ЖАН БАТИСТ СИМОН ШАРДЕН. МОЛИТВА ПЕРЕД ОБЕДОМ. 1744
nikonova_alina — 10.10.2025
Часть 2.
Итак, перед зрителем предстает скромная, но тем не менее отнюдь не бедная кухня. На полке справа – посуда: бутыли, котелок, кастрюля и висящая под ними сковорода. Стол накрыт чистой белой скатертью, на нем фарфоровые тарелки и приборы, а вокруг стола размещены два мягких кресла с шелковой полосатой обивкой и специальный детский стульчик для младшего ребенка. Слева можно заметить часть камина с мраморной облицовкой.
Контуры посуды перекликаются с разбросанными по всей комнате кругами, изображенными в разных ракурсах, - барабаном, тарелками, жаровней и столом, задавая ритм композиции. На голом полу стоит горшок, наполненный горячими углями. Это жаровня, на которой подогревали обед. Ее ручка, расположенная диагонально и показанная художником в перспективе, направляет взгляд зрителя в глубину картины. Начищенная медь жаровни перекликается своим цветом с общим красновато-коричневым колоритом этой работы,
И дети, и мать одеты просто, но чисто и прилично, даже изящно. И у детей есть игрушки: маленький барабан висит на спинке детского стульчика, а в левом нижнем углу лежит какое-то игрушечное оружие.
Главным героем полотна является младший ребенок, который в первый раз самостоятельно произносит слова молитвы. Это – мальчик несмотря на то, что одет он в платье. В то время всех детей независимо от пола одевали одинаково – в платья примерно до пяти-шести лет. А на пол ребенка указывает барабан, висящий на спинке его стульчика. Очевидно, что он представлял себя бравым солдатом, марширующим под звуки этого инструмента, и конечно же это не девчачья игрушка.
Мать, наливающая суп, остановилась. Она прислушивается к каждому слову, произносимому сыном. Кажется, даже ее руки обратились в слух.
Лицо молящегося мальчика от нас скрыто. Мы видим лишь его пухлые щечки и слегка вздернутый носик. Его светлое платье почти сливается с цветом скатерти. на которую отбрасывают тень молитвенно сложенные руки ребенка.
Шардену удалось достичь в «Молитве перед обедом» поразительной проникновенности и теплоты, демонстрирующей атмосферу любви и доверия, царящую в этой простой семье. Художник добился этого как бы «связывая» взглядами всех персонажей картины. Малыш доверчиво смотрит на мать, она – с нежностью на него. Молодая женщина как бы готовится подсказать мальчику слова молитвы, если он запнется. В другой «Молитве перед обедом», тоже хранящейся в Лувре, лицо матери имеет несколько другое, более сосредоточенное и строгое, но тем не менее, все равно в ее взгляде чувствуется огромная материнская любовь.
И старшая девочка с тревогой наблюдает за младшим братом, также пристально, как и ее мать. Чувствуется, что она искренне хочет, чтобы он не сбился и не забыл молитву, которую, вполне возможно, раньше они повторяли вместе. Заметно, как она волнуется за него, не будучи уверенной, что он правильно запомнил все такие важные слова, с которыми он должен впервые сам обратиться к Господу. Девочка тоже молится, - нам видны ее сложенные руки над краем стола, но очевидно, что ее внимание сосредоточено не на собственной молитве, а на том, как произносит молитву ее брат.
Художник выполнил эту работу в теплых коричневато-красноватых тонах, что создает впечатление теплой и уютной атмосферы, царящей в этом доме.
Шероховатую и словно светящуюся изнутри мягким приглушенным светом поверхность картины Шарден создает, накладывая на холст несколько слоев краски. Детали своей «магической», по словам современников, техники он держал в секрете.
Эта картина Шардена оказалась невероятно популярной, и поэтому не удивительно, что художник написал несколько ее авторских повторений. Одно из них датируется 1744 годом, и впоследствии по личной инициативе Екатерины II оно попало в Эрмитаж. Императрица вообще очень благоволила к Шардену и даже заказала ему картину для строившегося тогда в Санкт-Петербурге здания Императорской Академии художеств, которая должна была украсить вход в Конференц-зал Академии в качестве десюдепорта. Шарден написал реплику своего знаменитого «Натюрморта с атрибутами искусств», и эта работа настолько понравилась императрице, что она предпочла оставить его в коллекции Эрмитажа.
P.S. Через десять лет после смерти Маргариты Сентар Шарден вновь смог обрести семейное счастье с Франсуазой-Маргаритой Пюже, молодой и весьма состоятельной вдовой. Второй брак принес ему уютный семейный очаг и финансовую стабильность, но была ли в нем такая же любовь, как в первом, я сказать не берусь…
Наука о шторах блэкаут и сне детей
ДАРТ вейдер УЖ не ТОТ
Ost Deutschland
Вас предупреждали
Вице-адмирал белого флага - 38
... на круги своя.
С днем Учителя!
Саммита в Будапеште не будет. Что дальше?
21 октября ● "Всемирный день яблок", "День разноцветных зонтов" и не только...

