Верхоспасский собор в Кремле
vladimirdar — 29.05.2023Находясь на Соборной площади Кремля, среди величественных великокняжеских храмов, взгляд непременно остановится на этих 11-ти золотых куполах на изящных барабанах, украшенных голубыми изразцами. Эта красивейшая группа маковок находится за Грановитой палатой и Успенским собором. Бросаются в глаза три совмещенных пятиглавия: крайне необычное архитектурное решение. Это зрелище настолько восхищает сознание, что взгляд сразу начинает искать вход в этот собор, но не находит: доступа туда нет.
Что интересно, именно эти купола и указывают на место концентрации домовых храмов великих московских князей смежных с Теремным дворцом.
Верхоспасский собор в XVII веке объединил домовые церкви нескольких поколений русских правителей. И построен он был прямо в царских покоях – в Теремном дворце. На первом этаже постройки расположена церковь Святой Екатерины, над ней — церковь Воскресения Словущего. Этим храмам принадлежат пять северных глав. На уровне второго этажа находится Верхоспасский собор, к которому относятся пять южных куполов. Церкви Распятия Христова (Воздвижения Креста Господня) принадлежит центральная глава.
Церковь Великомученицы Екатерины, «что на Царицыных сенях» расположена во втором ярусе Теремного дворца напротив Золотой Царицыной палаты. Построена в 1627 году англичанином Джоном Талером на месте сгоревшей деревянной церкви. Была восстановлена после Троицкого пожара в 1737 году, когда сохранилось только несколько икон нижнего яруса иконостаса. В XVII веке была домовой церковью цариц и царевен. Соединялась с их хоромами, расположенными к северу от Теремного дворца посредством деревянных переходов. В 1843 году по проекту Дмитрия Чичагова полностью переоформили интерьер церкви, новый иконостас выполнил Фёдор Солнцев.
Церковь Преподобномученицы Евдокии надстроили над Екатерининской церковью в 1654 году, в 1681-м она была переосвящена в честь Воскресения Словущего. Расположена на уровне Верхоспасского собора, с севера от него. Церковь Распятия Христова была выстроена над Иоанновским приделом Верхоспасского собора в 1679—1681 годах. Теперь стало немного яснее, потому как все эти надстройки и перестройки домовых храмов причудливо переплетаясь не дают сознанию, что привыкло все упрощать, вникнуть в суть. Теперь попробуем углубиться в детали.
Верхоспасский собор был построен в 1635—1636 годах над Золотой Царицыной палатой Теремного дворца мастерами Баженом Огурцовым, Трефилом Шарутиным, Ларионом Ушаковым и Антипом Константиновым. Его название происходит от расположения в верхнем ярусе дворца — «у государя на Верху».
С северной стороны Верхоспасского собора Михаилом Фёдоровичем была устроена придельная церковь Святого мученика Иоанна Белоградского. Эту часть храма часто посещала мать царевича Евдокия Лукьяновна. Царь Иван Алексеевич переименовал придел в честь святого Иоанна Предтечи.
Во время правления Алексея Михайловича в 1663 году мастер Никита Тарутин построил при соборе трапезную, перед которой на плоской кровле Мастерских палат устроили паперть — площадку, получившую название Верхоспасской. Она соединяла покои царя и домовый храм. Под руководством архитектора Осипа Старцева в 1676—1677 годах фасады обтесали, покрыли левкасом и покрасили, главу обили золочёной медью. В интерьере стены украсили масляной живописью, которую возобновили в 1670-м под наблюдением иконописца Симона Ушакова.
В том же году лестницу, ведущую к собору с Боярской площадки, перегородили медной позолоченной решёткой с растительным узором и изображениями фантастических зверей, после чего храм получил дополнительное название — «что за Золотой решёткой».
По легенде, решетки отлили из медных монет, чеканка которых при царе Алексее Михайловиче привела к быстрому обесцениванию денег и народному бунту. В действительности решетка железная, кованная вручную и, очевидно (судя по украшающим ее гротескам), иноземным мастером.
В 1681 году над приделом Иоанна Белогородского Верхоспасского собора возвели церковь Воздвижения Креста Господня с молельней, в которой разместили распятие — «голгофу», из-за чего её также называли Распятской.
Церковь Воздвижения Креста Господня, или Распятская, была устроена, по мнению историка Ивана Снегирева, из молельни царя Алексея Михайловича. Небольшая по размерам: длина - около 7 метров, ширина - 4 метра она менее всего подвергалась переделкам и не пострадала ни в одном из кремлевских пожаров. Освящена в 1681 году, в эпоху краткого правления царя Федора Алексеевича.
В глубине молельни находилось Распятие из кедра, певга (сосны) и кипариса. Изготовлено в 1671 году. Церковь Распятия — придельный храм церкви Воскресения Словущего и находится в одном уровне с её хорами наподобие Иерусалимской Распятской церкви в храме Воскресения. Против Распятия, посреди алебастровых колонн, украшавших пещеру, был поставлен гроб Господень, то есть плащаница, над которой висели на проволоках шестьдесят алебастровых херувимов с золочеными крыльями (240 крыл). Рядом висели 12 стеклянных лампад, а у стен стояли картины, писанные на полотне иконописцем Ив. Салтановым: Сошествие во ад, Воскресение, Вознесение и Явление Христа Марии Магдалине. По преданию, иконы церкви расшили мелким жемчугом русские царевны.
Дверь на хоры церкви Воскресения Словущего заменяют древние царские врата, замечательные по красоте, — отмечают современники. В 1903 году в церкви готовились к исповеди император Николай II и императрица Александра Федоровна.
Церковь Воскресения Словущего отделяется узким узорным коридором от Верхоспасского собора и расположена в уровне с ним (четвертый ярус Теремного дворца).
Окна перехода выходят на северный дворцовый двор (сейчас в сторону Дворца съездов), а противоположные им пролеты на Верхоспасскую площадку.
В 1682-м Теремные церкви подвели под общую кровлю и установили одиннадцать глав на тонких барабанах. Перестройка вызвала дополнительную нагрузку на нижние ярусы. Для укрепления стен с восточной стороны Верхоспасского собора возвели на широких пилонах арку с обходной галереей на ней закрытую. Работы выполнял Осип Старцев.
Церковь Воскресения Словущего или Обновления Храма Воскресения Христова. Её пять глав находятся рядом с главой церкви Распятия и главами Верхоспасского собора на общей с ним кровле.
Шейки глав, кресты из ценинных кафелей (голубых поливных изразцов) были сделаны осипом Старцевым по рисункам знаменитого резчика XVII века, старца Ипполита.
Царь Федор Алексеевич, сводный брат Петра Великого, правил всего шесть лет. Но за те недолгие годы правления смог сделать очень много. Был очень разносторонним и начитанным государем. Именно при нем стала воплощаться идея статуса Москвы не только как третьего Рима, но и второго Иерусалима. 15 декабря 1681 года храм был освящен в честь праздника Словущего Воскресения Христова - праздника Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
В 1685 году были возобновлены стенописи. Степан Рязанец, Симон Ушаков, Иван Левонтьев и другие мастера из разных городов написали в трапезной притчу о мытаре и фарисее и обновили композицию «Страшный суд».
Церковь была «в два света» с хорами и превосходным иконостасом (барокко XVIII века) с иконами работы Поспелова
Как писал Ф.П. Фабрициус, в одном из этих царских храмов и приняла православие будущая императрица Екатерина Великая.
На средства гофинтендантской конторы в 1731 году провели работы по починке стены в трапезной части храма. Иконостасное письмо отреставрировали в 1733-м. В том же году подрядчиком Родионовым была починена крыша, сделана штукатурная, печная и другая мелкая работа. В Троицком пожаре 1737 года сгорела кровля собора и пострадала ризница. Во второй половине XVIII века здание восстановили: поставили новый иконостас, заново расписали стены. В 1742 году по распоряжению князя Николая Трубецкого выбелили стены, позолотили решётку и паникадило под наблюдением архитектора Ивана Мичурина.
В 1754 году по указу барона Ивана Черкасова с главы Верхоспасского собора был снят вызолоченный лист и отправлен в Санкт-Петербург как образец для устройства крыши храма Воскресенского монастыря. Он был возвращён на своё место через четыре года[14].
В 1777 году на средства фрейлины Матроны Салтыковой восстановили стенную живопись в алтаре, церкви и трапезе с сохранением её прежнего вида, были устроены серебрёный чеканный иконостас и царские двери. Салтыкова также пожертвовала богатый оклад на храмовую икону Спаса Нерукотворного[14].
Деревянный резной иконостас собора выполнен в формах барокко мастером Дмитрием Ширяевым в XVIII веке. Средняя его часть закрыта окладом из чеканного серебра, установленным в 1778 году. В местном ряду помещены иконы живописцев Леонтия Степанова и Сергея Костромитина, в частности «Спас Нерукотворный» с двадцатью житийными клеймами. Фёдору Зубову приписываются образы «Лонгин Сотник» и «Фёдор Стратилат».
При оккупации Москвы французской армией в 1812 году богатую церковную ризницу вывезли в Вологду. Оставшаяся в храме часть была разграблена, Царские врата выломаны, стены избиты гвоздями, жертвенник изломан. Повреждения устранили в 1813-м. По приказу Николая I в 1836 году храм был заново расписан. На северной и южной стенах собора сохранились фрагменты росписей XVII века.
При постройке в 1840-х годах Большого Кремлёвского дворца разобрали прилегавшую к собору лестницу, Верхоспасскую площадку перекрыли, соорудив новые арочные проёмы на месте Золотой решётки. Последнюю, починив, вставили в возобновлённые арки.
Кровлю над соборной трапезной разобрали и устроили хоры, её западную стену переложили с устройством трёх дверей, украшенных решётками, выполненными по образцу XVII века. По периметру образовавшегося помещения протянули изразцовый фриз[10][16].
Во время вооружённого восстания 1917 года, при обстреле Кремля из тяжёлой артиллерии был повреждён северо-восточный угол собора. Его восстановили к 1920 году[10]. Храм был закрыт в 1918 году и по состоянию на 2018 год богослужения в нём не совершались[1].
В самом конце 50-х годов с северо-западной стороны от Вехнеспасского собора снесли старое здание Оружейной палаты и другие сооружения XIX века и построили Кремлевский Дворец съездов. Сейчас такого ракурса соборного комплекса Теремного дворца уже не увидеть
А можно только такой со стороны Дворца съездов)
Единственная возможность увидеть часть Верхоспасского собора: сделать это с Соборной площади Кремля
Ну, и, пожалуй, сделать вот такую фотографию, максимально приблизившись к восточному фасаду собора
Сегодня в храме не проводятся богослужения. Эта древняя святыня закрыта для общего доступа, так как является частью резиденции президента России.
К счастью, уцелели очень редкие иконы, выполненные в технике аппликации из шелковых тканей, комбинированных с живописными изображениями. На этих иконах только руки и лица написаны краской. А одежда и фон выполнены шелковыми тканями, с использованием бисера и небольших жемчужин. Часть икон этого храма принадлежит кисти известного мастера XVII века Федора Евтихиевича Зубова. Здесь же хранятся красивые изразцовые печи, отреставрированные в XIX веке.
Общий вид с Соборной площади
Источники:
Аренкова Ю. Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. — М.: Искусство, 1982.
Бенедиктов В. БКД торжественно освятили 170 лет назад в Соборе Спаса Нерукотворного. Проект Родина.
Бертенев С.П. Большой Кремлевскiй Дворецъ. Москва, 1909
Иванов В. Московский Кремль: Историко-художественные памятники. — М.: Искусство, 1971.
Извеков Н. Верхоспасский собор в Большом Кремлёвском дворце в Москве. — М.: Русская печатня, 1912.
Кондратьев И. Московский кремль, святыни и достопамятности : историческое описание соборов, церквей и монастырей. — М.: И. А. Морозов, 1910.
Паламарчук П. Сорок сороков: Кремль и монастыри. — М.: Книга и бизнес, 1992. — Т. 1.
© Vladimir d’Ar, 2023