения в город как раз во II веке. Беженцы из Куикуилько приняли активное участие в его строительстве и принесли на север процветающую культуру. Процветал Теотиуакан около пяти столетий. К VII веку и этот город пришёл в упадок. Как на самом деле назывался этот последний оплот культуры тлатилько, учёные не знают. Теотиуаканом его назвали ацтеки, поселившиеся в этих местах через пару столетий. На их языке название означало «город богов» или «место, где родились боги».
"Загадки истории".
|
</> |