Великая германокрестьянская
vikond65 — 04.06.2025

Ровно 500 лет назад (замечательная дата), 4 июня 1525 года
состоялась, так называемая вторая битва при Вюрцбурге. Она положила
конец Великой крестьянской войне, охватившей значительную часть
Германии, а также — Австрию и Швейцарию. В восстании немецких
крестьян участвовало в общем счете до 300 тысяч человек, из которых
не менее 100 тысяч погибло в боях или было казнено (иных наказаний
к захваченным в плен повстанцам не применяли).
Война продолжалась более года, а в ее последнем крупном сражении
армия наемных ландскнехтов под командованием фельдмаршала Георга
Трухзеса фон Вальдбург-Цайля напала на повстанцев, осаждавших город
Вюрцбург, и нанесла им сокрушительное поражение. Из
пятнадцатитысячного крестьянского войска более половины было убито,
а остальные рассеяны. Только относительно небольшой (примерно 600
человек) "черный отряд" примкнувшего к восстанию рыцаря Флориана
Гейера сумел отступить, сохраняя порядок и с минимальными
потерями.
На заставке — фрагмент панорамы современного немецкого художника
Вернера Тюбке "Барабаны и радуга", изображающей события Великой
крестьянской войны в аллегорическом стиле художников эпохи
возрождения — Босха, Брейгеля, Дюрера и Кранаха. В центре (в
черном) - лидер повстанцев Томас Мюнцер.
Ниже — несколько картин и гравюр, изображающих события и участников
той войны, а также — старинная немецкая солдатская песня о Флориане
Гейере, которого одни считают проходимцем, связавшимся с
бунтовщиками только ради грабежей, а другие — отважным
героем, боровшимся против угнетателей трудового народа.


Еще один рыцарь, на этот раз — конный, отбивается от восставших крестьян.

А этот рыцарь, вернувшись в свой замок, обнаружил, что он осажден повстанцами, которые окружили его вагенбургом (импровизированным полевым укреплением из повозок).

Довольно нереалистичная гравюра 16 века, изображающая стычку повстанцев с солдатами в еловом лесу.

Ландскнехты атакуют вагенбург. Обратите внимание на пушку повстанцев с деревянным стволом, скрепленным железными обручами. Такие самодельные орудия могли выдержать несколько картечных выстрелов, но ядрами из них стрелять было нельзя.

Руководители антиповстанческих сил: фельдмаршал Георг Трухзес фон Вальдбург-Цайль по прозвищу "крестьянский кошмар", герцог Георг Саксонский и великий герцог Фердинанд Австрийский, впоследствии ставший императором Священной Римской Империи.

Немецкие ландскнехты, одетые в соответствии с представлениями 16 века о красоте и элегантности. На заднем плане конный рыцарь, а внизу — еще несколько гравюр с солдатами тех времен, которые участвовали или могли участвовать в подавлении крестьянского восстания.


Солдат и смерть, которую обычно изображали с песочными часами, — очень распространенная тема западноевропейских аллегорических рисунков 15-16 веков.

Швабский рыцарь Герхард фон Берлихинген по прозвищу "железная рука", данному ему из-за протеза, который он носил вместо правой руки, потерянной в одном из боев. Он, как и Флориан Гейер, встал на сторону повстанцев, но, согласно распространенному мнению, предал их и увел свой отряд из-под стен Вюрцбурга накануне решающего сражения. Правда, есть и другая версия: Берлихинген ушел, чтобы добыть осадные орудия, без которых не удавалось взять город.
Справа — образцы немецких механических ручных протезов 16 века с подвижными пальцами, благодаря которым воин без руки мог держать оружие. Возможно, один из них принадлежал Берлихингену.

Флориан Гейер со своим "черным отрядом", прозванным так за цвет его знамени.
|
|
</> |
Надёжная внутренняя связь на предприятии: всё о VoIP-шлюзах, IP-телефонах и АТС МиниКом
Почему расставание с принцем Гарри называют «лучшим, что случилось с Челси Дэви»
Томный вечер с ипритом
“Фотоувеличение” (“Blow-Up”) М. Антониони и рассказ Кортасара
90 лет назад. Шахматный чемпион Алехин приветствует СССР
Поползень
Режиссёры советского и российского кино. Марлен Хуциев
Намибия
Тверь. Галерея пейзажа имени Е. И. Зверькова. Основная экспозиция.

