Круиз по Москве-реке и Оке: Нагатинская пойма
architectstyle — 08.01.2024Круиз по Москве-реке и Оке начинается с Южного речного вокзала — исходного пункта Московско-Окского водного пути. Первое здание Московского речного вокзала было построено в Южной (Кожуховской) гавани на правом берегу Москвы-реки. С 1972 году Южный речной вокзал располагался на дебаркадере стоявшем у Нагатинской набережной, недалеко от первого знания речного вокзала. В Нагатинской пойме суда, следующие на Оку проходят первый шлюз — шлюз №10.
Гидросооружения в Нагатинской пойме — важнейшая часть реализации решения о строительстве канала, принятого Советским правительством в 1931 году. Хотя Карамышевское и Нагатинское (Перервинское) гидроузлы со шлюзами №№ 9—11 расположены не на самом канале, они обеспечивают судоходство по всей Москве-реке от Северного до Южного речного вокзала (ЮРВ). Строительство канала «Москва-Волга» было разбито на 14-ть участков, причем 14-ый (Перервинский) участок имел свою контору. При строительстве были построены так же жилые дома для строителей и руководства канала Москва-Волга, наиболее известные из которых «Дом на Набережной» и «Дом Наркомвода». Естественно, в этих комфортабельных домах поселялись не только руководители каналом. Подобный дом был построен и в районе Нагатинской поймы рядом с Кожуховским затоном, в котором помимо руководства строительством Нагатинского гидроузла жили работники Южного речного порта.
Дом речников долгое время был единственным комфортабельным домом в районе Нагатинской поймы — в нём имелись лифты, в каждой квартире — ванные и даже мусоропроводы в просторных кухнях. За более чем через семьдесят лет этот район Москвы настолько изменился, что дом речников пропал среди множества домов, построенных за эти годы.
Преображение района Нагатинской поймы началось со строительства нового здания Южного речного вокзала (ЮРВ) на левом берегу Нагатинского спрямления. В 1985 году строительство было завершено. Длина причальной стенки нового речного вокзала составила 501 погонный метр. Современный вид вокзал получил в процессе реконструкции начатой в 2021 году. Фактически здание было возведено заново с изменением материалов, пропорций и декора: от прежней постройки остался лишь намёк — шпиль на главном корпусе. Открытие нового здания состоялось весной 2023 года. От станции метро «Технопарк» до ЮРВ — 910 м пешком через Южный ландшафтный парк или 8 мин на автобусе №831 (ожидание автобуса до 15 мин).
На реках Москва и Ока курсируют лайнеры с осадкой не более 1,5 м — это в основном теплоходы проекта 305, которые строились в Венгрии по заказу СССР в 1959 — 1967 годах. Из современных теплоходов на этой линии используется комфортабельный круизный колёсный трёхпалубный теплоход «Золотое кольцо» — головное судно проекта ПКС-180.
Круиз начинается от Южного речного вокзала. Лайнер огибает Нагатинский полуостров и входит в Шлюз №10 — первый шлюз, который проходят круизные лайнеры на пути в Оку.
От Нагатинского моста вверх по течению Москвы-реки теплоходы идут до Северного речного вокзала и далее в Волгу через систему из 9-ти шлюзов Канала имени Москвы.
Движение разнообразных прогулочных судов по Москве-реке весьма интенсивное, а вот грузовые суда встречаются очень редко, хотя в этом районе реки находится речной порт, сделавший Москву крупным портом пяти морей.
Москва-река в районе Нагатинской поймы кишит разнообразными одно- , двух- и трехпалубными речными прогулочными судами.
Из Нагатинской поймы суда вниз по течению Москвы-реки проходят через Перервинский гидроузел — гидротехническое сооружение в составе Канала имени Москвы. Гидроузел, построенный в 1932—1938 годах, увеличил подпор воды в Москве-реке, что позволило открыть по городскому участку реки сквозной путь для судов. Помимо шлюза №10 в этот гидроузел входят водосливная железобетонная плотина с 7 пролётами, перекрытыми стальными затворами, Перервинская ГЭС и шлюз 11 для пропуска маломерных судов (в настоящее время работает в качестве дока).
Круизные теплоходы проходят через шлюз №10 Перервинского гидроузла.
Путь от ЮРВ до выхода из шлюза №10 теплоход прошел менее, чем за час. Впереди ещё три шлюза на Москве-реке и один на Оке.
Круиз продолжается!