Великий обман. "Утомленное солнцем-2"

топ 100 блогов xlarina18.04.2010 Теги: Михалков Театр времен Никиты Михалкова


Великий фильм о великой войне был снят великим режиссером на великие деньги и с участием великих актеров. Ирония в таком великом деле вполне уместна, тем более автор этого произведения давно это жизненно важное чувство для любого художника утратил. Сквозь дорогие видеоткрытки, снятые великолепным оператором и в сопровождении великолепной музыки, как улыбка чеширского кота проступало огромное нечеловеческое эго Никиты Михалкова.
Уважая огромный труд огромного числа людей, среди которых большую часть составляют профессионалы высочайшего класса, я вынуждена признать: великий фильм оказался величайшим обманом в истории отечественного кинематографа.
В фильме много театра, в самом дурном смысле этого слова. Это выражается в обилии примитивных пропагандистских приемов, агитирующих то за родину, то за православие, в намеренных агрессивных искажениях исторической правды, в лишенных всякой логики вымученных сюжетных ходах, в приблизительности отношений и характеров. Все это повлекло за собой лобовую и грубую манеру актерской игры. Отсутсвие внятной сюжетной линии компенсируется яркими спецэффектами, невыносимым натурализмом, граничащим со смакованием и общей эмоциональной истеричностью. Эпизоды, мало чем связанные друг с другом, выплывают ниоткуда и выходят в никуда. Ни один характер не развивается, существуя лишь на уровне заявленной сцены – поэтому играть актерам нечего, ни у одного персонажа нет ни судьбы, ни биографии. А значит – каждый предоставлен сам себе и выдает на гора все, чему научился за годы существования в профессии.
Когда артисты клянутся в любви к режиссеру – их можно понять. Михалков не просто выбирает артиста на роль – он записывает его в единомышленники, посвящает его в свое братство, окружая его заботой, любовью, восхищением. При такой харизме заручиться преданностью – плевое дело. Но если в фильме 12 артист Михалков выбрал себе роль экранного лидера и на фоне беснующихся, нещадно переигрывающих партнеров смотрелся эталоном психологизма и единственным носителем художественной правды, то в «Утомленных солнцем два» его Котов столь же схематичен и суетлив, как и прочие персонажи из его окружения. Олег Меньшиков и Евгений Миронов – пожалуй, единственные из михалковской труппы актеры, отказавшиеся от навязанной режиссером манеры большого стиля и оставшиеся живыми людьми. В фильме вообще мало живого, подлинного, несмотря на обилие натуралистичных сцен смерти, насилия и жесткости. Нет настоящих человеческих страданий – а есть порой искусная, а чаще грубая имитация, балансирующая на грани дурновкусия. Совместные молитвы в окопах, крещение Нади, принятое от безногого священника на рогатой мине в открытом море, цыгане с гитарами, звонкой песней выторговывающие у немцев свою лошадь, навязчиво интернациональный состав кремлевских курсантов, бабочка, преследующая нквдэшника Арсентьева, рояли в кустах, на которых то и дело бренчат герои, описавшийся от страха пионервожатый, оголяющий свой зад немецкий пилот – перечислять эти приемы можно бесконечно, недостатка в метафорах нет, и каждая из них преподносится зрителю как режиссерское откровение. Но люди кино видели и до Михалкова – поэтому они с легкостью узнают пригодившиеся автору цитаты – из «Титаника», из «Рядового Райана», из «Проверок на дорогах»,из "Иди и смотри", из того же «Сибирского цирюльника». Мысли и смыслы, которые закладывал Никита Сергеевич в свой шедевр, были в достаточном количестве изложены им в предшествующих премьере интервью. Ужас в том, что в перенесенные на кран мысли эти превратились из масштабных и глубоких в короткие и примитивные. А попытка вывести военную тему на иной космический (или религиозный) уровень ограничилась буквальным "ауканием" божьими знаками из разных углов экрана: то божественное свечение, то слепящий глаза крестик, то горящая икона, то взорванный купол деревенской церкви.
Невозможен разговор о душе без участия человека – и об этом хорошо знали учителя Никиты Михалкова: Достоевский и Толстой. Заменить человека человеческим типом можно в газетном фельетоне или в комиксе. Но комикс о великой войне - это уже оксюморон.

http://www.echo.msk.ru/blog/xlarina/672807-echo/

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Интернет до сих пор обсуждает пост про ошибки взрослых женщин , как будто до меня никто не писал, что короткие юбчонки - для девчонок. Многим хочется втиснуться в короткие платья после 40 лет под каким-нибудь предлогом, тем более запретный плод сладок. На пляже можно, а если в ...
Мисурата перешла в руки сил Каддафи Ливийский порт Мисурата перешел в руки правительственных сил, отряды повстанцев окружены со всех сторон. Об этом сообщил вице-секретарь Главного народного комитета по внешним связям и международному ...
Добрый день всем! Скажите, а у нас как вообще, во время инфекционных заболеваний можно спокойно разгуливать? Я правда не знаю.. В общем, стояла в суперфарме в очереди в аптеку. За мной папаша с девочкой лет пяти. Она бегала туда сюда, крутилась возле меня, пару раз потрогала коляску, в ...
Министерство обороны и его глава Сергей Шойгу обманывают президента России Владимира Путина о ситуации в Сирии. Об этом в эфире радиостанции "Эхо Москвы" заявил ее главный редактор Алексей Венедиктов. "Если в новом правительстве не будет Шойгу, предположим... Для меня будет ...
Вот на такую картинку наткнулась ВК)) Ахах)) Помню, как мы раньше всей семьёй бросались к таким пакетикам, если что-то покупали)) Всем вообще дела не было до покупки: главное, успеть к пакетику первым!!! Давно я что-то их нигде не видела...Вот бы купить такой огромный и радоваться... ...