ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН ЕДЕТ В ИНДИЮ


Весной 1874 года Василий Верещагин отправился в свое очередное путешествие в поисках вдохновения, на сей раз в далекую, загадочную и экзотическую Индию.
С одной стороны, поездка Василия Верещагина в Индию кажется абсолютно логичным поступком такого человека, каким он был (или же казался окружающим). Он страстно любил менять обстановку, причем радикально контрастно. Он жаждал открывать новые места и впитывать новые впечатления. Он вообще любил экзотику. И, наконец, у него был повод отправиться не просто в путешествие, а в свадебное путешествие: что может быть прекраснее, чем открывать новые страны в компании прелестной молодой супруги.
К тому же есть свидетельства, что красоты и своеобразие индийской культуры и искусства, а особенно архитектуры, Верещагину активно рекламировал Владимир Стасов, попутно рассказавший другу и об особенностях индуизма, а также специфике кастового деления индийского общества. Он же подобрал для Верещагина и некоторое количество справочников и альбомов.
Вроде бы все логично и правильно, но все-таки есть в истории о поездке Верещагина в Индию и некоторые странности. Во-первых, совершенно непонятно, почему он сорвался из Петербурга как-то совершенно внезапно, не закончив множества важных дел, и при этом все биографы утверждают, что к путешествию он готовился весьма тщательно, читал литературу, продумывал маршрут. Однако он бросил выставку «Туркестанской серии», не дождавшись ее окончания, хотя у него были конкретные благотворительные планы, касающиеся итоговой суммы, полученной за продажу билетов и каталогов. Более того, многие дела он вообще завершил в письменном виде: отправил прошение в военное ведомство об увольнении со службы (он все же получил официальный статус, когда отправился в Туркестан), также письменно отказался от звания академика и профессора Академии художеств, которые были ему присвоены по итогам его последних работ. И, наконец, он даже не довел до конца переговоры с Павлом Третьяковым о продаже «Туркестанской серии». Дело заканчивал тот же Стасов, которым Верещагин руководил через переписку.
Это значит, что что-то очень сильно подгоняло художника, хотя его путешествие официально предполагалось творческим и развлекательным. И тут первое, что приходит в голову, это мысль о том, что Василий Верещагин вполне мог быть русским разведчиком, специализировавшимся на азиатском направлении. И в таком случае совершенно не случайно, что значительная часть маршрута индийского тура художника должна была проходить по Тибету, к которому у русских властей всегда был особый интерес.
Между прочим, изначально, Верещагин намеревался попасть в Индию как раз через Тибет. Его планы предполагали поездку через Соловецкий монастырь в Сибирь, затем в Японию и Китая, а уже из Китая в Тибет и Индию. Но затем все поменялось, и художник отправился в Индию более традиционным способом морским путем из Одессы в Константинополь и далее через Александрию и Суэц в Бомбей. Похоже, что он торопился, а поездка через Сибирь и Китай могла бы занять слишком много времени и иметь слишком много непредсказуемых последствий.

Верещагины выехали из Петербурга 31 марта, а в конце апреля уже оказались в отеле «Бельведер-хилл» в Бомбее. Их дальнейшее продвижение по Индии очень сильно напоминает не путешествие туристов с целью посмотреть как можно больше достопримечательностей, а деловую поездку, конкретную цель которой ее участники стремятся если не полностью скрыть, то хотя бы немного завуалировать.



Из Бомбея супруги отправились в Мадрас, затем в небольшую деревушку Эллору (Эллур) недалеко от Аурангабада, чтобы полюбоваться комплексом высеченных в скале буддийских, джайнских и брахманских храмов 6-13 вв., далее в Аджанту (также посмотреть на буддийские храмы с росписями, высеченные в скалах) и в города центральной Индии – Удайпур, Аджмер, Джайпур и Агру. В Агре Верещагины были в декабре 1874 года, и уже оттуда они направились к подножию Гималаев. Художник писал об этом своему другу Стасову:
« Я предприму тщательный обзор и объезд гималайской границы с ее в высшей степени интересными странами и племенами…»

Верещагин предполагал пробраться в Тибет через Непал, заодно побывать в столице Непала Катманду и увидеть своими глазами Эверест. Однако планы пришлось скорректировать. Сначала все шло, как и было задумано, и путешественники благополучно добрались до Аллахабада. Там они отправили своего проводника Парси, происходившего из бомбейских огнепоклонников, вперед с багажом, который везли на арбах, а сами на поезде добрались до Баникпора.

Там Верещагины познакомились с англичанином доктором Симпсоном, который одновременно руководил местным госпиталем и тюрьмой. Узнав о предполагаемом маршруте русских, он стал активно отговаривать художника от поездки в Непал, утверждая, что тамошние власти вряд ли выпустят путешественников дальше, чем на десять миль от столицы, и вообще народ там дикий и подозрительный, так что помогать русским никто не будет.
В итоге Верещагин решил изменить свои первоначальные планы. Судя по всему, доктор Симпсон менее всего заботился о благополучии своих новых знакомых и старался лишь не допустить их в регион, который англичане считали важным стратегическим плацдармом для дальнейшей экспансии в Тибет и Южный Китай. Надо полагать, что Василий решил не портить отношения с местными колониальными властями и не светить свой принципиальный интерес к соответствующему региону. Он поступил так, как поступил бы нормальный турист: поблагодарил англичанина и сообщил ему, что собирается последовать его совету.
Продолжение следует...