Великий Пост и блоггеры
decalog — 08.03.2011 bagdasarov_ljДмитрий, добрый день!
Марат Гельман напомнил мне о нашей с Вами полемике по поводу Евангельского проекта
Думаю, что начало Великого Поста хороший повод принести Вам извинения, если я в чём-то переступил там грань приличия. Поэтому прошу у Вас прощения.
Роман Багдасаров
dmitrivrubel
Простите и меня за всё великодушно, если чем-то обидел или нахамил, случайно или нарочно.
bagdasarov_lj
Дорогой Дмитрий! никаких личных обид на Вас у меня не было и быть не может, но на всякий случай прощаю. Вы одарённый человек, и я очень рад, что у Вас постоянно рождаются какие-то новые идеи. Моя резкость была продиктована чувством, что было допущено некое кощунство.
Однако, реакция тогдашнего пермского владыки Иринарха, о. Максима Козлова, Патриарха, Сергея Чапнина и других официальных представителей Церкви убедили меня, что я не прав. Я имею в виду не критику отдельных деталей проекта, а сам нетерпимый тон и общую оценку. Поскольку мы с Вами присутствовали на вернисаже и кр. столе в МГУ, я считал, что "инцидент исперчен", но вот Марат человек принципиальный - и я с удовольствием ставлю все точки над "и". Скажу ещё раз, что общую идею проекта считаю блестящей, думаю у него может быть множество сиквелов, приквелов и спин-оффов:)
Если я чем-то обидел Вашу вторую половину, передавайте ей также мою просьбу о прощении и поздравление с актуальным Праздником:)
eriklobakh
А тебя угораздило за несколько дней до Поста влюбиться )))
И что теперь? Как поститься?
Что для тебя как для христианина важнее - Пост или любовь?..)))
golishev
для меня пост - это опыт умирания
чтобы воскреснуть на Пасху
любви (тем более к своему собственному порождению) не противоречит :-)))
наоборот - так слаще помирать
eriklobakh
Да не только для тебя - это для всех так )))
Вопрос же тут в другом.
Разумеется, жертвуя некоторыми проявлениями случившейся любви - ты сможешь отчётливее провести "опыт умирания".
Но тоды любовь будет страдать - ибо будет недополучать требуемого.
Ты-то "воскреснешь" на Пасху, как всякий постящийся, но ведь параллельно может и умереть любовь в её физическом выражении - от недокорма.
И тут вопрос - что важнее - любовь - или "опыт умирания для последующего воскрешения"?
Вопрос не лёгкий, хотя есть в нём что-то еритическое - и я, верный сын Православной Церкви, - конечно не должен был его задавать...)))
игумен Петр Мещеринов
Главное искушение великого поста – превращение христианства в Религию Еды. Главная ошибка великопостного времени – когда голова у нас занята едой. Вот подходит праздник Благовещения, о чём больше всего думают в этот день православные? Правильно – о том, что «сегодня можно рыбку»… Все искушения и трудности Великого поста проистекают, как мне представляется, из того, что основной акцент постного времяпровождения делается на тех или иных продуктах питания и режиме их потребления.
Избежать ошибок и искушений в Великом посту поможет очень простой критерий: нужно спрашивать себя – о чём я сейчас думаю: о еде или о Христе? Если человек думает о еде, значит, режим его поста неправильный. Обычно у постящегося православного наличествует ревность строго соблюсти монашеские великопостные уставы. Именно в этом он полагает угождение Богу и смысл постного подвига.
Разумеется, в современных условиях соблюсти эти уставы решительно невозможно. От того, что «не получается правильно поститься», и вдобавок от того, что такой «правильный пост» совершенно лишает человека физических и душевных сил, многие впадают в уныние и раздражение. А между тем всего этого легко избежать. Нужно определить свою (а не буквоедско-древнемонашескую) меру воздержания – обилие продуктов позволяет сегодня сделать это; и, обеспечив с «продуктовой стороны» ровную меру воздержания, не лишающую телесные силы необходимой бодрости, – всю свою внутреннюю энергию посвятить духовному труду: молитве, трезвению, поучению в Священном Писании, внимательному отслеживанию своих отношений с ближними.
о.Федор Людвиговский
Если вы читаете этот текст – значит, у вас есть интернет. Значит, вам не нужно рассказывать, как трудно порой бывает оторваться от компьютера – ведь по ту сторону экрана столько интересных людей, с которыми хочется поговорить, столько дураков, которые этого о себе еще не знают, столько нахалов, которых надо поставить на место. Но вот приходит пост – и мы понимаем, что нужно что-то менять. Можем ли мы отказаться от переписки по мэйлу? Вряд ли. Надо ли дать обет молчания и ничего не писать в ЖЖ? Не уверен. Но вот от чего совершенно определенно можно и нужно воздерживаться и в пост, и в прочие дни – это от бесцельного хождения со страницы на страницу, от ссылки к ссылке, от одного материала, который нам неинтересен, к другой статье, которую мы и не собирались читать. Вот здесь надо поставить себе твердый заслон – иначе вся наша жизнь пройдет мимо нас. А ведь она нам дана совсем не для этого.
Может быть, для большинства читателей всё вышеперечисленное – пройденный этап. Искренне рад, если это действительно так. В таком случае мне остается только пожелать им непрестанного восхождения к высотам духа и попросить молитв обо мне и моей семье.
vadimb
С удивлением вижу что основная масса публикаций о Великом Посте напирает на то, что в пост нужно быть добрым.
Это неправда. Церковь не учит тому что надо быть добрыми. Хотя бы потому что 95% людей живут со спокойным осознанием того что они даже черезмерно добрые люди.
Церковь учит тому что мы злые грешники и все силы употребляет на то чтобы человек осознал что он по сути злой. В этом функция Церкви.
Поэтому Великий пост это только и единственно воздержание от мяса и молочных продуктов.
Чтобы человек не ощущал в себе доброту спровоцированую сытостью и узнал что он злой.
988
Церковь не учит добру и любви? Может и не учит, но только тогда это будет церковь уже не Христа, а кого-то другого.
Что говорит Господь в Евангелии? "потому узнаю что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою"
или добро и любовь это из разных областей?
Да, Церковь показывает нам, что все мы больны и грешны, но она же и показывает нам путь к Идеалу. От простой и бездеятельной (!) констатации факта греховности уж очень попахивает "будем есть, пить и веселится, ибо завтра умрем".
Про секс во время поста это вообще запредельно. По такой же логике, раз Евангелие и каноны ничего не говорят о наркомании, стало быть ничего в ней греховного нет.
Мне кажется, Вы на очень опасном пути.
"… Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему камень жерновой на шею и бросили в море".
davlatov
Пост вреден, но не для всех. Есть достаточно многочисленная группа людей, которым пост нипочем. В данном случае я говорю о настоящий постниках: о монахах и о православных экстремистах, каким я сам был 20 лет назад. Когда мои клиенты в ресторане изучают страничку с "постным меню" - это не пост, а фарисейство. Те, кто до окончания лирургии уже лопают кашу, те, кто закупают соевый сыр и майонез - тоже не постники. Вот мы в студенческие годы постились до голодных обмороков: картофель, макароны, соленная капуста, хлеб... Так хотелось стяжать Духа Святаго, на все были готовы...
Какими неприятностями для здоровья может обернуться пост? В основном три варианта:
1. повышение массы тела (наверное не самое частое по распространенности, но самое заметное).
2. снижение экскреторной активности поджелудочной железы (при длительных постах). Синтез инсулина по идее тоже страдает, но доказательств на этот счет у меня нет, кроме личного ощущения.
3. обострение язвенной болезни и особенно ГЭРБ.
Отсюда мои рекомендации: нельзя автоматически заменить белки углеводами. Хотите постится - резко ограничивайте себя в количестве калорий. Хотите постится - проверьте свой желудок на инфекцию Helicobacter pylori, при необходимости уничтожьте этого зверя антибиотиком. Изжогу отнюдь не терпеть, а бороться с ней надлежащим образом при помощи Нексиума или Париета. Из поста выходить постепенно, а не наедаться в первый же день пасхи мясом и жирами.
По моим наблюдениям у нас очень странный Бог и Ему, наверное, нравится когда люди постятся. Хотя сам я не понимаю, зачем Богу вся эта ерунда с пищевыми табу.
Зачем посты нужны Церкви - понятно.Пост - один из элементов религиозной адаптации. Для православия - один из центральных элементов. Потому что пост - это реально. Все прочее - трудно различимые оттенки мысли, застывшие в виде догматов, каноны, на тысячу лет отставшие от реальной жизни - отвлеченная абстракция, которая мало трогает ум и сердце. Сам Бог, упакованный в тринитарный догмат, подаваемый в виде уссий и ипостасей - тоже одна из абстракций.
Мало кто соглашается пить христианство неразбавленным. Обычно предпочитают коктейли:
"Святая Русь" (одна часть православие на пять частей патриатизма),
"Св. Старцы" (православие в этот коктейле обычно отсутствует),
"Монашество" (православие, смешанное с подрясниками, четками, отечниками и патериками),
"Красота православия" (иконы, напевы и немного евангельских притчей).
В этом ряду коктейль "Великий пост" - один из излюбленных сезонных напитков.
Думаете пост - это полная ерунда? Нет! Отмените пост, прекратите контролировать сексуальную активность прихожан, индифферентно относитесь к тому, во что они одеты и все абстрактное содержание Православия падет само собой.
Если Бога не интересует содержимое моей тарелки, если Ему все равно как и с кем я сплю - следовательно вовсе не Он управляет моей жизнью. А значит и вселенной Он не управляет...
Конечно, очень странно, если Бога интересуют мои диетические предпочтения. В этом плане Бог смотрится как-то мелко: вчера Он приносит в жертву Своего Единородного Сына, а сегодня обеспокоен не слопала ли Маша в среду йогурт... Но, по слову схиархим. Софрония "наш Бог вообще очень странный".
Так что поздравляю всех с началом святаго и спасительного поста, надеюсь, разглядывая витрины в супермаркете Вы этим постом наконец поймете, сколько нечистых страстей и животного сластолюбие в Ваших черных от первородного греха душах.
В общем, будет чем заняться на исповеди! Enjoy!
dersay
Короче, ребята, я буду и дальше безжалостно банить всех, кто не уважает русскую и христианскую традицию в Великий пост обходиться без ругани и прочего непотребства. И каждому из нас нужно оградить себя стенами и башнями от всего скоромного и поганого, построить вокруг себя кремли и цитадели. Пусть внутри этих стен будет Святая Русь.
А всяческие неадекваты пусть беснуются во тьме внешней.
otez-dimitriy
Каждый из нас имеет свой опыт взаимоотношений с Богом, поэтому каждый из нас по-своему воспринимает начало поста. Кого-то это время пугает, кого-то ввергает в уныние, кто-то ждет его с радостью. Все мы разные и по-разному воспринимаем одно и то же. Но какими бы разными мы не были, совсем никак не реагировать на наступление поста мы не можем. Свое понимание этого времени есть у всех, кто, так или иначе, причисляет себя к православному христианству.
Светскому обществу легче всего воспринимать пост как диету, которой неплохо было бы придерживаться, но пока особенного желания у большинства нет. Православные, надеюсь, понимают, что ограничение в пище лишь средство, а не цель поста. А какова же цель?
Великий Пост – это задание от Бога, узнать Его волю о нас самих. А для того, чтобы понять, что замыслил о нас Бог, неплохо для начала понять самих себя, кем являемся мы в этой жизни? Человек, а современный особенно, постоянно являет раздвоенность (если не растроенность) своего сознания, когда думает одно, говорит другое, а делает третье. И восприятие действительности запутывается настолько, что понять, где есть ты настоящий порой бывает очень непросто.
У каждого из нас свои маски для общения с людьми: начальствующими, подчиненными, близкими, знакомыми, посторонними. Каждому мы показываем что-то, что лишь частично напоминает тех, кем мы являемся на самом деле. И когда ты остаешься наедине с самим собой, то понимаешь, что у тебя совсем нет сил постараться честно спросить себя – а кто есть я?
Пост – это поиск себя в самом себе. Но искать может только тот, кто действительно осознает, что он что-то потерял.
Пост – это всегда вызов для верующего человека, потому что мы прекрасно понимаем - среди нас есть множество замечательных людей, которые никогда поститься не будут. Сердце православного христианина никогда не может вынести спокойно игнорирование поста окружающими. Да, мы знаем слова апостола Павла: «кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим. 14:3), но ведь сердцу не прикажешь!
И мы должны быть благодарны светскому обществу, которое так бережно хранит традицию празднования Международного женского дня, что оно всякий раз испытывает нас – в вере ли мы? Воистину, если бы 8 марта не было, его нужно было бы придумать и сделать переходящим праздником во вторник первой седмицы. А как по другому измерить в себе градус осуждения?
holmogor
Вот интересно, готовы ли в пост наши православные чиновники и госдеятели поститься истинным постом, то есть устраняться от злых дел?
Ведь многие из них послушно клюют в пост салатики и запивают компотиком.
До четверти кремлевских чиновников, как сообщают информагентства, собираются соблюдать пост при содействии кремлевской столовой.
Могут ли они еще и не есть людей?
Советники президента - не призывать к отмене пенсий, стипендий, пособий и другим формам массового людоедства?
Чиновники - не брать взяток и не превышать полномочий?
Главы администраций, пенсионных фондов, бизнесмены и т.д. - не обрекать на недобровольный пост слабых и незащищенных?
Судьи - судить по правде, а не по прокурору?
Милиционеры - не заерживать парней, бегущих со словами "русский значит трезвый"?
Сейчас в России пожелание святых отцов "в пост воздержаться прежде всего от человекоядения" имеет очень конкретный смысл.
У нас большая часть практики власти и бизнеса построена на человекоядении.
Возможно ли хотя бы временное воздержание от людоедства?
juchkovsky
Поговорить же я в начале Великого поста хочу о прощении, терпении, смирении, радости и русских, и, не дерзая говорить за других, питаю надежды, что мои рассуждения не токмо отдалят меня самого от Великого поста и Православия, а наоборот, приблизят.
У апостола Павла в Посланиях есть замечательный месседж – «всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16). Можно вспомнить еще и Давида - «возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него» (Пс 63:11). У нас в Церкви и вообще в «русском православии» об этом как-то забывают. У русского православного человека христианство окрашено по-преимуществу не в пасхальный цвет радости, а в мрачные апокалиптические тона. Западный человек приспособил христианство под свои государственные, национальные и даже бытовые нужды, уйдя, может быть, в другую крайность (хотя ничего прямо-таки антихристианского в этом нет, а проблема именно в крайности). Русский же человек довел христианство до полного самоотречения, в том числе до самоотречения национального. Это я говорю, конечно, не о «вообще» и «всегда», а о современной тенденции, главным образом в среде «простого церковного народа», коего, тем не менее, в Церкви большинство.
ействительно, столько русский человек уже вытерпел, что даже христианство – религия Свободы и Радости – играет с ним подчас злую шутку, хотя точнее будет сказать и не христианство это вовсе, а то, как его трактуют и как его наш люд церковный понимает. И натерпевшись всяких гадостей и мерзостей, русский человек должен понять теперь, что коли он Христа исповедует и христианский образ жизни ведет, то следует делать это «позитивно». Покаяние, смирение и терпение, той формы, о которой я говорил, русскому человеку сегодня категорически противопоказаны. С таким отчасти отрицательным историческим и церковным багажом и при наличии сущестувующей власти эти добродетели могут не сослужить ему добрую службу, в том числе духовную, а может и совсем наоборот.
Недавно Константин Крылов дал прекрасное интервью, где особо подчеркнул одно из самых отрицательных качеств русского человека – это чрезвычайно низкая самооценка, «самокозление». И при всем при этом некоторые рекомендации наших попов прямо-таки возмущают (которые укладываются в «молиться, поститься и слушать радио Радонеж», а не «выступать»). Может быть, прихожанам какой-нибудь протестантской общины в Америке, - людям, преисполненным чувства собственного достоинства, в хороших костюмах, упитанным, состоятельным, оставляющим за церковной оградой добротный автомобиль, и полезно было бы «посмиряться». Русским же именно сегодня нужно во что бы то ни стало – воспрянуть духом, возрадоваться и возгордиться - и в личностном («я крут и я могу», а не «вы хуже, чем я»), и гражданственном («эти парни с юга и это трепло в пиджаке мне не указ») и даже, если хотите (почему нет?), в религиозном смысле - идея «народа-богоносца»-то никуда не девается, только сейчас ее, кажется, американцы застолбили, так давайте для начала ее «догоним и перегоним по производству и потреблению мяса и молока», а потом напомним янки, что «чья власть - того и вера» и кто круче в христианстве…
Слова в последнем вопросе про то, что «церковный пост "актуален" лишь для сытых людей» тут очень важны. Самое время процитировать статью Холмогорова «Государство и колбаса»: «… голод и пост являются противоположными вещами. Постится может только тот, кто не голодает. Голодающий не может и не должен поститься … Пост - это добровольный выбор свободного и имеющего набитый холодильник человека».
|
</> |