Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице

топ 100 блогов architectstyle15.01.2024 Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице

Церковь Спаса на Нередице возведена новгородским князем Ярославом Владимировичем за три месяца в 1198 году; одновременно здесь основан мужской монастырь. Храм задуман как мемориальное сооружение в память двух умерших сыновей князя. Предположительно, его строил известный по летописям мастер Коров Якович «с Лубяней улицы».

Вид церкви Спас-Нередица. Открытка почтовая, конец XIX - начало XX в.

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 01.jpg

Нередицкий храм – яркий, показательный памятник новгородского зодчества последней трети XII в.: средних размеров, одноглавый, трехапсидный, с позакомарным завершением фасадов, лаконичным декоративным решением, четырьмя квадратными столпами внутри, хорами и внутристенной лестницей. Первоначально в юго-западной каморе на хорах находился придел, с западной стороны к зданию примыкал пониженный притвор. Отличительные особенности памятника – пониженные боковые апсиды, просторные хоры, шесть погребальных ниш-аркосолиев в стенах.

Открытка видовая, начало XX в.

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 02.jpg

Наряду с Георгиевским собором храм какое-то время служил княжеским некрополем. В 1322 году в диаконнике был погребён князь Афанасий Данилович, внук Александра Невского и брат великого московского князя Юрия Даниловича, принявший перед кончиной постриг в Нередицком монастыре, а в 1552 году у южной стены храма захоронен сын новгородского наместника князь Фёдор.

Церковь Спаса на Нередице. Вид с северо-запада до реставрации. Начало XX века

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 03.jpg

До начала ХХ века памятник дошел без крупных перестроек, изменялись лишь конструкция кровли, размещение и форма окон, западные пристройки. В конце XVIII века покрытие переделано на восьмискатное, заложены боковые порталы, вместо западных пристроек сооружена вместительная паперть с приделом и отдельно стоящая колокольня. В 1839 году устроена четырехскатная кровля, закрывшая окна барабана.
В 1903-1904 годах архитектором П.П. Покрышкиным проведена первая реставрация церкви, одна из лучших в России того периода: укреплены конструкции, раскрыты и восстановлены многие древние формы (кровля, окна).

Современный вид церкви с северо-запада, фотография 2022 года

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 04.jpg

Об уникальности церкви из репортажа с Татьяной Анатольевной Ромашкевич - художником-реставратором. «Знаменит этот храм был сохранившимся до 1941 года циклом росписей конца XII века. Это, пожалуй, единственный в Европе храм, где сохранялась вся роспись. Благодаря этому храму появился такой термин, как древнерусская живопись.
Где-то с конца XVIII века в России пробудился глубочайший интерес к истории своей страны. Началось с открытия "Слова о полку Игореве". Все занимаются историей Руси, героизируя её, изучаются летописи. Только одна область не была охвачена, это область живописного искусства. Древнего искусства не знали. С петровских времён в страну вошла волна западноевропейского искусства, и Россия принимала и копировала западноевропейские образцы. То же самое происходило в стенах храма. Росписи древние сбивались и писались новые картины. Конечно, в своё время татаро-монгольское нашествие нанесло громадный урон, а вторая волна - это смена художественных вкусов. И очень мало, что осталось.
И вот на фоне нового интереса вдруг открылось, что в Новгороде существует храм XII века, и там сохранилась древняя живопись. И сюда был прислан художник Николай Авенирович Мартынов, который сделал зарисовки фресок. Эти копии были отправлены на всемирную выставку в Париж в 1867 году. Копии так поразили публику, что в честь храма на Нередице была отлита медаль по распоряжению Наполеона III. И в конце XIX начале XX века возник мощный всплеск, раскрытий и исследований нашей древней культуры».

В 1941 году огнём немецкой артиллерии храм был превращён в руины

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 05.jpg

Храм находился на линии огня, словно на лобном месте, у него не было шансов уцелеть. А уцелела примерно половина объёма кладки и 15% фресок. В 1940-ых годах проведена разборка завалов с отбором фрагментов фресок. Как это было? Во вновь организованную мастерскую в 1945 году приехала архитектор Л.М. Шуляк. Ей была поручена организация и проведение работ по разборке руин.

Любовь Митрофановна Шуляк, архитектор-реставратор

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 06.jpg

Из рассказа Татьяны Анатольевны Ромашкевич: «Любовь Митрофановна работала с пленными немцами. Её задачей было не только разобрать руины, но и сохранить материал, из которого была построена церковь: плинфа, квадры волховского камня. И, когда разбирались руины, обнаружились погибшие фрески... в осколках. То, что Любовь Митрофановна тогда совершила, можно назвать профессиональным и гражданским подвигом. Она начала собирать эти осколки, при том, что тогда реставрации руинированной росписи не существовало. У неё просто рука не поднималась всё это выбросить».

Были заказаны корзины и осколки складывались в эти корзины

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 07.jpg

Так было собрано 70 корзин фресок. Но везти этот громаднейший объём было некуда. Соорудили небольшой сарайчик, и какое-то время корзины хранились там.
Здание восстановлено в 1956-1958 годах архитектором Г.М. Штендером в формах довоенного времени по точным обмерам П.П. Покрышкина. Эта реставрация также считается одной из лучших для своего времени, образцовой для руинированных памятников. Но, что очень важно, «при восстановлении храма в стены пошли все старые материалы, которые сохранила Л.М. Шуляк: древний кирпич, волховский камень. Новых доделок практически не было.
После восстановления памятника корзины с осколками фресок были перенесены в интерьер архитектурного памятника и до начала 60-ых годов находились там».

Перед тем, как говорить о спасении фресок, зайдём в храм, и вспомним несколько фактов из истории.

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 08.jpg

Церковь была расписана через год после постройки, то есть в 1199 году. В работе принимала участие довольно большая артель живописцев, что свидетельствует о срочности заказа. Вместе с тем, при всём многообразии индивидуальных манер, фресковый ансамбль обладал художественным единством и ярким своеобразием, демонстрируя принадлежность мастеров к общему потоку местной новгородской культуры.

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 09.jpg

Фрески исполнены в широкой размашистой манере, в изображении святых преобладает канон коренастых крепких фигур, образный строй отличается почти эпической масштабностью и жизненностью. Ликам присуща открытость и непосредственность - черты, которые, вероятно, были свойственны самим новгородцам, попытавшимся воплотить в нередицких фресках своё представление о Царствии небесном, где преобладают глубокие искренние чувства, переданные прямолинейно и предельно выразительно. Господствуют очищенные и просветлённые цвета, а свет, преобразуя плоть, придаёт ей почти осязаемую жизнь. Несмотря на срочность работ, ансамбль росписей был продуман в деталях, о чём свидетельствуют акварельные зарисовки разрезов храма и подробная довоенная фотофиксация стенописи.

Роспись алтаря. Изображения святых Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского и Григория Богослова.

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 10.jpg

Роспись была призвана запечатлеть память об умерших княжичах и чувство глубокой веры во всеобщее грядущее воскресение. Этим чувством озарены лики отцов церкви в алтаре, святых жён в диаконнике, народа, принимающего крещение на берегу Иордана, в уцелевшей части композиции «Крещение» на южной стене. («Крещение Господне», 1199 г. Из всей фрески сохранился левый фрагмент, на котором изображен народ, принимающий крещение на берегу Иордана).

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 11.jpg

Полная сцена «Крещения» в довоенной фотофиксации. Наш фрагмент слева внизу

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 12.jpg

В диаконнике (юго-восточном углу) – Иоанно-Предтеченский цикл и изображения святых жен

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 13.jpg

Фрагмент изображения Иоанна Предтечи расположен в конхе диаконника. Он облачён в одежды пророка - охряный хитон и синий гиматий, переброшенный через левое плечо. Развёрнутый свиток в левой руке и поднятая в жесте благословения правая рука. Лик полностью утрачен.

Фотография 1903-1904 годов

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 14.jpg

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 15.jpg

В первом регистре диаконника, по сторонам окна, ниже конхи, помещены четыре ростовых женских изображения, по два с каждой стороны. Справа от окна - св. Устина и св. Домника. Это диаконисы - особая категория женщин в древней церкви I—VIII веков, принявших посвящение и несших определенные церковные обязанности, но не принимавших участия в совершении таинств. Институт диаконис существовал недолго и исчез после распространения женского монашества.

На восточном склоне прохода из алтаря в диаконник изображен епископ Тимофей

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 16.jpg

В арке изображение апостола из числа семидесяти видевших Христа. Это апостол Тимофей. Это первосвятители. Его лик просветленный, на нём отблеск лика Христова, близости Христова. Так понимали в XII веке божественную энергию, которая сходила на людей, находившихся с Христом вместе.

Самым выразительным проявлением княжеского заказа стал портрет строителя церкви, Ярослава Владимировича.

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 17.jpg

Ктиторская композиция одна из первых была подобрана из осколков, вернулась на место. На фреске изображён строитель храма Ярослав Владимирович, стоящий напротив Христа. Князь преподносит Христу церковь. На Ярославе нарядное, узорчатое облачение. Христос изображен в левой части композиции сидящим на троне, с благословляющей десницей.

Здесь покажу, как проходит подбор и подклейка осколков.
На фото Татьяна Анатольевна Ромашкевич, художник-реставратор

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 18.jpg

Уцелевшие на стенах после разрушений военных лет росписи укреплены и реставрируются бригадой художников-реставраторов МКРХУ под руководством Т.А. Ромашкевич. Значительная часть древнего ансамбля в виде разрозненных фресковых фрагментов находится в Новгородском музее на реставрации и подлежит подборке и установке на стену.

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 19.jpg

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 20.jpg

А мы переходим к западной стене. Тема воздаяния за земные дела становится ведущей в композиции «Страшный суд». Центральную часть должна занимать сцена Иисус Христос во славе

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 21.jpg

На стене сохранился фрагмент Олицетворение земли

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 22.jpg

Отдающая своих мертвецов земля представлена в виде обнажённой по пояс женской фигуры, едущей на чудовищном звере. В пасти зверя видна голова проглоченного им человека. В руках женщина держит чашу, из которой пьёт змей. Большинство исследователей уверенно идентифицируют изображённого зверя как льва. На современном фрагменте не сохранились изображения чаши, головы змея, ступней женщины и ног льва.

Довоенная фотофиксация сцены

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 23.jpg

Посмотрите на крошечный фрагмент над дверью на западной стене, чтобы понять, из каких осколков возвращаются фрески. Здесь, над дверью, находился ангел, который держит весы. Это те весы, на которых взвешиваются наши дела.

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 24.jpg

Ангел, держащий весы. Фотография 1930-е гг.

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 25.jpg

Т.А. Ромашкевич уточняет: «Они помещены прямо над дверью. И каждый выходящий взором упирался в эти весы. И он должен был помнить, что суд свершается каждую секунду, каждое наше действие обозначается на весах. Здесь душа предстояла перед этими весами, перед Господом. С этим пониманием жили. Ты делаешь выбор, и чаша весов склоняется в ту или иную сторону, что и определяет твою дальнейшую судьбу».

Великий Новгород. церковь Спаса на Нередице 26.jpg

Более подробно у меня на странице.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
http://ru-comprachicos.livejournal.com/31526.html Я может чего-то важного не понимаю в этой жизни. Но мне кажется, что этому отцу-герою стоит переключить свое внимание с правозащитной деятельности на элементарное зарабатывание чего пожрать своим детям. Че-то как-то я ...
Следственный комитет России инициировал проверку  в связи с обнаружением в квартире Ксении Собчак крупной суммы наличных денег... Цель проверки - установить, были ли с этих денег уплачены налоги...  Это политическое преследование или ...
  Не буду опять писать про то, какое тут у нас дерьмо и беспредел. Поднадоело однако. Да и по моему, это понятно уже даже последним идиотам - любителям наших чистых блин улиц. Поэтому напишу про смешное. Весь мир знает, что у нас вчера был театр ...
Мужчины! Ой, нет, мужики. Ой, опять нет… НЕМУЖИКИ, вы чё????? Читаю и краснею просто от стыда. Я никак не предполагала, что обычная жизненная история, описание которой не особо претендовало на высокий уровень интеллектуальности и отношений, рассказ, который высмеивал ...
Суть "перестройки" - это конвертация "элиткой" контроля над гос.ресурсами в частные деньги. Всё остальное - следствия, предвиденные или нет. ...