Акула с пропеллером


Ровно 75 лет назад, 4 июня 1950 года, впервые взлетел прототип палубного истребителя-бомбардировщика Дуглас А2D "Скайшарк" ("Небесная акула") — последнего винтового ударного самолета военно-морского флота США. Машина была оснащена турбовинтовым двигателем "Эллисон" Т-40-А10 мощностью 5500 л.с., представлявшим собой спарку двигателей "Эллисон" Т-38 в общем картере, работавших на два соосных винта противоположного вращения.
Особенностью этой силовой установки было то, что один из "полудвигателей" можно было отключить для экономии топлива. Тогда дальность полета "Скайшарка" значительно увеличивалась, хотя, летные характерстики не менее существенно снижались.
К сожалению для американцев, доводка и доведение до приемлемой степени надежности этого двигателя затянулись до 1954 года, а к тому времени характеристики "Скайшарка" перестали удовлетворять требованиям Пентагона. Максимальная скорость самолета не дотягивала до 800 км/ч, при том, что истребители-бомбардировщики с турбореактивными двигателями летали намного быстрее, а на повестку дня уже вставали сверхзвуковые машины.
С винтовым движителем достичь таких характеристик было невозможно. Вдобавок, в том же 1954 году, после окончания Корейской войны, американцы ради экономии списали и отправили на слом свои малые эскортные авианосцы, для которых изначально предназначался "Скайшарк".
Все это привело к закрытию программы А2D на уровне войсковой опытной серии в 10 экземпляров. Хотя, в принципе, самолетик был весьма неплох. Он был развивал скорость 792 км/ч, был вооружен четырьмя 20-миллиметровыми пушками и мог поднимать 2,5 тонны боевой нагрузки. Для сравнения, советский Ил-10М, запущенный в серию в 1952 году, выдавал всего лишь 512 км/ч и брал на борт не более 600 кг бомб или ракет. Но "Небесную акулу" сгубил перфекционизм. В общем-то, обычное дело в истории авиации.

Первый прототип ХА2D-1 без вооружения со сложенными консолями крыла.

Подготовка к испытательному полету одного из предсерийных А2D. Под крылом видны восемь пилонов подвески вооружения и два больших пилона для ПТБ.

Двигатель Т40-А-10.

"Скайшарк" в посадочной конфигурации с выпущенными шасси и закрылками.

Единственный сохранившийся до наших дней музейный экземпляр "Скайшарка" с подвесными топливными баками.
|
</> |