Вчерашний Вольфганг Мюнхау в Financial Times, перевод мой
alexbogd — 15.05.2012 Какой выбор был бы экономически рациональным для Греции, учитывая экономическую и политическую ситуацию? Я вижу четыре возможности, каждая из которых чревата неопределенным исходом.Первая - сохранение статус-кво: новые меры экономии и экономические реформы, как это было намечено МВФ и ЕС. С одной стороны, есть риск, что это будет держать Грецию в вечной экономической депрессии и долговой ловушке, когда потенциал экономики сокращается быстрее, чем восстанавливается ее рост. С другой стороны, хотя на бумаге это может работать в экономическом смысле, политически подобная тактика почти наверняка потерпит неудачу. Вообще-то это уже, вероятно, происходит. СИРИЗА, ультра-левая партия, выступающая против мер экономии, лидирует в последних опросах общественного мнения. Если этот результат будет повторен на будущих выборах, партия также получит желанный приз в 50 дополнительных мест в парламенте, или 1/6 часть всех мест. Так что это окончится триумфом экстремистских партий. Поскольку такой выбор не будет работать ни экономически, ни политически, он никак не может быть рациональным выбором.
Вторая возможность - следовать тому же плану, пока Греция не достигнет первичного профицита, то есть сбалансированного бюджета перед выплатой процента по долгу, а затем уйти в дефолт или, по крайней мере, провести новые переговоры по программе с МВФ и ЕС. Это более реалистично, чем первая возможность. Вариант подобного решения обсуждался на переговорах (греческих лидеров) на прошлой неделе. Но есть риск, что меры экономии, необходимые, чтобы достичь этого момента, окажутся либо настолько жесткими, либо настолько долгими, что политический риск вновь начнет оказывать влияние.
Третья возможность обрисована Алексисом Ципрасом, лидером СИРИЗА. Он хочет, чтобы Греция отказалась от программы немедленно, обратила вспять часть реформ и изучила возможность дефолта по остающемуся внешнему долгу. Ципрас заявляет, что это не приведет к выходу из еврозоны. Он говорит, что это ЕС блефует. Я не уверен, что он прав в последнем заявлении. Но, с другой стороны, я не уверен, что он неправ. Что случится, если Греция выйдет из программы в одностороннем порядке? Прежде всего, ЕС остановит кредиты Греции. Затем Греция допустит дефолт по всему внешнему долгу. Но, учитывая ее первичный дефицит, Греции придется реализовывать еще большую программу экономии. Если Греция еще будет хотеть при этом остаться в еврозоне, смогут ли другие заставить ее покинуть валютный союз? Европейские договоры не содержат нормы, по которой члены еврозоны могут покинуть ее, и уж точно не предусмотрена ситуация, когда кого-то из еврозоны выгоняют. С технической точки зрения ЕЦБ мог бы решить не принимать греческие бонды в залог. Он также мог бы ответить отказом на просьбу о срочном вливании ликвидности. Тогда у Греции не будет другого выбора, кроме как покинуть еврозону "добровольно". Но это было бы невероятно враждебным действием (со стороны ЕС).
Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле уверен, что еврозона выдержит выход Греции. Это напоминает мне о его суждениях в прошлом году, когда он заявил, что еврозона сможет легко справиться с добровольным участием инвесторов (в реструктуризации долга). Может оказаться, что это еще одна долгая череда ошибочных суждений. Я ожидаю, что инвесторы будут более агрессивно ставить на распад еврозоны, если Грецию заставят выйти. Также существует неопределенный риск распространения финансовой "заразы". Как заявило агентство Fitch Ratings в пятницу во время коалиционных переговоров (в Афинах), выход Греции оказал бы негативное влияние на рейтинги еврозоны. Господин Ципрас прав, когда говорит, что ЕС не заинтересован в том, чтобы вытолкнуть Грецию из еврозоны. Проблема в том, что еврозона все равно может это сделать, потому что ее лидеры неправильно оценивают ситуацию.
Четвертая возможность - немедленный добровольный выход. Греческий экспортный сектор очень мал и, как указал Виллем Бьютер из Citibank, первоначальный рост конкурентоспособности будет быстро размыт принимаемыми политическими мерами.
Из четырех возможных возможностей самая плохая - первая. Следуя программе ЕС и МВФ, Греция получит 10 лет депрессии, неизбежный выход из еврозоны и вероятное крушение демократии. На мой взгляд, лучший выбор - реализовать стратегию по достижению первичного профицита в 2013 году и потом объявить дефолт по всему имеющемуся внешнему долгу, государственному и частному. Это будет непопулярно за пределами Греции, но вытолкнуть Грецию из еврозоны будет тяжело. Я считаю, что подход господина Ципраса слишком рискован. Но я могу понять, почему греческие граждане могут за него проголосовать. Его позиция уж точно более рациональна, чем продолжение мер экономии, как это предлагает центристский истеблишмент - второе не дает никакой перспективы возврата к экономическому росту. Это то же самое, что в Германии в 1930-е годы.
Так что у нас остается выбор - объявить дефолт позже или объявить дефолт сейчас. Я бы предпочел дефолт позже, поскольку это позволит провести более плавное сокращение бюджетного дефицита, реализовать ряд важных реформ и повысить вероятность того, что Греция может остаться в еврозоне. К сожалению, политическая динамика сейчас ведет в другую сторону.
(с) Вольфганг Мюнхау.