Ваши поправки? Так исполняйте!
novayagazeta — 02.03.2021
Мосгорсуд, как и Минюст, не является компетентным органом, чтобы
оспорить решение ЕСПЧ по делу Навального.
Мосгорсуд обнародовал полный текст апелляционного
постановления судьи Дмитрия Балашова по делу о замене Алексею
Навальному условного срока на реальный, которое было провозглашено
20 февраля. По фабуле оно не отличается от постановления
Симоновского суда от 2 февраля, но дополнено отповедью в адрес
ЕСПЧ, который со своим требованием освободить Навального из-под
стражи «встрял» как раз между решениями первой и второй
инстанций.
Мосгорсуд согласился с тем, что «с 20 августа по 23 сентября 2020
года Навальный находился на лечении». Сначала в больнице № 1 г.
Омска, а впоследствии в клинике «Шарите» г. Берлина. Но после этого
препятствий, чтобы прийти и отметиться во ФСИН, у него не было. 16
октября ФСИН направил ему предупреждение о явке 23 октября, которое
было проигнорировано. «Установить местонахождение осужденного не
представилось возможным», и 29 декабря Навальный был объявлен в
розыск, что ни им, ни его защитой не обжаловалось.
Оставаясь в Берлине на амбулаторном лечении, Навальный мог и не
узнать о предупреждении, направленном ФСИН по его московскому
адресу, как и об объявлении его в розыск. Зато весь мир знал, где
он в это время находился, — и только ФСИН «не знал». Эту «фабулу»
Мосгорсуд скопипастил из решения Симоновского суда, но дальше в его
определении начинается путаница.
„
Судья Балашов отказался принять во внимание решение ЕСПЧ,
«поскольку указанная судебная инстанция не является вышестоящим
судом для судебной системы РФ».
Судья ссылается на «решение ЕСПЧ от 17 февраля» и «усматривает из
текста», что речь идет не об обращении к нему (к суду), а об
«обращении Комитета министров ЕСПЧ в адрес правительства
России».
Вопреки мнению судьи Балашова, Комитет министров — это орган Совета
Европы, а не ЕСПЧ. Решение ЕСПЧ об обеспечительных мерах в
отношении Навального принято 16-го, а не 17 февраля. Речь идет не
об «указаниях ЕСПЧ судам РФ», которых тот давать, разумеется, не
вправе, а о документе, которым Комитет министров Совета Европы
сопроводил решение ЕСПЧ. По его смыслу в местах лишения свободы
Навальному грозит опасность. Прямо о том, что она исходит от
российских спецслужб, конечно, не говорится — это было бы
некорректно с дипломатической точки зрения, — но именно это имеется
в виду.
Комитет министров Совета Европы не просит ответа Мосгорсуда — он
обращается «к России» как участнику Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод. Ему все равно, какой орган власти
в России исполнит требование освободить Навального до
окончательного решения его дела по существу.
И министр юстиции Чуйченко, взявшийся спорить с ЕСПЧ в тот же день,
и судья Мосгорсуда Балашов могли бы доложить Совету Европы об
исполнении требования ЕСПЧ. Это мог бы сделать даже Дмитрий Песков,
тоже выступивший со своим сардоническим комментарием в адрес ЕСПЧ,
и это было бы нормально. Но никто из перечисленных должностных лиц
не уполномочен давать заключение о неисполнимости решений ЕСПЧ на
территории РФ.
Как мы уже сообщали («Новая» № 18–19), ситуация
неисполнимости решений ЕСПЧ была предусмотрена при внесении
поправок в Конституцию РФ прошлым летом. В соответствии с п. 5.1 (в
новой редакции) ст. 125 Конституции «разрешать вопрос о возможности
исполнения решений межгосударственных органов… в их истолковании,
противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения
решения… международного (межгосударственного) суда…, налагающего
обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам
публичного правопорядка Российской Федерации» компетентен только
Конституционный суд РФ.
Сами же создали механизм — так давайте ему следовать. Тем
более мы видим, что судьи общей юрисдикции путаются в вопросах,
связанных с компетенцией ЕСПЧ и Комитета министров Совета Европы.
Конституционному суду тоже будет нелегко обосновать неисполнимость
освобождения Навального из-под стражи, но он
постарается.