Вчера в какой-то статье чуть не написал: "у себя в
roman_shmarakov — 08.09.2011
Вчера в какой-то статье чуть не написал: "у себя в подтексте".
Убрал, когда понял, что мне это представляется как "у себя в
подполе": цементированный пол, голая лампочка и бесконечные ряды
трехлитровых банок с огурцами вдоль стен, уходящие во мрак
благосостояния.
Не соврать - когда в ЖЖ была очередная дискуссия о Михалкове и одна
из участниц сказала по поводу парусных танков: ну что вы, дураки,
не понимаете, это же аллюзия на то и то, глубокоуважаемый
philtrius
написал фразу, над которой я потом пролил не одну слезу умиления:
аллюзия - это прием, и он может быть удачным, а может и нет. Если
бы все это понимали, жить было бы гораздо легче. Но нет, у нас
считается, что наличие аллюзий - само по себе комплимент автору,
который так богат культурой, что и под линолеум у себя чего-то
насовал на черный день. Вот что меня бесит в тех редких случаях,
когда я натыкаюсь на деятельность современных литературных
критиков. Допустим, NN написал роман, построенный на одном
формальном приеме, который сам по себе не хорош и не плох, но в
принципе непригоден для романного жанра, поскольку противоречит
всем его возможным требованиям (я имею в виду вполне конкретного NN
и роман, но дискуссий по его поводу затевать не хочу). Иначе
говоря, текст NN создан на основе, обрекавшей его на неудачу ab
initio, и если бы автор позволил себе малейшую профессиональную
рефлексию над своей затеей, он бы от нее отказался. Пишут ли
рецензенты об этой, первейшей стороне дела? Держи карман. Они пишут
о мировоззрении NN, о его экзистенции, о том, что "ему нравится
следить за" и "опускаться в", как будто они одарены способностью
воспринимать эту экзистенцию непосредственно, минуя сюжет, в
котором она диспонируется. - Счастливые люди. Всем же остальным,
кто лишен этого дара и не пишет критических статей, полезно помнить
сентенцию Данте, что буквальное значение текста служит материей для
его аллегорических смыслов и потому невозможно постичь другие
значения, минуя буквальное. Иначе говоря, плохого романа не спасут
намеки на поход аргонавтов или на отделение неба от земли - введя
их в текст, ты лишь поставишь себя в невыгодную ситуацию сравнения
с теми, кто и в поход сходил удачно, и небо отделил грамотно.