Великороссы — основатели Одессы

топ 100 блогов peremogi02.08.2020 К историческим стереотипам в сознании, причем не только одесситов, относится и такой, что, мол, основателями и первыми устроителями Одессы были сплошь иностранцы. Этим пользуются украинские пропагандисты, которые пытаются представить Одессу как "не русский, а европейский
город". Это, конечно, заблуждение ввиду действительно заметной роли уроженцев европейских стран в становлении города. Мы обладаем огромной массой синхронных статистических документов, фиксирующих численный состав населения рождающегося и развивающегося города – по сословиям, вероисповеданию, этническому происхождению, предыдущему месту жительства, в том числе – уроженцев Российской империи. Первичная доля иностранцев – порядка 10%.

Нельзя утверждать и того, что собственно городскими делами ведали иностранцы или преимущественно иностранцы. Это в корне неверно. Да и краевыми администраторами были сперва Платон Александрович Зубов, фаворит императрицы, происходивший из небогатой петербургской дворянской семьи, затем Николай Михайлович Бердяев, чья биография мало исследована, и Михаил Васильевич Каховский, происходивший из смоленского польского дворянского рода, принявшего православие и перешедшего на русскую службы в XVIII веке. Первыми городскими головами были тоже великороссы, а далее они чередовались с единоверными греческими переселенцами. Познакомимся же с ними поближе.

Великороссы — основатели Одессы

Андрей Железцов — елисаветградский купец второй гильдии, первый одесский городской голова. Избран 14 января 1796 года. В голосовании принимали участие около 150 местных граждан. В числе первых жителей города он получил 15 сентября 1794 года места №№ 59-60 в VIII квартале Военного форштата под застройку. Эти места — нынешний угол Пушкинской (четная сторона) и Дерибасовской улиц. В ведомости купцам Новороссийской губернии за 1798 год значится, что он ведет торг на 3.000 рублей, в том числе на 500 — в России; «торгует разными товарами с кредитом», однако у него «дому нет». Отсутствие домостроения в высшей степени странное обстоятельство, ибо при начальной раздаче участков под застройку владельцев обязывали окончить сооружение здания в два года, а иначе участок отбирали и передавали другому, более рачительному хозяину. Вероятно, Железцов к этому времени разобрал старую, первичную постройку, а новую еще не окончил. В ведомости купцам от 31 января 1800 года указано, что в его семействе два лица мужского пола: очевидно, у Железцова был сын. Дочь первого городского головы, Анисья (Анисия) Андреевна, вышла замуж за небезызвестного муниципального деятеля – первой гильдии купца М. А. Крамарева, унаследовала дома, занимавшие весь квартал по Дерибасовской до Колодезного переулка, инициировала постройку Сретенской церкви на Новом базаре, скончалась в ноябре 1838 года, похоронена на Старом городском кладбище. Андрей Железцов скончался 10 сентября 1801 года в возрасте 40 лет. Его отпевали в одесской временной соборной Свято-Николаевской церкви и похоронили на Старом городском кладбище.

Ларион (Илларион) Федорович Портнов состоял городским головой в 1798-1800 годах. Орловский купец Портнов уже в 1795 году «имел постоянную оседлость» в Одессе и производил «довольно значительную торговлю лесом и другими русскими товарами» (железом, мануфактурой). Он получил участки №№ 61 и 62 в том же VIII квартале Военного форштата, что и первый мэр, Андрей Железцов. Между прочим, Железцов и Портнов прибыли сюда после заключения Ясского договора и построились уже в 1793 году, впоследствии просто-напросто узаконив свои владения, что удавалось далеко не всем. Дом Портнова, находившийся на углу Ришельевской и Дерибасовской улиц, много лет спустя был куплен греческим семейством состоятельных негоциантов Ралли, и на его месте в конце позапрошлого века построили новый (ныне — Ришельевская, № 5). Кроме того, Портнов владел лавками в так называемом Старом Гостином ряду на Александровском проспекте.
По ревизии 1795 года Портнов — орловский купец второй гильдии с объявленным капиталом в 8.010 рублей, из Орла убыл в сентябре 1792 года; ему 43 года, жене Наталии столько же. Дети: Егор 27 лет (очень ранний ребенок, однако), Василий 17 лет, Николай четырех лет, Анна 13-ти лет. В том же составе семья остается на 31 января 1800 года, объявленный капитал такой же.
В ведомости 1798-го находим о Портнове следующую информацию: торгует на 5.100 рублей, в том числе в России на 1.500; имеет два каменных дома, трактир, харчевню с шестью помещениями и погребом, четыре лавки и один двухэтажный флигель; занимается подрядами и отдачею недвижимости в наем. В доме Лариона Портнова, на углу Дерибасовской и Ришельевской, впоследствии принадлежавшем семейству Ралли, помещалась одна из первых в Одессе рестораций, в которой собирались по преимуществу шкипера, лоцманы, морские биржевые маклеры, факторы, страховые агенты — греки, итальянцы, югославяне. Похоже, супруги Портновы дожили до глубокой старости, ибо объявление от Одесского сиротского суда о вызове их наследников и должников помещено в «Одесском вестнике» лишь 1 мая 1837 года.

Иван Иванович Кафеджи (Кафажи, Кафажей) - одесский городской голова в 1800-1803 годах. Одесский купец греческого происхождения. Любопытно, что в 1810-х он значился австрийским подданным, то есть торговал по «гостевой статье». У него было три дочери — Вера, Надежда, Любовь, но супруга его звалась не Софией, а тоже Надеждой. Были у него еще сыновья Иван и Леонид, последний умер в младенчестве. Информация о пребывании Кафеджи в Одессе пока что прослеживается лишь до рубежа 1810-1820-х, да и то пунктирно. Впрочем, в «Одесском вестнике» за январь-март 1828 года встречаются объявления о публичной продаже в Одесском коммерческом суде принадлежащих одесскому купцу Ивану Кафеджи городского дома, водочного завода и сада на Куяльнке. Дом, о котором идет речь, на самом деле представлял три флигеля, на пересечении Казарменного переулка и нынешней улицы Гоголя, один из которых, на самом углу, так называемый «дом Отона» (флигель строил военный инженер И. И. Круг, а впоследствии перестраивал приобретший его архитектор Л. Ц. Отон), оценены в 10.500 рублей ассигнациями, а годового дохода приносят от 500 до 600 рублей. Водочный завод и сад оценили в 1.125 рублей. Вероятно, самого хозяина к тому времени уже не было на свете. До конца весны 1814 года Кафажи владел также домом по Гимназской (Дерибасовской) улице, который затем продал купеческому семейству Мясниковых, параллельно овладевших и смежными местами. Позднее вся эта территория была застроена одним большим домом по нечетной стороне Дерибасовской и четной стороне Ришельевской улиц, принадлежавшим купцам Посилиным, ныне здесь Государственный банк.

Иван Иванович Мигунов руководил городским самоуправление в 1803-1806 годах. Как и Портнов, он был уроженцем города Орла, откуда выбыл в июне 1792 года, а в Одессе в третью гильдию купечества записан в 1797-м, с объявленным капиталом в 2.100 рублей. Было ему тогда 46 лет, его жене Евдокии — 32, детям: Григорию — 11 лет, Ивану — пять, Татьяне — полгода. В 1798 году он реально торговал на 1.000 рублей, в том числе в России на 600. Владел он в Одессе двумя флигелями в восемь помещений, амбаром, двумя магазинами, двумя сараями, двумя лавками на Греческом базаре, салотопным и пивоваренным заводами в пригороде. Торговал рогатым скотом на свой капитал и с кредитом. Был членом Одесского строительного комитета, который, между прочим, приобретал для своих нужд свечи в его лавке. Курьезный эпизод: из докладной записки настоятеля одесской Свято-Николаевской церкви, будущего Свято-Преображенского собора, в магистрат от 23 июля 1797 года следует, что в день тезоименитства государыни императрицы на литургии из всех городских гражданских чинов присутствовал один только старший бургомистр Мигунов, а поелику начальство обязано сделать остальным нечестивцам серьезное внушение. Иван Иванович Мигунов, его супруга Евдокия и, по крайней мере, двое детей стали жертвами катастрофической чумной эпидемии 1812-1813 годов, после чего их имущество распределилось меж уцелевшими сыновьями Иваном и Степаном.

Иван Амвросиевич Амвросио, представитель греческой общины, впоследствии купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин, городской голова также и в пушкинскую эпоху (1821-1824 годы), исполнял обязанности городского головы в 1806-1809 гг. Владел он четырьмя лавками в т. н. Мелочном ряду, на Греческом базаре, меж Дерибасовской, Греческой и Колодезным переулком. Две из них перешли к Греческому коммерческому училищу, то есть деньги за аренду этих торговых заведений направлялись на нужды училища. На 31 января 1800 года И. А. Амвросио значится купцом второй гильдии с объявленным капиталом в 5010 рублей. Очевидно, в это время он еще холост. Один из самых ярких представителей коммерческой и интеллектуальной элиты юной Одессы, выдающийся благотворитель. Субсидировал устройство Городского госпиталя и греческих учебных заведений, под его началом создавалась первая система водоснабжения города – общественные пруды, колодцы, оформлялись естественные источники. Один из деятельных комиссаров в ходе ликвидации катастрофической чумной эпидемии 1812-1813 годов. Основал одну из первых в городе страховых компаний (1808). Выступал ходатаем от городского гражданства в финансовых спорах с верховной властью (1817). Сотрудник «Филики Этерии» (1820). Член Афинского общества распространения образования и наук в Греции (1840), награжден греческим орденом Спасителя. Создал ряд промышленных предприятий. Женился, как тогда водилось, в зрелом возрасте на девушке моложе его 28-ю годами. Жена София умерла 7 января 1874 года в возрасте 74 лет, а сам купец — на исходе 1852-го. Несмотря на разницу лет и вообще далеко не юные годы, Иван Амвросиевич оказался весьма плодовит. В метрических книгах значатся дети: Елена (1820), Константин (1822), Елевтерий (1825), Василий (1827), Андрей (1828), Григорий, (1829), еще один Григорий (1835), Надежда (1841), Наталия (вступила в брак в 1851-м). Упомянутый дом на Греческом базаре, о котором шла речь, вдова Амвросио продала за четыре года до своей кончины, в конце 1869 года.

Андросовы, братья: Иван — одесский городской голова в 1809-1812 гг., Семен — в 1812-1815 гг. В ведомости купцам на 1798 год Иван Андросов значится елисаветградским купцом, торгующим в России на 15.000 руб. в это время ему принадлежали: двухэтажный дом, кладовая, две лавки в Одессе, в Старом Гостином ряду, да еще дома в Очакове и Елисаветграде. Торговал он «красным товаром своего произведения, на свой капитал и в кредит». Здесь надо уточнить, что речь тут скорее всего идет об отечественной мануфактуре, ибо красным товаром в России именовались еще и ювелирные изделия. В метрических книгах упоминаются его жена Елена и сын Анастасий (1814).
Семен Андросов — одесский купец 1-й гильдии. В 1816-1817 годах принимал участие в организации местного девичьего училища. Между прочим, он один из тех, кто в качестве члена магистрата подписал всеподданнейшее письмо императору Павлу при хрестоматийной посылке 3.000 апельсинов, каковая акция возымела весьма благоприятные для юной Одессы последствия. По свидетельству мемуаристов, Андросовы и их потомки, крупные подрядчики, отличались исключительным хлебосольством. Они были подрядчиками сооружения и попечителями первого одесского храма во имя Николая Мирликийского. Их имя носит один из молов одесского порта, который они строили.
Яков Афанасьевич Протасов (1772 – ранее декабря 1824), купец, подрядчик, возглавлял одесское городское самоуправление в 1815-1818 гг. По его предложению (1816) было открыто городское девичье училище (1817). Впоследствии, когда он несколько охладел к общественному служению и активно занимался предпринимательской деятельностью, его, случалось, ругали — как гласного, порой игнорирующего заседания думы. Впрочем, сын Якова Протасова, Алексей Яковлевич, купец 3-й гильдии, впоследствии был видным и усердным гласным той же Городской думы. В архивных документах 1810-1840 годов упоминаются купцы Гавриил и Петр Протасовы, владевшие красными лавками на Александровском проспекте — судя по всему, брат и племянник Якова. Семейство в разные годы владело многочисленными торговыми помещениями в Старом Гостином ряду по проспекту, и один из «именных рядов», расположенный между Еврейской и Троицкой улицами, даже назывался Протасовским (реже — Еврейским, Караимским, Немецким).
Занимательно, что Одесский строительный комитет закупал в протасовских лавках гусиные перья, сургуч, бумагу, подсвечники, щипцы для удаления нагара и т. п.

Дмитрий Спиридонович Инглези (1771 или 1773 - 1846), дворянин, родился на острове Кефалония, в 1787 году прибыл в Таганрог на судне своего дяди Антония Инглези, стал волонтером (потому нередко указываемый в публикациях 1780 год рождения явно не соответствует действительности), участник нескольких военных походов на Средиземное море и сражений с турецким флотом, отставной капитан, сподвижник герцога Ришелье, комиссар в ходе ликвидации чумной эпидемии 1812-1813 годов, городской голова (1818-1821), член Одесского коммерческого суда и Строительного комитета, член Комиссии Городского госпиталя, в том числе сооружения при оном церкви, участник ликвидации чумы в 1829 и 1837 годах (в конце 1838-го награжден золотой медалью), член комиссии по устройству порто-франко, член Приказа общественного призрения, комитетов по карантинной и таможенной частям, почетный член совета Одесского института благородных девиц, выдающийся благотворитель, основатель торговой фирмы, просуществовавшей многие десятилетия, владелец домов и торговых помещений, награжден орденом Св. Владимира IV степени, греческим золотым кавалерским крестом Спасителя и др.
Отличался честностью и справедливостью в делах, пользовался большим авторитетом. Скончался 1 мая 1846 года, отпевали в греческой Свято-Троицкой церкви. В метрической записи зафиксирован возраст – 75 лет, что не вполне соответствует дате рождения, указанной в некрологе (1773); вероятно, метрическая запись точнее, поскольку едва ли в 14-летнем возрасте он мог бы поступить в волонтеры. В ходе погребения на Старом кладбище, при большом стечении народа зачитывались даже посвященные ему стихи на итальянском языке. Его супруга Екатерина Зоевна – член Одесского женского благотворительного общества, сын Спиридон Дмитриевич – также весьма заметная фигура в муниципальной и торговой жизни города, казначей Одесского женского благотворительного общества (1857). Его сын Николай Дмитриевич вступил в брак с представительницей другого известного греческого рода – Клеопатрой Стаматиевной Кумбари. Другой сын, Спиридон Дмитриевич, был также известным муниципальным деятелем.

Показательно, что все без исключения первые городские головы из русских были старообрядцами, прихожанами единоверческого Покровского храма на Александровском проспекте. В их числе –такие известнейшие, яркие персонажи ранней истории города, как Федот Бирюков, Иван Андросов, Семен Андросов, Яков Протасов, Василий Авчинников, Иван Авчинников (городской голова в 1827-1830 гг.), Мартин Католиков, Сидор Калашников, Иван Богданов, Иван Соколов, Феоктист Шокин, Федор Густов, Осип Сапожников, Евдоким Виноградов, Яков Струнин, Илья Орлов, Николай Лифинцов, Осип Прохоров и многие другие.

Абсолютное большинство первых одесских купцов – уроженцы российских городов: Орла, Калуги, Тулы, Курска, Тамбова, Серпухова, Кашина и др. Обосновались тут и уроженцы Елисаветграда, Кременчуга, Полтавы, Бахмута, Чернигова, Золотоноши и т. д. Нечего и говорить о том, что первостроителями города были и солдаты Российской армии, мастеровые, участвовавшие в сооружении порта, набережных, казарм, провиантских магазинов, в устройстве первых колодцев, и в качестве наемных рабочих за половинную плату возводивших частные постройки. В составе регионального управленческого аппарата практически тоже сплошь уроженцы империи. Градоустройство осуществлялось целиком за счет госбюджета, участки под застройку частным лицам отводились бесплатно, им многократно выдавались кредиты под символические проценты.
Занимательно, что уже в 1795-1796 годах среди немногочисленных купцов, приписанных в городское гражданство, значится четыре купчихи – купеческие вдовы Евдокия Альшанова из Курской губернии, Анисия Касталигина из города Тулы, Ксения Соколова из Калужской губернии и Агафья Татаринова из Царства Польского. И хотя в семейном бизнесе участвовали их совершеннолетние сыновья, но лишь на правах приказчиков.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это цветной снимок, судя по всему, из туристического буклета о Пскове примерно 1980-х годов, какой-то местной типографии. На снимке Средняя башня псковского Кремля. Качество цветной полиграфии каждый может оценить самостоятельно. Особенно доставляет неумение печатников чётко ...
Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев опубликовал видео со своей семьей, в котором поздравил россиян с наступающим Новым годом и пожелал переизбрания Владимира Путина президентом РФ. В своем телеграм-канале чиновник разместил видео семейного чаепития. На кадрах показаны жена и ...
1. пользуетесь ли вы гугл ридером? если да, то только читаете или шарите? и вообще, чем для вас гугл ридер концептуально отличается от жж-фейсбука-контакта-твиттера? 2. считаете ли вы, что макароны разной формы разные еще и на вкус? даже если они ...
Журналисты - это чудесные люди, которые всего парой слов могут взорвать мозг любому. Вот тут, можно сказать, человека, обремененного властью, обидели. Сказать хотели одно, но как-то сразу Кличко вспоминается. ...
     В армии нас учили – связь это главное. Будь у тебя хоть самое совершенное оружие под рукой – если ты не знаешь куда и когда стрелять– ты опасность для своих, а не помощь. В повседневной жизни это тоже актуально. Вспомните свой страх выйти из дома без телефона. А есл ...