Великий эпизод великого фильма. "Побег из Шоушенка".

Очень люблю это кино. Стивен Кинг написал неплохую (люблю именно такого Кинга,а не ужастики), но все-таки довольно среднюю книгу, но фильм получился действительно шедевральный. По всем обстоятельствам. Особенно по кастингу - нет ни одного лишнего, запоминаются сходу и все - вплоть до минимальных эпизодников. Шикарно все.

И вот намедни, не знаю даже почему, вспомнил один очень и очень важный эпизод.
Вот этот:
Мощная сцена. Музыка, которая поразила всех. Особенно Рэда - Эллиса Бойда Реддинга :"Я не имел понятия о чем пели 2 этих итальянки в тот день. Иногда о многом лучше и не знать. Хочется думать, что пели они о чем то красивом. Сердце начинало щемить. Эти голоса были чище и светлее, чем мечтали в этом заведении. Как будто птицы влетели в наши унылые клетки и разбили серые стены. И все мы почуствовали себя свободными".

Это Моцарт. Дуэттино из оперы "Свадьба Фигаро" на либретто Лоренцо да Понте «Sull’aria… che soave zeffiretto».
В этом дуэттино графиня Альмавива диктует служанке Сюзанне приглашение на свидание, адресованное мужу графини с целью загнать его в ловушку
Вот текст с переводом:
Сюзанна: Sull’aria… Ветерок…
Графиня: Che soave zeffiretto… Какой чудный зефир…
Сюзанна: Zeffiretto… Чудный зефир…
Графиня: Questa sera spirerà… Тихий вечер…
Сюзанна: Questa sera spirerà… Тихий вечер…
Графиня: Sotto i pini del boschetto. Под сенью сосен в маленькой роще.
Сюзанна: Sotto i pini… Под соснами…
Графиня: Sotto i pini del boschetto. Под сенью сосен в маленькой роще.
Сюзанна: Sotto i pini… del boschetto… Под сенью сосен… в маленькой роще…
Графиня: Ei già il resto capirà. А остальное он поймёт.
Сюзанна/
Графиня: Certo, certo il capirà. Конечно, конечно, он поймёт.
Ничего особенного, в принципе :-) Рэд правильно определил, что это итальянский язык, но действие происходит в Испании, в замке гранда Альмавивы. Естественно Рэд, человек не очень образованный, не мог этого знать. Я вообще сомневаюсь, что он когда-то до этого слышал оперное пение. И проникся. Больше чем остальные. Но об этом чуть позже.

Меня всегда волновало иное. Почему Энди - человек образованный и умный, выбрал именно эту пластинку. Почему это дуэттино? Там были и другие пластинки, и я уверен, большинство из них было не модными мелодиями, а именно классикой, но Дюфрейн поставил именно эту. Его не понял тот же Хейвуд (превосходный Уильям Сэдлер) с улыбкой, но на полном серьезе, спросил: "Маэстро, ничего лучше не мог поставить?"

Энди еще объясняет Брайану Либби (забавно, но актер играет под своим именем) что музыка внутри, называет Моцарта (не факт, что кто-то о нем слышал, хотя ребятки все неглупые, хоть и необразованные) и вообще рассказывает о свободе и о надежде. И понимает его только Ред...

И я опять возвращаюсь к важному вопросу - почему именно эта мелодия. Давайте так говорить - не самая известная и популярная, даже среди фанов и ценителей оперы.
И я могу сделать одно предположение- а вы, мои уважаемые читатели, меня или поддержите, или опровергните.
Все дело в "Женитьбе Фигаро". Кстати, если не смотели нашу постановку Валеннтина Плучека с Мироновым, Ширвиндтом и Васильевой - бешено, жгуче рекоменндую - не пожалеете :-)) Ну так вот - по сути пьеса Бомарше - это смесь плутовского романа с комедией. Легкая, воздушная, прекрасная. Произведение свободных людей. И важный момент - все герои пьесы обманывают :-) И это не преступление, ибо обман идет во благо. Добавьте сюда легкую музыку волшебного солнечного гения Моцарта, этого Пушкина среди композиторов, и вы поймете, что только воспоминание об этой работой возвысило душу Энди и натолкнуло его на сложные мысли о свободе.

Почему эта сцена так важна. Потому что, ИМХО Энди впервые серьезно начал задумываться о том, что он может ОБМАНУТЬ систему для того, чтобы выйти на свободу. Что это ложь во благо, и что он искупил свою вину.
Мы с вами все знаем, что ломать сцену он начал еще в 1947 году, но как мне кажется, до этого момента он всерьез не собирался бежать. Он надеялся на правила, он ждал, что система сможет разобраться и выпустит его на свободу честным человеком.
Дюфрейну пришлось непросто. Он, как говорится, "родился с золотой ложкой во рту", и попав в такие условия, да еще и с двумя пожизненными, мог сломаться, причем сразу. Не зря его выделила для пари как первого, кто не выдержит ночную перекличку.

Но он выдержал, и постепннно нащупал почву. И постепенно нашел смысл своей жизни. Он делал (и успешно) мир лучше вокруг себя, смягчая ожесточенные сердца.
Найти себя окончательно, ему помогла та самая знаменитая сцена на ремонтирует крышу фабрики по производству автомобильных номеров. И эта первая ключевая сцена всего повествования.

Дальше - больше. Все его действия, все его письма и прошения - идут во благо прежде всего окружающим, но не себя. Он создает библиотеку, обогащает (во всех смыслах) окружающих, а что работает на Директора Нортона (Боба Гантона) - это некая плата. Он осознает, что мошенничает и даже с иронией замечает, что находясь на свободе, был честным человеком, и стал преступником, только попав в тюрьму, но, повторюсь, за все надо платить. Опять-таки, он понимает, что становится ценным активом, и Нортон будет его беречь. И это освобождает его от Боггза (Марк Ролстон) и "сестричек", руками капитана Байрона Хедли (отличный Клэнси Браун). Он не просил, Директор сам так решил.

При всем при этом, Энди Дюфрейн не знает точно - убил ли он, и чувствует себя глубоко виновным человеком, который несет справедливое наказание. Он глубоко порядочный, законопослушный и не преступающий закон без принуждения, человек. Он верит в систему как в Бога, и считает, что если она покарала - то это справедливо. Так я считаю.
А продолжение подкопа, резервные пути с виртуальным гражданином Ренделлом Стивенсом - это просто системность мышления Энди. У него просто всегда были резервные планы не для их осуществления, а потому что по-другому просто нельзя - он никогда по-иному не действовал.

Я УБЕЖДЕН, что вплоть до сцены с музыкой, он, несмотря на прорытый тоннель и возможности бежать, так бы и не осушествил это. До конца веря в силу правосудия и системы.
Но музыка все поменяло. Точнее именно эта музыка. Не зря после 2 недель карцера он сказал, что это было самое легкое время и вышел к столу одухотворенный и с улыбкой. Он понял, что независимые умы, могут иногда обманывать в том числе и себе на благо. Немного легкости, немного интриги - вот чего ему не хватало. И именно после этого он всерьез начал задумываться о побеге, о свободе. Не планировать, а задумываться. Планировать он начал точко после ситуации с Тони (Джил Беллоуз). Но пока - это лишь теоретическая возмолжность...игра ума :-)

И мне кажется, все это же прекрасно поняли еще 2 человека. Первый - это единственный, кто мог тягаться с Энди интеллектуально - это начальник тюрьмы Сэмюэл Нортон. Не зря его так перекосило от ситуации. И дело тут только не в непониновении Дюфрейна, хотя очень крутой момент - когда Нортон орет с перекошенным лицом и, кажется, Энди пугается этого и тянется к проигрывателю, чтобы выключить, но делает громче :-) Нортон воспитанный и образованный человек, несмотря на то, что является самым отвратительным персонажем фильма, он знает, что такое Женитьба Фигаро, он знает, что такое Моцарт и понимает, что Дюфрейн выбрал пластинку не просто так. А значит он может выйти из повиновения в любой момент, а значит его труднее контролировать.. Это очень плохо для Нортона, поэтому он готовит кнут...

А второй - это Рэд. Необразованный и плохо воспитанный человек, темнокожий (в книге ирландец просто, и они приколько это обыграли в фильме), у которого вроде как с Дюфрейном просто не могло быть ничего общего, ибо между ними бездна социально-культурная - они просто с разных планет. НО Рэд - это духовный брат Энди. Он понимает его как никто. Во всем. Поэтому тут у них даже не дружба - это духовное родство. И в отличие от подлеца Нортона, Рэд готов пожертвовать своими интересами ради Энди. Энди это видит и ценит.

Вот такие вот мысли.
А что думаете вы? Может Дюфрейн просто взял первую попавшуюся под руку пластинку, а я все выдумал? Как считаете? Напишите :-)
Спасибо, что дочитали.
Приятного времени суток.
|
</> |