Небесное воинство: образ и почитание — выставка в Кремле
vladimirdar — 24.05.2023С тех пор как увидел анонс этой выставки, я потерял покой: постоянно хотелось добраться до музейных пространств Московского Кремля. На днях это свершилось. Мероприятие проходит в Выставочном зале Патриаршего дворца и как продолжение — в зале Успенской звонницы. На самом деле это встреча действительно с древними святынями нашего народа, и осматривать их лучше и именно с подобным настроем. Это позволит почувствовать эмоции не только иконописцев, но и множества наших предков, молившихся перед спасительными образами, особенно во времена нашествий врагов на Русь.
Выставка нужная. Особенно сейчас, в наше непростое военное время, когда очередной враг, вновь насобирав орды неразумных сателлитов, стряхнувших давнюю пыль с заржавленного оружия русофобии, надвигается на нашу Родину. Очень даже стоит уловить здесь так нужную нам веру, волю к победе, уверенность её неизбежности, чувства самоотверженных воинов тех времен, что шли на смертный бой за свою землю, свою семью, за свободу жить так, как велит русская душа и в итоге победить. Так что, повторюсь: проведение такой выставки очень даже своевременно. Вы увидите фотографии артефактов, что больше чем экспонаты. Несмотря на официальный запрет фотографирования в музейных пространствах, снимать на местах разрешают. И это правильно. Все экспонаты за стеклом поэтому визуальный материал будет не совсем четким, с некоторыми паразитными отражениями, примесью «зерна» за счет высокого уровня ISO. Но, надеюсь, это не сильно помешает читателю. Итак, приступим.
Выставка является одним из крупнейших проектов в истории российского музейного дела. Всего в экспозиции более 130 уникальных произведений иконописи, светской живописи, ювелирного искусства и не только. Есть произведения, которые демонстрируются очень редко. В Выставочном зале Патриаршего дворца артефакты размещены по кругу, что приятно и экологично: нет прямоугольных формальных маршрутов осмотра. Освещение приглушенное, качественное, как и дизайн выставочных стендов и пространств.
Самое главное и важное для меня впечатление: давно хотел насладиться «общением» с Георгием Победоносцем — именно с этой удивительной, давно захватившей моё воображение иконой. Образ Георгия — первое, что мы видим, войдя в выставочное пространство Патриаршего дворца.
Это оборотная сторона двусторонней иконы «Богоматерь Одигитрия». Великомученик Георгий пользовался особым почитанием в русских землях. Князь Владимир, Креститель Руси, при таинстве Крещения дал своему Сыну Ярославу Мудрому имя «Георгий». В Новгороде Ярослав чеканил серебряную монету с образом своего святого покровителя. Наречение именем Георгий (Юрий) стало устойчивой традицией у русских князей. В их числе был великий князь Юрий Всеволодович, павший в борьбе с монголами в 1238 году и причисленный к лику святых.
Перед иконой Георгия стоит задержаться. Совершенно поражающие сознание ощущения! Образ небесного воина «живой» и одновременно дарующий одухотворенную связь с Царствием Небесным. Ты сливаешься с ним, чувствуешь обратную связь, народную любовь и почитание. Невероятное чувство!
Обойдем икону. Мы в другой части выставочного зала...
И сейчас видим (ниже) лицевую сторону двусторонней иконы «Богоматерь Одигитрия»; «Великомученик Георгий». Великий Новгород (?), конец XI — начало XII в. Дерево, паволока; темпера. Музеи Московского Кремля.
Слева от иконы «Одигитрия» икона «Святой великомученик Георгий». Москва, последняя четверть XIV века (?). Дерево, левкас; темпера
Справа икона «Святой великомученик Димитрий Солунский». Москва, последняя четверть XIV века (?). Дерево, левкас; темпера
Тут же рядом большая икона «Архангел Михаил с деяниями ангелов» (на фото ниже). Москва, около 1400 года. Дерево, паволока, левкас; темпера. Икона из Архангельского собора Московского Кремля.
Является единственным сохранившимся до наших дней храмовых образов из первых кремлевских соборов, сооруженных во времена великого князя Ивана Калиты. Наиболее вероятно, что образ мог быть выполнен одним из иконописцев артели, поновлявшей росписи Архангельского собора под руководством Феофана Грека в 1399 году. Иконографическая программа иконы является самым ранним среди русских изображений Архангела Михаила с деяниями.
Икона уникальна особой сложностью, включая клейма двух циклов — Ангельских Деяний и Деяний ангелов Троицы. Икона в полной мере раскрывает исключительно княжеский аспект почитания архангела Михаила. Архистратиг Небесных Сил испокон веков с принятием христианства на Руси, почитался как покровитель воинства и княжеской власти. Неслучайно, отправляясь в военные походы, московские князья посещали Архангельский собор Московского Кремля и молились перед храмовым образом, прося помощи в грядущих сражениях.
Культ святого мученика Никиты Готфского, почитавшегося как защитника веры и пособника на поле брани пришел на Русь из Византии в конце XV — начале XVI века. В царствование русского царя Ивана Васильевича Грозного — Ивана IV день почитания святого Никиты (15/28 сентября) пришелся на один из дней взятия Казани в 1552 году. Образ Никиты Бесогона, происходящий из одноименной церкви в Замоскворечье и почитавшийся чудотворным, вырезан из цельного куска липы и закреплен на доске с 16-ю житийными клеймами.
«Святой великомученик Георгий». Фрагмент скульптуры. Москва. 1464 год. Василий Ермолин и мастерская. Оплечный образ святого Георгия является фрагментом скульптурной композиции «Чудо Георгия о змие», созданным вместе с резным изображением святого Димитрия Солунского для Фроловской башни Московского Кремля.
Согласно Ермолинской летописи, обе скульптуры были исполнены по заказу великого князя Ивана III. Скульптура приобрела патрональную значимость — святой Георгий стал не только покровителем великих князей, но и защитником Москвы.
«Святой великомученик Георгий (Димитрий Солунский)». Икона-горельеф. Москва. Конец XIV — начало XV века. «Святой великомученик Георгий. Икона в окладе (справа в кадре). Великий Новгород (?). Третья четверть XVI века.
Образ святого воина — один из древнейших кремлевских памятников русской деревянной пластики. Этот артефакт был обнаружен Н.Н. Померанцевым на чердаке Мироваренной палаты Патриаршего дворца в 1918 году. Изображение святого воина вырезано из липы. Скульптура пострадала в пожаре и лишена рук и воинских атрибутов.
«Лонгин Сотник» и «Федор Стратилат. 1679 год. Автор: Федор Зубов (?). Запрестольный крест из Благовещенского собора. XVI век.
Святой великомученик Феодор Стратилат. Икона. Мастер Стефан Заруцкий. 1681 год. Алебастр, левкас; отливка, резьба, темпера.
Святой великомученик Димитрий Солунский. Икона, Москва, 1701 год. Иконописец Кирилл Уланов
Шлем Ярослава Всеволодовича, бармы из кремлевского клада. Два немецких меча, также найденных археологами на территории Кремля. Конец XII века.
Святые благоверные князья Борис и Глеб. Икона. Псков. Конец XIV — начало XV века.
Святой великий князь Владимир, святые благоверные князья Борис и Глеб. Икона. XV век.
Святой благоверный князь Глеб (слева на фото ниже). Россия. Первая половина XVII века. Избранные святые (справа на фото ниже). Стенка от киота иконы «Богоматерь Донская». Москва, третья четверть XVI века.
Святые мученики князь Михаил Черниговский и боярин Феодор. Москва, первая половина XVII века.
«Явление архангела Михаила Иисусу Навину» (на фото ниже). Икона. Северо-восточная Русь. 1180-е годы.
Хоругви (спороки). Архангел Гавриил, архангел Михаил. Великий Новгород, последняя треть XII – начало XIII в. Шелковые, золотые и серебряные нити; ткачество, шитье. Музеи Московского Кремля
Знамя князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Россия. Первая половина XVII века. На знамени размещен библейский сюжет «Явление архангела Михаила Иисусу Навину». По преданию, именно это знамя ратники Второго народного ополчения несли во время похода из Нижнего Новгорода в Москву в 1612 году.
«Архангел Михаил». Икона
Перейдем в Успенскую звонницу...
Святой мученик Иоанн Воин и Алексий Митрополит. Икона. Конец XVII — начало XVIII века.
«Архистратиг Михаил Грозных сил воевода». Икона. Конец XVII - начало XVIII века. Предоставлена на выставку Музеем русской иконы им. Абрамова. Является визуальным символом выставки.
Каменный барельеф со сценой битвы святого Георгия со змием происходит из Борисоглебской церкви Великого Устюга, откуда он был привезен в Москву в 1678 году. Согласно вырезанным латинским надписям перед этой иконой молился византийский император Константин Великий.
Меньший по размерам вариант знаменитой иконы «Благословенно воинство Небесного Царя». Создана в правление Василия III и ранее украшавшая пространство Успенского собора. Собрание Кремля. Выставляется редко.
Юшман (кольчато-пластинчатый доспех). Оружие православных воинов, украшенное исламскими текстами. Турция. XVIII век
«Святой мученик Уар». Икона. Москва. Начало XVII века (вверху на фото ниже). «Святой мученик Уар и царевич мученик Дмитрий Угличский». Икона в окладе. Первая половина XVII века. Запись XVII — XIX века (еще ниже на фото).
«Святой благоверный князь Александр Невский». Икона. Москва. Середина XIX века. Смешанная техника.
«Святой благоверный князь Александр Невский». Мерная икона царевича Александра Петровича, сына царя Петра Алексеевича. Москва, мастерские Кремля. 1691 год.
Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Н.В. Нестеров. Эскиз. 1897 год.
Текстиль для коронаций. XIX век.
Завершают выставку памятники советского периода, в том числе эскизы к монументальным работам Павла Корина, посвященные образам Александра Невского и Дмитрия Донского. Эти произведения служат живым свидетельством того, что во все периоды русской истории вплоть до нашего времени образы и подвиг святых воинов остаются немеркнущими символами, дающими утешение, подающими пример, дарующими надежду.
На самом деле на выставке представлено множество небольших артефактов: ювелирных украшений, монет, кубков, оружия, книги. Так что углубиться в интереснейшие детали прошлого нашей истории можно очень даже интересно.
Выставка «Небесное воинство: образ и почитание» не только понравилась, но оставила на душе воодушевленное ощущение. Всё очень достойно!
Выставка «будет работать до 20 августа 2023 года
Источники:
Материалы портала «Музеи Московского Кремля»
© Vladimir d’Ar, 2023