Великороссы

топ 100 блогов matsea13.07.2022

Вообще, когда Владимир Владимирыч и прочие рассуждают, один это народ – россияне и украинцы, то биш великороссы и малороссы, или не один это народ, да где там были какие славяне, да были ли славяне на Москве, да были ли норманы в Киеве – это все вообще мимо кассы. Великороссы – это совершенно особый народ. И дело тут не в какой-то загодочной мокше, или не тех славянах, или не дошедших викингах, или дошедших татарах – да проще все.

В 1581 году с населением Московского царства произошла колоссальная неприятность. Устроило населению такую неприятность собственное правительство – ну а кто же еще. Устроило, как всегда по подлому, в виде временной меры для улучшения жизни. Мне вообще иногда кажется, что за четыреста пятьдесят лет ничего не изменилось.

У населения отняли Юрьев день. День Георгия Победоносца, 26 ноября. В принципе, можно начать и с того, когда этот Юрьев день дали - но тогда еще ничто не предвещало.

Население занималось в основном тем, что растило злаки на скудной северной землице. Землица, естественно, была, в основном боярская, а население на ней жило и работало. И в этом не было вообще ничего необычного – так было везде. Если они хотели куда-то свалить с этой землицы, ну там к другому боярину, или попытать счастье в торговле, или там к ремеслу таланты имели, или к разбою – ну мало ли - они все же должны были досидеть до конца осени, собрать урожай, рассчитаться с боярином – в общем, вести себя как приличные люди. Боярину ж надо знать загодя, чтоб весной кто-то эту твою землю засеял, если у тебя другие планы. Обычай этот был узаконен Иваном третьим, который в общем и целом было человеком разумным и без ярко выраженных людоедских склонностей. В отличие от следующего Ивана.

Уложение об Юрьевом дне записано было в документе под названием Судебник от 1497 года. Ничего уж такого по тем временам в этом документе не было. Хочешь идти – собери урожай, рассчитайся с боярином, окошко на выход у тебя две недели – неделя до Юрьева дня и неделя после. В общем, земледелие работа сезонная, стало быть идет это работа по установленному контракту с четкими временными сроками.

А непрятность случилась при следующем Иване, которого в России зовут Грозным, а на западе Ужасным – Terrible. И вот этот сукин сын установил Заповедныя Лета. Делалось это по свински, по подлому, год за годом. Ребят, сорян, в этом году выхода нет, Юрьев день отменяется. Неурожай тут у нас. Денег нет, в стране бардак, в воде холера. Ждите следующего года. И в следуещем году – та же песня. Правда через три года царь Иван помре, и пришел ему на смену царь Феодор. Но Заповедныя Лета так и шли. Денег по прежнему не было. Земля родила так себе. У казны были здоровые аппетиты на налоги. А какие будут тебе налоги, если землепашцы с этой земли побегут - хоть тушкой хоть чучелом. Где-то лет через десять все уже поняли, что так и будет. То ли был указ Годунова о закреплении крепостного права. То ли не было такого указа. Никто этого указа никогда не видел – но вот так.

Если кто читал Борисов Годуновых – Пушкина и Толстого, то там у народа примерно два состояния: он либо безмолвствует, либо орет – верни Юрьев день. И народ полностью прав. И надо отдать народу должное – он тогда еще пытался. Он устроил смутное время, он шел за каждым объявившимся Димитрием, он отчаянно орал, верните Юрьев день. Но получилось как всегда. И даже хуже. После того, как смутное время успокоилось и оказалось, что денег нет от слова совсем, прикрепили к земле еще и посадских. Это были ничейные земледельцы, которые чего-то такое свое пахали-сажали вокруг городов. Их обложили таким налогом, что им было реально не выскрестись – так что они стали с земли этой уходить. Ну и тут их всех переписали и велели не дергаться. Так что они стали государственными крепостными.

Но вот были еще Русские земли, которые оказались под Речью Посполитой. И с ними такой неприятности не случилось. Они могли там бесконечно возбухать против панов и жаловаться, что из притесняют, но все же это были свободные люди. Их не могли продать, с потрохами или без, их не могли вот так вот запросто запороть на конюшне. Они могли чего-то такое со своей жизнью пытаться делать, как-то ее менять.

В числе прочих это попытался сделать Богдан Хмельницкий, причем не самым удачным образом. И как нам объясняли в школе, произошло счастливое событие – воссоединение Украины с Россией. Как бы там ни было, поначалу население Украины жило себе и жило, но потом Екатерина Вторая с немецкой пунктуальностью решила всех переписать и пересчитать. При этом все помещичьи крестьяне как-то вдруг ненавязчиво перешли в крепостное состояние. В общем, Богдан чуток недодумал.

Но вот теперь прочувствуем разницу. Московское царство было всегда страною крестьянской, и земледелием там занималось более 90% населения. И подавляющее большинство этого населения просуществовало в состоянии рабства почти триста лет. Двести восемьдесят, для точности. Это где-то пятнадцать поколений. Это до хренищи. И это было рабство, и ни что другое. Положение этих людей было очень немногим лучше, чем у негров в Америке. И вот эти самые негры до сих пор типа переживают последствия. А они ведь там, в рабстве своем, не так и долго сидели. Пик работорговли был в 17-18м веках, т.е. сильно позже отмены Юрьева дня. А освобождение пришло примерно в то же время, что и указ Александря второго.

В сравнении, украинцы отделались легким испугом. В Речи Посполитой крепостного права не было. Указ Екатерины был в 1783 году. Так что родители Тараса Шевченко, возможно, начинали свою жизнь еще свободными людьми. Ну и вообще, не так уж там много было помещичьих крестьян. Казаки получили воинское звание, горожане и посадские – мещанское. Под роздачу попали только помещичьи люди, причем некоторые из них уже знали грамоту, и даже были среди них поэты – по крайней мере один. И для них непотребство это продолжалось всего где-то четыре поколения. Т.е. это прабабка рассказывала правнуку, как она была свободной. А потом он тоже получил свободу – и вспомнил прабабку. В отличие от жителя Великороссии, который ждал-ждал, потом сказал, вот тебе бабушка и Юрьев день – сплюнул и ушел в кабак. И потом все пра-пра-пра-пра-внуки всегда знали, что барин – хозяин их живота. И было их таких – а вся страна.

Правда, к управлению страной их никто и никогда не допускал, поэтому страна все же как-то потихонечку чапала. Это в смысле до 17го года.

В общем, я не знаю, сколько теперь лет понадобится, чтобы люди, так неудачно попавшие когда-то под раздачу, научились что-то делать со своей жизнью и со своей страной. Надеюсь, не 280. С другой стороны, 160 уже прошло.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У меня папа пишет фентези. Его раза 4 печатали, но сейчас он все за донейшен выложил на Автор Тудей . И вот некоторые его книжки совсем без обложек стоят, а на других обложки его производства. Страшненькие )) Я, вообще, хотела руками нарисовать обложки еще год назад, но сил во время ...
  Каждый год Тема Лебедев публикует 9 мая одинаковый пост http://tema.livejournal.com/636650.html "В России есть только один культ хуже православия - культ Дня победы". В 2010 году добавил две новинки: 1. http://tema.livejournal.com/636849.html Типа, жаль, что фашисты не ...
Я просыпаюсь очень рано, но и засыпаю не позже одиннадцати!) Вчера пыталась “Голос” смотреть на первом канале, уснула на китаянке! Проснулась в половине пятого, во дворе тишина А с другой стороны на небе была Луна, выглядела фантастически, я ее сфотографировала и не посмотрела, что ...
Россия катастрофически проигрывает войну. Путин недаром согласился на переговоры, уже ясно, что стремительно и малой кровью достичь стратегических целей не получится. Переговоры - очевидное свидетельство стратегического проигрыша российской стороны. Зеленский, как лидер заведомо более ...
В сентябре побывала ещё и в Серпухове, пост написала, но в связи с поездкой в Калининград, пост так и остался лежать в отложенных. Хотела ещё дополнить, но похоже, что нет, не дополню, пусть останется в первоначальном виде. В XIV веке на месте впадения Серпейки в Нару появился город ...